МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ МАЙМОНИДА
Факультет мировой музыкальной культуры
Кафедра истории и теории исполнительского искусства
Елькин Николай Викторович
Творчество Виктора Полторацкого в контексте отечественной музыкальной культуры второй половины XX века
Научная работа
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения, доцент
Григорий Рафаэльевич Консон
|
|
Москва
Содержание работы:
Введение 5
Вступление. 1) Смена и связь времен 10
2) Инновация в музыкальной культуре второй половины ХХ века 12
3) Смешение жанров в ХХ веке 16
4) Виктор Полторацкий: знакомство с творческой личностью 19
Глава 1. Жизнь и творчество Виктора Полторацкого 20
1.1 Краткая биография композитора 20
1.2 Интервью Л.В. Полторацкой 24
1.3 Авторские произведения Виктора Полторацкого, в порядке опусов 37
1.4 Обработки и каденции Виктора Полторацкого в хронологическом порядке 40
|
|
1.5 Комментарий к списку произведений Виктора Полторацкого 43
Глава 2. Прелюдии и Фуги В. Полторацкого 46
2.1 Циклическая форма в творчестве В. Полторацкого 46
2.2 Обращение к полифонии. «24 прелюдии и фуги для фортепиано» Полторацкого 46
Глава 3. Обращение к альту как сольному инструменту. Концерт для альта с оркестром В. Полторацкого 52
3.1 Вступление 52
3.2 Вклад композитора в альтовый репертуар 54
3.3 Концерт для альта с оркестром Виктора Полторацкого56
3.3.1 Небольшое предисловие 56
3.3.2 Концертное творчество композиторов Российской Федерации в период с 1968-1975 гг. Общая типология жанра Концерта 57
3.3.3 Особенности формы. 60
3.3.3.1Форма как средство выражения композиторского замысла 60
3.3.3.2 Сравнительный анализ форм Альтового концерта В. Полторацкого и Второго фортепианного концерта Тихона Хренникова 62
3.3.4 Образное содержание Концерта для альта с оркестром В. Полторацкого. Исполнительский анализ 65
3.3.4.1Часть 1. Интродукция и тема с вариациями 65
3.3.4.2 Часть 2. Скерцо 69
3.3.4.3 Часть 3. 72
3.3.5. Дополнение. О “DSCH”. 75
Глава 4. Свободная обработка Виктора Полторацкого «Песен об умерших детях» Г. Малера 78
4.1 Жанр транскрипции в творчестве Виктора Полторацкого 78
4.2 Свободная обработка «Песен об умерших детях» для альта и фортепиано 78
4.3 Цикл Густава Малера «Песни об умерших детях» 79
4.3.1 История создания 79
4.3.2 Форма песен 81
4.4. Сравнительный анализ авторской версии и транскрипции В. Полторацкого 82
4.4.1 Авторский клавир и клавир Виктора Полторацкого 82
4.4.2 Сравнение тембрового состава у Малера и
у Полторацкого 84
4.4.3 Роль слова в вокальном цикле Малера 85
|
|
Заключение 89
Приложения 93
Список сочинений и обработок Виктора Полторацкого, по жанрам 93
Приложение к третьей главе 99
1) Список Концертов, созданных советскими композиторами в период с 1968-1975 гг. (по Раабену) 99
2) Нотные примеры Концерта для альта с оркестром В.Полторацкого 102
Приложение к четвертой главе 114
1) Нотные примеры Свободной обработки «Песен об умерших детях» для альта и фортепиано 114
2) Полный подстрочный перевод «Песен об умерших детях» Г. Малера 137
3) Вариант перевода с текстом на немецком языке 140
Список литературы 146