Павлов выделил 4 типа ВНД с учетом:
1) силы
2) уравновешенности
3) подвижности возбуждения и торможения
v Сильный: возбуждение >=(больше или равно) торможению
Слабый тип: возбуждение <торможения
v Уравновешенный: возбуждение= торможению
Неуравновешенный: возбуждение >торможения
v Подвижный - быстрая смена возбуждения на торможение
Инертны - замедленная смена возбуждения на торможение
Типы ВНД:
I. Сильный, уравновешенный, подвижный тип («сангвиник»)
II. Сильный, уравновешенный, инертный тип («флегматик»)
III. Сильный, неуравновешенный тип («холерик»)
IV. Слабый тип («меланхолик»)
7.Понятие о первой и второй сигнальных системах человека. Речь, функции речи.
1) Первая сигнальная система - это система раздражителей внешнего мира и их следов в высших отделах ЦНС (обеспечивает формы конкретного чувства, отражает действительность)
Условные рефлексы первой сигнальной системы характеризуются:
v Конкретностью сигнала
v Безусловной основой подкрепления
v Биологической природой достигнутого приспособления
|
|
Сигналы–это безусловные раздражители: конкретные предметы и их свойства (вид, запах, форма и т.д), которые вызывают конкретную реакцию (например: формирование пищевого поведения)
2) Вторая сигнальная система- система абстрактных символов (слов), обозначающих каждое явление окружающей среды и взаимосвязи между ними.
Слово- сигнал раздражителя внешнего мира, успешно его заменяющее, действует не звук, а заключенный в нем смысл.
Условные рефлексы второй сигнальной системы характеризуются:
v Формируются на основе слова
v Подкрепляется тем, что человек видит, слышит, обсуждает с другими.
v Деятельность направлена на обеспечение своих жизненных потребностей и на пользу окружающим.
v Речь формируется на определенном этапе жизни, в результате общения с говорящими людьми.
Наличие второй сигнальной системы-это то, что отличает человека от остальных животных.
Речь- это форма общения людей с помощью речевых сигналов.
1) Первичный язык (довербальный) – крики, мимика, жесты, поза
2)Вербальный- словестная речь.
Функции речи:
v Коммуникативная- передача сведений и эмоций
v Познавательная- абстрагирование от действительности, познание ее общих закономерностей
v Регулирующая- слово используется как регулятор индивидуального и группового поведения. Первые слова регуляторы: «можно» и «нельзя»
Условия формирования речи:
1. Общение в социуме
2.Полноценное развитие и сохранениие коры БП и сенсорных систем
3. Высокий уровень речевой мотивации
Этапы формирования речи
1.Формирование способность к пониманию речи (центр Вернике)
2. Формирование экспрессивной речи (активная речь- центр Брока)- формируется после года до 3х лет
3. Формирование письменной речи- в 7 лет ребенок овладевает письмом (центры в затылочной и теменной извилине)
Удачи! All the love xxx