Политическое, экономическое развитие Венгрии в период между мировыми войнами

15. Политическое, экономическое развитие Венгрии в период между мировыми войнами.

После ликвидации венгерской советской республика Национальная армия Хорти отказалась подчиниться новому правительству Иштвана Фридриха. Западные союзники отказались признать легитимность правительства Фридриха. 16 ноября 1919 г. – Хорти торжественно въехал в Будапешт. Большинство людей, разочарованных и в вильсонизме, и в большевизме, надеялись залечить душевные раны, нанесенные войной, вернувшись к привычному порядку, авторитетной власти и традиционной христианско-национальной системе ценностей. Кризис, царящий в Венгрии уже год, поставил на место правителя правого лидера. В ноябре 1919 г. - создан кабинет Кароя Хусара из консервативных партий. Венгрия получила на Парижскую конференцию.

январь 1920 г. – выборы, победу одержали Партия мелких сельских хозяев и Объединенная христианско-национальная партия, став самыми крупными парламентскими партиями. Встала проблема выбора формы государства: от республиканизма, слишком связанного еще с воспоминаниями о двух революциях решено было отказаться, монархисты же разделились на легитимистов (возрождение Венгрии прямо зависит от реставрации монархии Габсбургов) и «свободных избирателей» (Хорти на трон). 1 марта 1920 г. – Хорти был избран регентом Венгерского королевства. Вскоре было сформировано новое коалиционное правительство во главе с Шандором Шимони-Шемадамом, состоявшее из членов Партии мелких сельских хозяев и Объединенной христианско-национальной партии. Новое правительство во многом держалось за счет националистических и ревизионистских настроений. 4 июня 1920 г. в большом Трианонском дворце Версаля подписан Трианонский мирный договор.

Хорти не был единственным архитектором послевоенного государственного устройства. Известная роль здесь принадлежит двум его премьер-министрам, руководившим кабинетом в 1920-х гг., — графу Палу Телеки и особенно графу Иштвану Бетлену. По их представлениям, Центральная и Восточная Европа, включая Венгрию, еще не созрела для демократизации ее парламентской системы, которую они, тем не менее, рассматривали в качестве единственно приемлемой формы правления. Поэтому и Телеки, и Бетлен ратовали за «консервативную демократию» под эгидой аристократии и землевладельческой знати как политическую систему, соответствующую условиям региона в демократические времена. Они отвергали коммунизм и с подозрением относились к социал-демократии из-за ее покушения на частную собственность. Наконец, они сражались против праворадикальных и фашистских течений в лице Дьюлы Гёмбёша и других «защитников расы».

июнь 1920 – апрель 1921 гг. – Пал Телеки - премьер-министр:

ü амнистия для всех заключенных, осужденных за революционную деятельность; меры, чтобы разогнать как правых, так и левых экстремистов (1921 г. - закон о поддержании порядка в государстве и обществе, направленный в основном против коммунистов, однако время от времени срабатывал также в борьбе с правыми радикалами);

ü предложен проект земельной реформы, по которой около безземельные батраки получили земельные наделы, не превышавшие 5 акров, а в среднем — по 3 акра на семью, но эта мера затронула всего 8,5 % пахотных площадей, почти половина крестьян (более 20 % от всего населения страны) без земли. Большая часть населения жила крайне бедно вместе со своим скотом, не видела мяса и молока.

Правительство Телеки было вынуждено уйти в отставку в связи с т. н. «королевским вопросом». Телеки был легитимистом, сторонником реставрации монархии и не получил поддержку правительства.

апрель 1921 – август 1931 гг. – Иштван Бетлен - премьер-министр:

ü подписано тайное соглашение - Пакт Бетлена-Пейера - между руководством СДПВ и Бетленом, в соответствии с которым репрессии против социал-демократов прекращались, их ведущие активисты освобождались из заключения, а партия легализовалась и получала возможность участия в выборах, но с существенными ограничениями — ей позволялось не более 10 % мест в парламенте, запрещались всеобщие забастовки и республиканская пропаганда, членами СДПВ не могли быть госслужащие, железнодорожники и почтальоны;

ü  обнародован новый избирательный закон, уменьшавший долю граждан страны с правом голоса с 40 до 28 %. По этому показателю Венгрия приближалась к государствам Юго-Восточной Европы и к наиболее консервативным странам Западной Европы. Кроме того, было практически везде было введено открытое голосование;

ü создана Партия единства, она составляла большинство в парламенте, что облегчало жизнь ее лидерам.

Таким образом, политика консолидации, проводившаяся Бетленом, привела к созданию относительно устойчивой политической системы, просуществовавшей вплоть до гитлеровской оккупации страны. Венгрия стала парламентским государством с сильными элементами авторитаризма. Оппозиция была представлена различными группами христианских социалистов и правыми радикалами, в частности «защитниками расы», руководимыми Гёмбёшем. У оппозиции практически не было шансов прийти к власти и проводить свою политику.

К Венгрии на международной арене относились с большим подозрением и даже враждебностью. Вследствие этого в 1920–21 гг. Чехословакия, Румыния и Югославия подписали двусторонние договоры о взаимопомощи, которые в совокупности составили Малую Антанту — оборонительный союз под эгидой Франции, предназначенный для сохранения послевоенного статус-кво в Центральной Европе: сдерживания венгерского ирредентизма и предотвращение воссоздания династии Габсбургов. Отношения Венгрии с соседними государствами осложнялись еще и ситуацией с проживавшими там венгерскими национальными меньшинствами. Даже в Чехословакии, где более или менее демократические общественные структуры обеспечивали защиту интересов венгерской диаспоры, политика ассимиляции, тем не менее, давала о себе знать. В Румынии и в Югославии венгры подвергались дискриминации в процессе проведения земельной реформы.

1927 г. – Венгрия ответила на инициативу Муссолини, которому был нужен союзник против Югославии.

5 апреля 1927 г. – подписан Венгеро-итальянский договор о дружбе и арбитраже: взаимное соглашение относительно временного характера статус-кво, установленного в соответствии с парижскими договоренностями. Оба они также считали, что главную роль в изменении этого статус-кво должна сыграть Германия.

Жизненный уровень большинства людей составлял 20–40 % от довоенного показателя. Первоначальные попытки улучшить ситуацию путем увеличения налогов, сокращения бюрократического аппарата и государственных расходов, а также проводя последовательную антиинфляционную политику, не могли в нужной мере стимулировать истощенную экономику страны.

Благодаря сокращению бюрократического аппарата и увеличению налоговых сборов, наступила стабилизация, увенчавшаяся введением с 1 января 1927 г. новой денежной единицы — пенге.

Однако макроэкономика Венгрии носила противоречивый характер. Значительно выросло текстильное производство, тогда как доля пищевой промышленности в общем объеме продукции венгерской индустрии упала примерно на 10 %. Уменьшилась также и доля машиностроения. Начало разработки месторождения бокситов в 1925 г. неподалеку от Веспрема в Задунавье стало важным событием для страны, задыхавшейся от острого дефицита полезных ископаемых и сырья. В ряде отраслей, например, в электротехнической промышленности, Венгрии удалось сохранить высокий уровень и конкурентоспособность.

В 1929 г. уровень послеоенного производства превысил довоенный уровень лишь на 12%. Сельское хозяйство по-прежнему оставалось основным сектором венгерской экономики. Стагнация в сельском хозяйстве, прежде всего, определялась увеличением числа мелких наделов, на которых невозможно было внедрять новые методики интенсивной обработки земли, а также иные средства агротехники и способы повышения плодородия почвы.

Мировой экономический кризис сильно ударил по Венгрии. Его Венгрия ощутила сначала в виде резкого падения цен на с/х продукцию, что привело к потере 60 % экспортно-ориентированного национального дохода. Общее производство было свернуто на 28 %, безработица среди промышленного пролетариата достигла 30 % при резком сокращении поставок продуктов питания и отсутствии всяких пособий по безработице, зарплат. Попытка Бетлена преодолеть финансовый кризис путем получения дополнительных иностранных кредитов оказалась неудачной в связи с банкротством банков Германии и крахом Венского кредитного банка. Золотые и валютные резервы Венгрии были полностью израсходованы, и даже Национальный банк оказался на грани банкротства.

август 1931 — октябрь 1932 гг.Дьюла Каройи – премьер-министр:

ü оказался не способен сплотить фракции правительственной партии;

ü режим финансовой экономии лишь подливал масла в огонь, поскольку оставлял без субсидий аграрный сектор.

1 октября 1932 года — 6 октября 1936 гг.Дьюла Гёмбёш – премьер-министр:

ü «Национальный план действий» — программа, включавшая 95 пунктов, представлял собой набор демагогических пожеланий и обещаний (земельная и налоговая реформы, увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции, новые рабочие места, прогрессивное социальное законодательство и, разумеется, «Великая Венгрия»), в котором почти открыто заявлялось о стремлении обеспечить поддержку политике ревизии границ.

ü Социально-экономическая политика была направлена на стимулирование национального производства за счёт государственной поддержки и развития общественных работ. Этот курс принёс определённые результаты: в 1935 г. объём промышленного производства достиг докризисного уровня.

ü Гёмбёш принялся реорганизовывать правящую партию, по-новому названную Партией национального единства, как тоталитарную массовую партийную организацию.

ü Гёмбёш разработал план превращения Венгрии в корпоративное государство, в общих чертах напоминающее итальянскую модель. Однако идея была встречена в штыки.

ü Гёмбёш смог добиться лишь усиления полномочий регента, который отныне был вправе не только приостановить работу парламента, но и вообще распустить его.

Поездка к Муссолини стала его первым зарубежным визитом. июнь 1933 г. - Гёмбёш посетил Гитлера, став первым главой европейского правительства, нанесшим фюреру официальный визит. Он рассчитывал пробудить у Гитлера интерес к альянсу Германия — Италия — Венгрия — Австрия, нацеленному на ревизию парижских мирных соглашений.

И дуче, и фюрер были заинтересованы в укреплении экономических связей с Венгрией, и вскоре подписали соответствующие договоры, обеспечивающие увеличение ее экспорта (Германия вслед за Италией стала помогать Венгрии в деле ее перевооружения).

май 1934 г. - Италией, Австрией и Венгрией подписаны Римские протоколы.

Но его внешнеполитические прогнозы оказались иллюзорными: восстановление дружественных отношений между Италией и Францией; договоры СССР, заключенные в 1935 г. с Францией и Чехословакией о взаимной помощи, усилили международную изоляцию Венгрии, которую не могло компенсировать даже установление ею полных дипломатических отношений с Советским Союзом в 1934 г., а также достижение предварительной договоренности с Польшей по вопросам сотрудничества на международной арене.

сентябрь 1935 г. - второй берлинский визит Гёмбёша, в результате которого Венгрия получила огромный немецкий кредит и заключила договор о поставках ей оружия. Однако в отношении союзного договора Гитлер вновь остался непреклонным.

октябрь 1936 — май 1938 гг. - Кальман Дараньи – премьер-министр.

Назначение премьер-министром консерватора-прагматика Калмана Дараньи свидетельствовало о стремлении правящих кругов вернуться к ситуации 1920-х гг. путем установления контроля над экстремизмом и проведения более взвешенной внешней политики.

ü   подавление фашистских групп;

ü арестован Салаши и запрещена его партия, но вскоре Салаши не только выходит из тюрьмы, но и создает 23 октября 1937 г. Венгерскую национал-социалистическую партию (партия «Скрещенные стрелы», названная так по их эмблеме).

Аншлюс, имевший место 12–13 марта 1938 г., е захватил врасплох руководящие круги Венгрии. Это состояние усугубилось следующим обстоятельством: они ожидали, что Гитлер, их новый сосед, отдаст им Бургенланд, но он не изъявил подобного желания.

В итоге Дараньи пошел на соглашение с экстремистами, которые взамен частичного смягчения своих программных требований вновь были легализованы под названием партия «Скрещенные стрелы». Этого ни консерваторы, ни сам Хорти вынести не могли. Последним важным решением Дараньи стало объявление им 5 марта 1938 г. программы всеобщего перевооружения армии, которая по численности уже в два раза превосходила лимиты, определенные Трианонским договором. 13 мая 1938 г. Хорти отправил его в отставку.

май 1938 — февраль 1939 гг.Бела Имреди – премьер-министр:

ü сумел организовать быстрое утверждение Государственным собранием не только нового военного бюджета (приведшего к экономическому буму: к началу 1939 г. темпы промышленного роста равнялись 21 %) но и антиеврейских законов, подготовленных еще при Дараньи: закон устанавливал 20 %-ый потолок для привлечения в учреждениях и на предприятиях лиц иудейского вероисповедания, лишив около 15 тыс. человек работы по специальности. Ряд ведущих политиков из правящей партии, а также либералы и социал-демократы в парламенте выразили свой протест. Возмутились и деятели венгерской науки и искусства, в частности Барток, Кодай и Мориц.

Тем временем Кань, сохранивший пост министра иностранных дел, открыл второй круг переговоров со странами Малой Антанты, стремясь обеспечить выполнение хотя бы части венгерских требований по пересмотру границ мирным путем. На конференции, состоявшейся в августе 1938 г. в Бледе, государства Малой Антанты в ответ на приверженность Венгрии политике без насилия признали ее право на поддержание военного паритета и пообещали улучшить условия проживания этнических венгров на своих территориях; но эти договоренности остались не ратифицированными.

Гитлер обещал передать Венгрии Словакию, если они его поддержат в нападении на Чехословакию. Хорти и Имреди, однако, не горели желанием сыграть роль агента-провокатора. Вместо этого они предложили добиться пересмотра границ Словакии с учетом этнического состава населения. 20 сентября 1938 г. венгерских лидеров вновь вызвали к фюреру, и они сдались, отдав приказ на мобилизацию своей плохо подготовленной армии; но чехословацкий кризис разрешился великими державами.

Первый венский арбитраж. На Мюнхенской конференции было принято решение о проведении чехословацко-венгерских переговоров с обсуждением на них претензий Венгрии. Арбитрами были Италия и Германия. Венгрии передали южную Словакию и юг Закарпатья: почти 12 тыс. кв. км территории с населением свыше миллиона человек (из них от 57 до 84 % были венграми — по чешской и венгерской статистике соответственно). Первый успех политики ревизионизма, не вызывавший никаких сомнений в ее справедливости с точки зрения решения этнических проблем, приветствовался даже венгерской оппозицией.

февраль 1939 – апрель 1941 гг. – Пал Телеки – премьер-министр:

ü Намеревался обуздать экстремизм. Национал-социализм с его культом силы, с его идеями расового превосходства и необходимости Lebensraum (в венгерском варианте связанного с ролью мадьярского этноса в районе Дунайского бассейна) находил все более широкую поддержку в обществе.

18 марта 1939 г. – венграми оккупирована Закарпатская Украина. Но мотивы захвата земель могли оправдываться стратегическими или же историческими, но никак не этническими соображениями, поскольку 3/4 местного населения составляли украинцы.

май 1939 г. – выборы; правящая партия добилась 70 %-ого большинства в Государственном собрании. Мелкие фермеры и крестьяне, а также социал-демократы, напротив, не сумели сохранить даже то немногое, что у них до этого имелось.

Венгерское правительство знало, что Гитлер готовит нападение на Польшу и не только отказалось от участия в операции, но и запретило немецким войскам проход через свою территорию и использование ими железных дорог в северной части Венгрии.

1 сентября 1939 г. Телеки объявил Венгрию невоюющим государством, а затем предпринял необходимые меры для предоставления убежища более 100 тыс. польских беженцев в Венгрии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: