Вопрос №32. «степи Евразии в эпоху Средневековья. Культура Золотой Орды, монгольские города. »

ВОПРОС №32. «Степи Евразии в эпоху средневековья. Культура Золотой Орды, монгольские города.»

Евразийское пространство России было территорией формирования многих крупных средневековых этносов со своими антропологическими, языковыми особенностями, своей культурой, а многие и с письменностью.

Среди них наиболее крупные:

· тюрки,

· финно-угры,

· славяне,

· тунгусо-маньчжуры,

· венгры,

· печенеги и половцы,

· монголы.

В большинстве своем они переживали период образования государственности, сопровождавшийся военными столкновениями, захватами земель, оформлением власти.

Касаемо Золотой Орды. В середине ХIII в. в результате завоевательных походов на территории Евразии образовалось одно из монгольских государств – Улус Джучи. Оно включало пространства Западной Сибири, Казахстана, Восточной Европы до Дуная.

Позднее государство Улус Джучи стало называться у русских Золотой Ордой. Это название закрепилось в исторической литературе.

Золотая Орда – носитель двух хозяйственных систем (своеобразие золотоордынского общественного строя):

o кочевой степной.

o городской ремесленно-торговой (к XIII веку).

Золотоордынские города ставились на местах кочевий ханской ставки — собственно «орды».
Рудимент старого кочевого быта, она была характернейшим элементом золотоордынского общественного строя. Ханская орда являлась главной столицей, политическим центром Улуса Джучи. (Были лишены укреплений. Только в 1360-е гг., в период смут и междоусобиц, вокруг городов прокапывается ров и насыпается вал.)

Следовательно, у золотоордынских городов изначально и осознанно была исключена одна из важнейших (если не главная) функций – оборонительная, что было следствием уверенности ханской власти в своей силе.
Даже в XIV в., когда в Золотой Орде было множество больших и богатых городов, хана чаше можно было застать кочующим в орде.

Золотоордынские города появились не в результате длительного экономического развития в местах традиционной оседлости, а возникли «мгновенно» в районах, лишенных длительной селитьбы. Построены, прежде всего, как административные центры — форпосты ханской власти на завоеванной территории. (Также и расцвет городов, и их упадок совпадал с усилением (ослаблением) ханской власти).

o Ранние ордынские города состояли, вероятно, из группы замков-усадеб, к которым пристраивались дворы рабов и полурабов.

o В период расцвета Орды отдельные замки превращаются в городские усадьбы с примыкающими к ним кварталами ремесленников.
В этих городах появляются общественные места — мечети и минареты, бани, государственные ремесленные цеха, монетные дворы и т.п. Города и отдельные усадьбы благоустраиваются, обеспечиваются водой, канализацией, дорогами.

Культура Золотой Орды:
Что касается культуры в целом, она была синкретичной: сочетала в себе различные черты, как принято считать, однако, некоторые исследователи с этим не согласны.

Также культуру Золотой Орды делят на:

1) Кочевую. (Там нет особо распространения искусных элементов т.к. идет удовлетворение, в основном, биологических потребностей в связи с образом жизни аналогичным названию культуры).

2) Оседлую. (Про неё ниже)

Особый вид производства золотоордынских керамистов — изготовление мозаик и майолик (керамические плитки с полным растительным либо геометрическим рисунком на поверхности), широко использовавшихся в архитектурном декоре. Мозаиками покрывались наружные поверхности зданий, из них составлялись панно, декорировались фризы, карнизы и т.п.

Железоделательное ремесло известно по археологическим материалам. Золотоордынские кузнецы выпускали различный инструментарий; оружие — мечи и сабли, кинжалы, дротики, наконечники стрел разных типов, в том числе монгольские стрелы с прорезью («свистящие»).

Из цветных металлов, в том числе серебра и золота, изготовляли массу украшений, детали одежды, бытовые предметы.
Они нередко орнаментировались, чаще всего гравировкой. Великолепны литые браслеты с львиными личинами на концах, бронзовые и золотые.
В большинстве случаев декорировалась внешняя сторона зеркал геометрическим и растительным орнаментом; изображениями животных, бегущих по кругу; сценами охоты на льва; изображениями лисицы и винограда — сюжет античной басни.

Занимались торевтикой.

Золотоордынские города были крупными центрами ремесла (Особенно развито гончарное мастерство: изготовление кувшинов, сосудов, фляг, тарелок).
Формы организации ремесленного производства:

· индивидуальные

· усадебные мастерские (в которых работа велась на хозяина)

· крупные производства (в которых десятки мастеров были объединены в одну мануфактуру, принадлежали одному хозяину)

· государственные мануфактуры

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: