Содержание. Введение. Материалы для сбора краеведческого материала

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………4

2. Материалы для сбора краеведческого материала…………………….6

2.1. Вопросник для сбора воспоминаний……………………………………6

2.2. Вопросник для сбора информации по фотографиям, документам, другим вещам личного происхождения …………………………………….8

3. Методические рекомендации по оформлению собранного материала……………………………………………………………………….10

4. Примерные мероприятия  по теме в средней и воскресной школах…………………………………………………………………...……..12

1. Введение

Актуальность тематическихисследований в сфере сельского краеведения в современный период просматривается с точки зрения проведения микро-исторических изысканий, изучения истории повседневности, что особенно важно для сохранения объективности восприятия истории России, ее регионов, включая небольшие локусы и этноконфессиональные сообщества.   

Важность таких работ особо проявляется в знаменательные времена, среди которых – 75-летие победы в Великой Отечественной войне. Свой вклад в нее внесли все группы населения нашей страны, включая и тех, кто в середине XX века связывал свое происхождение со старообрядчеством.

Содержание данныхметодических рекомендаций связывается с проектом-победителем в конкурсе Президентских грантов 2019-2020 г., представленном Местной религиозной организацией «Афанасьевская старообрядческая община Кировской области РПСЦ». В рекомендации включены вопросник для сбора воспоминаний о жизни и подвигах родственников на фронтах и в тылу, о преодолении трудностей и невзгод, о духовном и молитвенном служении, о послевоенном трудничестве. Свое место занимают и рекомендации по сбору сведений о сопутствующих предметах личного происхождения и по оформлению собранного материала для наиболее эффективного последующего использования.

Формы и приемы работы в рассматриваемой краеведческой работе сопряжены с личным общением с людьми. Для этого могут использоваться беседы, опросы, интервью, так называемое «включенное наблюдение» и т.д.  при всех формах работы целесообразно уважительное отношение и к теме исследования, и к людям, от которых данные воспоминания записываются.  При этом возможно использование не только тетрадей, ручек, карандашей для получения текстов, схем и рисунков, но и аудио- и фототехники. В данном случае обычные средства записи могут восприниматься в качестве некоего дневника, списка, ключа к записям, сделанным при помощи техники. Важно отметить, что использовать технические средства можно только с разрешения опрашиваемых людей.

Максимально вежливо следует заниматься обсуждением особых тем, среди которых и тема религии в годы атеизма, включая военные годы, весьма деликатные рассказы о том, как люди продолжали верить в Бога, о  мимикрия религиозной жизни, про другие сюжеты в локальной микро-истории. Именно в них могут проявляться новые детали и ракурсы привычных исторических тем.




double arrow
Сейчас читают про: