Сущность, значение и классификация банковских услуг

 

Рыночная экономика основывается на функционировании различных типов рынков, которые можно сгруппировать в два основных класса: рынки продукции (товаров и услуг) и рынки трудовых, финансовых ресурсов. На рынке финансовых ресурсов встречаются, такие субъекты, у которых в процессе хозяйствования возникает потребность в средствах для расширения их деятельности, а также такие, в которых накапливаются сбережения, которые могут быть использованы для инвестиций. Именно на рынке финансовых ресурсов происходит перелив средств, при котором они перемещаются от тех, у кого избыток, к тем, кто нуждается в инвестициях. При этом, как правило, средства направляются от тех, кто может эффективно их использовать, к тем, кто использует их продуктивно. Это способствует не только повышению эффективности экономики в целом, но и улучшению экономического благосостояния каждого члена общества [15, с.133].

Важное место в структуре рынка финансовых услуг занимает рынок банковских услуг, где функционируют банковские и другие учреждения. Однако, именно банковские учреждения, на данном рынке пользуются большим спросом.

На сегодняшний день в отечественной и зарубежной научно-практической литературе существует большое количество различных взглядов относительно сущности рынка банковских услуг. Подавляющее большинство ученых и исследователей отождествляют понятия «Рынок банковских услуг» с понятиями «рынок банковских продуктов и услуг», и «банковский рынок».

Большинство авторов, такие как, Ю. В. Головин И. С. Диденко Д. Е. Швед, О. Х. Гагиева, А. Г. Гамзунов склонны рассматривать банковскую услугу как совокупность или разновидность банковских операции. Например, И. С. Диденко утверждает, что «банковская услуга - взаимосвязанная совокупность банковских операций, которые реализуются банком клиенту на договорной основе и направленных на удовлетворение потребностей клиента в банковском обслуживании» [12, с.256].

Совсем другого мнения придерживается ученый Андреев А. С., считая, что банковский рынок - совокупность предлагаемых банком услуг и группу покупателей и продавцов, функционирующих на рынке банковских услуг [4, с. 139].

Проанализировав разные точки зрения относительно сущности понятия «банковская услуга» можно предположить, что банковская услуга это более широкое понятие, чем банковский продукт и банковская операция, поскольку включает не только сам банковский продукт (например, кредит), но и способ его предоставления клиенту.

Анализируя труды отечественных и зарубежных авторов и изучая банковское законодательство можем констатировать, что единого подхода к определению сущности понятия «банковская услуга» не существует.

Банковским услугам присущи свойства класса услуг в целом: неосязаемость, несохраняемость, невозможность накапливания (в запасах или производства услуги впрок) и гарантии стабильности качества услуги, прямой контакт потребителя с производителем услуги.

Можно выделить несколько черт, характерных только для банковских услуг. Во-первых, предоставление и потребление банковской услуги растянуто во времени. Во-вторых, потребительская ценность банковской услуги зависит от надежности банка в целом. В-третьих, ценообразование на банковские услуги носит особый характер. Так, отдельные услуги банка совершенно бесплатны, другие оплачиваются не клиентом, а самим банком (проценты по вкладу). В-четвертых, в оказании услуги совместное участие принимают потребитель и производитель услуги.

Наиболее важным является разделение банковских услуг на материальные и чистые услуги. Специфика деятельности кредитной организации главным образом связана с материальными услугами.

Банковские услуги классифицируют по характеру потребителя, степени инновационности, стадии жизненного цикла. Последняя классификация производится на основе матричной модели BCG, которая включает следующие параметры сравнения: относительную долю рынка, темпы роста рынка, объем реализации.

Характерные особенности банковских услуг:

- Использование заемных средств.

- Индивидуализированный характер.

- Закрытость для третьих лиц.

- Жесткое государственное регулирование.

- Поддержание существования общественного института.

- Зависимость от клиентов.

- Необходимость оптимизации обслуживания клиентов разных параметров.

- Зависимость стабильной работы банка от доверия клиентов.

- Прибыль банка — результат постоянной, устойчивой работы.

- Связь с клиентскими и банковскими рисками.

- Относительно большая протяженность во времени.

- Информационная емкость.

Анализируя труды отечественных и зарубежных авторов, и изучая банковское законодательство, можем констатировать, что единого подхода к определению сущности понятия «банковская услуга» не существует.

В банковском законодательстве наблюдается подмена понятия «банковская услуга» понятием «банковская операция»

В последнее время усилилось влияние иностранной научной мысли на отечественную.

Все чаще в экономической литературе применяют расширенную трактовку банковских услуг. В учебнике «Банковские операции» под редакцией Лунтовской В.И. приводится следующее определение банковских услуг: «Банковская услуга - это результат проведения банковской операции, направленной на удовлетворения потребностей потребителей - клиентов банковского учреждения» [19].

Ученый Мамонова И.Д. понятие «банковская услуга» определяет, как комплексный результат деятельности банковского учреждения, по максимальному удовлетворение растущих со временем требований клиентов при проведении банковских операций или по привлечению временно свободных ресурсов, направленных на получение прибыли [27].

По определению зарубежного экономиста Телингера М. Ю. банковская услуга - это основная составляющая, которая способна обеспечить постоянно растущую часть ресурсов коммерческих банков, основанная на получение вознаграждения от общего разнообразия услуг, которые банк может предложить своему клиенту, начиная от приема вкладов и предоставления кредитов, которые являются основой банковской деятельности, заканчивая вновь услугами [20].

Отечественный экономист Трофименко В. И. осветил понятие «банковская услуга», как совокупность фактических и юридических действий, осуществляемых банком на заказ клиента на основе платности, направленных на удовлетворение потребностей последнего [11, с. 80].

Отечественный ученый Поляк Г.Б отметил, что банковская услуга – это конечный результат деятельности банка, направленная на оптимальное обеспечение потребностей клиентов и получения прибыли банком. Фактически банковская услуга – это форма выражения отношений между клиентом и банком, представленной комплексом банковских операций [14].

Ученый Романовский М.В. отмечает, что банковская услуга - это результат банковской операции, то есть полезный эффект банковской операции (целенаправленной трудовой деятельности сотрудников банка), который в удовлетворении заявленной клиентом потребности (в кредите, в расчетно-кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупатели и продажи ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.) [24].

Большинство ученых определяют банковскую услугу как разновидность банковского продукта.

Такие российские экономисты, как Н. В. Калистратов, В. А. Кузнецов и А. В. Пухов отмечают, что банковский продукт - это услуга, которая предлагается банком, как правило, на публичной основе. С банковским продуктом всегда связан определенный набор типовых банковских операций, которые могут выполняться при предоставлении соответствующей услуги [17].

По мнению ученого Жукова Е. Ф. банковская услуга - это банковские операции по обслуживанию клиентов [14]. Данная трактовка банковской услуги существенно снижает ее роль и сводит ее к результату деятельности банка.

Привлекает внимание мнение ученого Роговского С. В. который отметил, что банковская услуга - это социально-экономические отношения между коммерческим банком и его клиентом по удовлетворению потребности в привлечении, хранении и приумножении денежных средств в качестве инструментов (благ) для удовлетворения тех или иных потребностей потребителей, вытекающих из комиссионно-посреднических возможностей, как банковского учреждения так и соответствующих клиентских потребностей, на коммерческих условиях [23].

Современные коммерческие банки предлагают большое разнообразие банковских услуг, как для корпоративных, так и для индивидуальных клиентов. Значительная конкуренция между банками, побуждает их внедрять новые банковские услуги и повышать их качество. То есть, количество банковских услуг постоянно растет, что приводит к необходимости систематизации, логической упорядоченности. Для достижения данной упорядоченности используется классификация банковских услуг по различным признакам, которая, точно раскрывает содержание банковских услуг (табл. 1.1).

Таблица 1.1 - Классификация банковских услуг по признакам

Критерии классификации Тип предоставляемых услуг
   
В зависимости от движения материального продукта: - услуги, связанные с движением материального продукта (например, расчетно-кассовое обслуживание) - чистые услуги, то есть услуги, не связанные с движением материального продукта (например, консультационные).
В зависимости от соответствия специфике банковской деятельности: - традиционные услуги (депозитные, кредитные, расчетно-кассовые) - нетрадиционные услуги (лизинговые операции, операции с драгоценными металлами, посреднические, консультационные и информационные услуги, финансовый инжиниринг, банковские услуги в Интернет-устройства).
В зависимости от контингента потребителей: - услуги для юридических лиц (кредитование, факторинг, открытие текущих счетов, аккредитив) - услуги для физических лиц (депозитные вклады, открытие текущих счетов, денежные переводы) - услуга другим банкам (международное финансирование, корреспондентские счета, операции с векселями).
По назначению: - депозитные услуги; - кредитные услуги; - расчетно-кассовые услуги.
По содержанию: - чисто банковские услуги (кредиты, депозитные расчеты, открытие и обслуживание текущих счетов) - дополнительные услуги (конвертация валюты, хеджирование рисков, перевозки драгоценностей).
По уровню рискованности: - чистые услуг не несут в себе существенных рисков для поставщиков и потребителей услуг (например, информационные услуги) - суррогатные услуги, которые в конечном итоге могут вызвать значительный риск для банка и негативно повлиять на его финансовую устойчивость, хоть на момент предоставления услуг такого не было (кредитные, гарантийные услуги, подтвержденные аккредитивы и т.д.).

 

Продолжение таблицы 1.1

Учитывая потребность в привлечении ресурсов для оказания услуг: - ресурсные (услуги, для предоставления которых можно привлечь ресурсы, например, кредитные на инвестиционные услуга); - комиссионно-посреднические услуги, предоставляются за счет средств клиента-потребителя (например, валютообменные, кассовые и расчетные услуги), или же для этого вообще не нужны денежные ресурсы (услуги по хранению ценностей, с инкассации средств и перевозки ценностей и т.п.).
Относительно секторов экономики, к которым относят потребителей: - услуги для финансовых корпораций; - услуги для нефинансовых корпораций; - услуги для портала государственного управления; - услуги для домашнего хозяйства; - услуги для некоммерческих организаций.
По характеру предоставления банковской услуги: - кредитные услуги (лизинг, факторинг, форфейтинг, операции с пластиковыми кредитными карточками); - гарантийные услуги (аваль, акцепт векселя); - посреднические услуги (агентские, трастовые, доверительные);  - дополнительные услуги (консультационные, информационные, услуги по хранению ценностей).
В зависимости от возможности учета платных услуг и возможности определения размера платы: - услуги, размеры которых подлежит учету (расчетно-кассовые, кредитные, валютные) - услуги, аналоги которых есть в соответствующих тарифах (консультационные) - услуги, стоимость которых не может быть установлена объективно (как правило, предоставляются банками в пакете с платными товарными услугами).
В зависимости от необходимости получения лицензии на оказание услуг: - лицензированные банковские услуги (предоставление которых требует лицензии НБУ, в частности: кассовое обслуживание клиентов, ведение счетов клиентов и т.д.); - нелицензированные банковские услуги.

Источник: [25]

 

Банковские услуги, являются важной и неотъемлемой составляющей глобальной финансовой системы, являются одним из механизмов обеспечения потребностей населения и реального сектора экономики в финансовых ресурсах.

Эффективную деятельность банковских услуг обеспечивает развитая инфраструктура.

Инфраструктура  рынка банковских продуктов и услуг - это совокупность организационно-правовых форм, обслуживающих формирования спроса и предложения, куплю-продажу банковских услуг через кредитно-финансовые институты.

Основными составляющими элементами инфраструктуры рынка банковских услуг являются центральные и коммерческие банки, небанковские кредитно-финансовые институты, оффшорные зоны, консалтинговые компании, потребители, совокупность организационных средств, предназначенных для разработки, реализации и потребления банковских продуктов и услуг с целью обслуживания интересов субъектов рыночных отношений и обеспечение эффективной их взаимодействия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: