Глава 2. Этапы развития государственного устройства средневекового Китая. 2. 1 государственное устройство в период правления царств Тан и Сун в начале VII в

ГЛАВА 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СРЕДНЕВЕКОВОГО КИТАЯ. 2.1 Государственное устройство в период правления царств Тан и Сун в начале VII в. - конце XIII в

 

Особенностью формирования Китайского государство было то, что оно состояло из многочисленных китайских племён нуждающихся в централизации, что требовало большого чиновничьего аппарата, а также большого воинского состава для противоборства с внешними и внутренними агрессорами. Поэтому «важной составляющей господствующего класса являлось учено-служилое сословие, чиновничество. Вместе с семьями чиновники составляли от 1,5 до 2% населения.»[5, с. 168]. Такой обширный аппарат не был характерен Японии, в связи с менее обширными территориями. Но для эффективного управления территориями страна нуждалась в сильном государе, так отмечается, что «методы правления сына и преемника Ян Цзяня - Ян Гуана (604-617) приближались к деспотическим.»[5, с. 157]. Императорам было необходимо иметь харизматический характер, точно так же как и большую армию, для объединения обширных китайских земель. В свою очередь, императорам удавалось контролировать страну: «Бывшему наместнику суйского двора в г. Тайюань Ли Юаню, провозгласившему себя в 618 г. основателем династии Тан, и его сыну Ли Шиминю удалось стабилизировать положение и к 628 г. полностью подавить восстание и мятежи. Именно при этой (618-907) складывается тот тип имперского управления, который вплоть до нового времени оказывал большое влияние на всю политическую систему Китая.»[5, с. 158]. Именно на начальном этапе формирования государственности происходит заложение тех государственных институтов, которые существовали и в дальнейшем, подвергаясь лишь реформированию. Представлял из себя этот аппарат следующую структуру: «Управление осуществлялось через разветвлённый чиновно-бюрократический аппарат, состоявший из центральных (столичных) и местных органов. Сановники из высших правительственных учреждений - Императорского секретариата (Чжуншушэн) и Императорской канцелярии (Мэнсяшэн)- допускались к обсуждению императорских указов. Высшим правительственным учреждением было также Управление ведомств (Шаншешэн). Оно возглавляло Шесть Ведомств (люб у) центральных органов исполнительной власти: ведомства Чинов, Налогов, Ритуалов, Военное, Судебное и общественных работ. Принципы их организации и деятельности были кодифицированы в составленном в первой половине VIII в. своде «Тан лю дянь» («Законоустановления Шести Ведомств династии Тан»). В столице, г. Чанъань, была также Палата цензоров (Юйшитай), уполномоченная проверять работу чиновников во всех центральных и местных учреждениях, кроме Императорского секретариата и канцелярии.»[5, с. 158]. Как видно, организация верховного госаппарата была устроена достаточно разветвлённо, а «на местах управление осуществлялось в соответствии с системой административного деления империи. Страны была разделена на 10 провинций. Но провинциальных органов власти ещё не было. Высшим звеном местной власти было Управление округом (чжоу), возглавляемое начальником округа (цыши). Округу делились на 3 разряда в соответствии с количеством населения. Всего в империи Тан первоначально было 358 округов. Ниже стояли уездные правления. Уездов насчитывалось от 1551 до 1573, и они также делились на 3 разряда.»[5, с. 158].

Для легитимизации работы государства создавалась и нормативная база: «Государственное устройство империи закреплялось детально разработанным законодательством. Письменные законы в Китае в конце VI-VIII в. подразделялись на люй - уголовные кодексы, лин - административные статуты, гэ - сборники указов, дополняющие кодексы и статуты, и ши - нормативные правила поведения. При династии Тан было составлено несколько сводов законов. В 651 г. выработали кодекс «Тан лин», в котором фиксировались штаты всех центральных и местных учреждений, порядок делопроизводства, а также повинности и обязанности простого люда. В составленном к 653 г. кодексе «Тан Луй шу И» нашла отражение строжайшая регламентация, которую государственная власть пыталась на все стороны общественной и личной жизни населения и тем обеспечить стабильность порядка и эффективность управления. Свод «Тан лю дянь», как уже говорилось кодифицировал принципы организации и деятельности Шести Ведомств.»[5, с. 159]. Таким образом закреплялась государственное устройство. Как показало время, сломить систему уже не удавалось ни революциям, ни многочисленным сменам императорской власти. Потому что поддерживалось это благодаря большим военным структурам, существовавших в городах. Это в итоге образовало «Систему военных округов.»[5, с. 158].

В это время государство не требует больших налогов, видимо, боясь недовольства многочисленного населения китайских городов: «Налоговые ставки не были высоки. Например, зерновый налог составлял приблизительно 1 /40 части среднего урожая.»[5, с. 164]. Что же касается самого китайского народа, то «изучение сословно-классовой структуры китайского общества конца VI-IX вв. затрудняется тем, что официально принятое тогда социальное деление («чиновники», и «народ», состоящие, в свою очередь, из четырёх категорий - учёные, земледельцы, ремесленники и торговцы) далеко не адекватно отражает реальность.»[5, с. 167].

Идеологической основой, объединяющий народ и, конечно, способствующей централизации страны, играет буддизм: «Императорское правительство до середины IX в. поддерживало буддизм, пытаясь использовать его для укрепления своего престижа.»[5, с. 172].

Если характеризовать время правления династий Тан и Сун, то «в целом китайское общество конца VI-IX в. представляло собой ярко выраженную иерархическую структуру с монархической, централизованной формой правления, преобладанием аристократических начал в социальной и политической жизни и весьма дробным сословным делением, отражавшим различную степень относительной личной свободы или зависимости.»[5, с. 158].

Но постепенно с дальнейшими завоеваниями и расширениями границ империи Тан защита новых границ приводит к тому, что «со второй половины VIII в. наблюдается закат военно-политического могущества Танской державы.»[5, с. 161]. Воцарившуюся династию Сун ждала такая же участь под нашествием монголо-татарских захватчиков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: