Современная экономика РФ требует принятия ряда нестандартных решений для сферы банка, при этом комплексные программы, которые охватывают ряд аспектов банковских услуг, применяются довольно редко. Оптимизация и модернизация банковских услуг, бизнес-процессов, рост качества обслуживания вместе с сочетанием низких затрат ресурсов стали залогом для успешного развития банковской структуры в условиях финансовой нестабильности.
Российский рынок розничных банковских услуг, несмотря на значительные темпы роста - 20-40% ежегодно, находится в стадии формирования. Его дальнейшему развитию должно способствовать: повышение доверия населения к банкам, совершенствование законодательства, развитие конкуренции. Более эффективной деятельности банков будут способствовать результаты маркетинговых исследований и формирование на их основе соответствующего портфеля продуктов и услуг, повышение качества обслуживания.
Опыт комплексного обслуживания клиентов внедряется отечественными коммерческими банками, которые начинают выполнять новые услуги (консультационные, онлайн сервисы, безналичные оплаты в городском транспорте, бесконтактную оплату в супермаркетах и прочие), удовлетворяя все более сложные потребности клиентов. Такой подход повышает их конкурентоспособность в привлечении кредитных ресурсов и новых клиентов. Выдержать конкурентную борьбу в современных экономических условиях сможет лишь тот банк, который будет постоянно расширять диапазон оказываемых клиентам услуг, снижать их себестоимость, улучшать качество депозитного, кредитного и расчетно-кассового обслуживания клиентов, предлагая им разного рода консультации и т.п. Иначе у банка может резко сократиться объем кредитных ресурсов, ухудшится их структура, а, следовательно, и ликвидность баланса. В итоге такой банк может понести крупные убытки, стать неконкурентным.
В настоящее время каждый банк на свой страх и риск покупает и продает ресурсы, внедряет новые услуги, как для юридических, так и для физических лиц. В условиях рыночных отношений банкам особенно важно осуществлять сдвиги в направлении обслуживания физических лиц. Коммерческие банки активно осваивают рынок банковских операций по обслуживания физических лиц, разрабатывают новые виды банковских услуг для этой категории клиентов.
В условиях рынка конкурентную борьбу выдерживает тот банк, который постоянно расширяет круг оказываемых клиентам услуг, улучшает качество вкладного и кредитного обслуживания, предлагает разного рода посреднические услуги. В противном случае у банка могут возникнуть неприятности (сократится объем кредитных ресурсов). В конечном счете, банк может стать неконкурентоспособным.
По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1. На сегодняшний день банки предлагают физическим и юридическим лицам достаточно широкий спектр услуг как традиционных, так и нетрадиционных. При этом банки не останавливаются на достигнутом, а постоянно работают над усовершенствованием существующих операций и разрабатывают новые.
2. Так же не маловажные фактором является и качество предоставления этой услуги.
Этому должно уделяться не меньше внимания, чем собственно и самой услуги, так как именно от качества обслуживания зависит конкурентоспособность банка. Первые места в рейтинге популярности банков достаточно тесно коррелируют с top-10 крупнейших российских банков по размеру чистых активов. Однако, как показывают результаты рейтинга, инвесторы, которых можно отнести к наиболее разборчивой аудитории, отмечают несовпадения масштабов бизнеса банка и качества оказываемых им услуг.
Сбербанк России обладает самой обширной сетью подразделений, которые предоставляют широкий ассортиментный круг всех банковских услуг. По данным официального сайта ПАО Сбербанк, имеет 14 территориальных банков и 17493 подразделений в 83 субъектах Российской Федерации. Около 70 % населения Российской Федерации пользуются услугами Сбербанка России. Более того, Сбербанк России ведет активную политику по развитию зарубежной деятельности, посредствам расширения своей банковской сети и ее размещение на территориях зарубежных стран. На 2016 год сеть банков Сбербанк распространилась на территории 22-х стран и обзавелась десятью миллионами клиентов». По данным сайта «banki.ru», занимает первое место по РФ банк «Сбербанк России» с объемом активов на 1 января 2016 года в размере 22 683 024 956 тыс. руб. или 28,7% совокупных банковских активов РФ.
К главным преимуществам удаленного банковского обслуживания для клиентов банков можно отнести:
- Удобное использование.
- Оперативная оплата.
- Доступность.
- Выгодность.
- Разнообразие услуг.
Преимущества для самого банка следующие:
- Финансовая выгода благодаря уменьшению стоимости обслуживания клиентов.
- Удаленное обслуживание клиентов.
- Привлечение клиентов, несмотря на их географическое местоположение.
- Повышение скорости и качества обслуживания клиентов банка.
- Увеличивается точность совершаемых банковских операций и количество возможных ошибок становится меньше, снижаются операционные риски банка.
Таким образом, можно сказать, что внедрение и развитие дистанционного банковского обслуживания в России является одним из основных способов повышения конкурентоспособности коммерческих банков на рынке банковских услуг, и как следствие, способны стать стимулом в дальнейшем развитии банковского сектора России.






