Специфика проектного подхода при осуществлении управления в оркестрово-фестивальном движении

Многие виды деятельности в такой сфере как культурная основываются на проектном подходе. В том числе в оркестрово-фестивальном движении этот подход является, хотя и инновационным, но весьма и весьма перспективным.Вслед за В.В. Филиппенко мы придерживаемся деятельностного подхода в современной науке и определяем фестиваль как «социокультурную акцию, целью которой является сохранение, популяризация и обновление культурных традиций в процессе системной передачи нормативно-ценностного опыта человечества и способствующая самореализации личности во всех видах культуротворческой деятельности»[15]. Соответственно, музыкальный фестиваль - это общественная социокультурная акция, которая состоит из цикла концертов и спектаклей, объединенных общей тематикой и направленная на активизацию, пропаганду и популяризацию достижений в области музыкального искусства. Как мы видим из самого определения фестивальной деятельности, она состоит ряда(цикла) социокультурных акций, проводимых в ограниченные промежутки времени. Это очень созвучно определению проекта как системы последовательно выполняемых действий, процессов, разворачивающихся и осуществляемых в течение ограниченного временного интервала (который запланирован заранее), имеющих своей целью достижение исходно запланированных и рассчитанных конечных результатов в условиях, характеризующихся наличием ограниченных управленческих, финансовых и материальных ресурсов.

На наш взгляд, можно выделить общие черты у фестивальной деятельности и проектного подхода: ограниченность временного, кадрового, финансового ресурсов, системность в отработанной последовательности выполняемых действий, нацеленность на конкретный измеримый результат в конкретной ситуации. Очевидно, что оркестрово-фестивальная деятельность изначально, что называется, «заточена» под проектную форму организации. Подтверждением этому будут и характеристики фестиваля как явления культурной жизни:

ü синтетичность

ü дискретность (нелокальность)

ü социокультурная направленность

ü массовость

ü осуществление руководства фестивалем как неотъемлемой части процесса его реализации и популяризации

Фестиваль – это массовое празднество, показ достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества.

Фестивали музыкального искусства представляют музыку во всем многообразии. Музыкальные фестивали являются весьма популярными и престижными и проводятся практически во всех странах мира. Музыкальные фестивали выявляют и поддерживают талантливых исполнителей.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что социокультурная фестивальная деятельность детерминирована следующими принципами:

· добровольности участия в осуществляемой творческой деятельности;

· свободного развития творческих интенций субъектов, максимального раскрытия творческих возможностей в процессе социально-духовного взаимодействия, в создании ценностей культуры;

· открытости и публичности;

· гуманизации и ориентации на высшие нравственные идеалы человечества;

· принципом приоритета индивидуально-личностных качеств личности как творца культуры;

· принципом креативного наполнения данной творческой деятельности;

· принципом социальной ответственности и компетентности руководителей, кураторов, продюсеров, экспертов, занятых в данной культуротворческой деятельности, реализующих свои знания, умения и навыки согласно потребностям, творческим возможностям и способностям личности, включенной в данный культуросозидающий процесс.

Все вышесказанное очень коррелирует с целями «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года», в частности[16]: формированию гармонично развитой личности посредством приобщения к музыкальной культуре; становлению и сплочению единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития – музыкальные фестивали с участием оркестров отлично вписываются в план мероприятий социальных проектов, направленных на возрождение патриотизма, поддержание единства российской гражданской нации, укрепление гражданской идентичности, что также является приоритетным направлением реализации культурной «Стратегии до 2030 г.». Фестиваль – это художественно-символическая, социокультурная модель межкультурного диалога. Поэтому поддержание государством оркестрово-фестивальных проектов безусловно будет способствовать сохранению и упрочнение богатого культурного и исторического наследия России, а также сплочению населения страны на базе общих ценностей россиян.

Это подтверждают и функции фестиваля: культуросозидающая, гносеологическая, коммуникативная, аксиологическая, эвристическая, просветительская, пропагандистская, гедонистическая регулятивная. Одними из первых в мире фестивалей были состязания и празднества в Древней Греции, датируемые 776 годом до н.э., которые организовывались в честь Олимпийских богов. Начиная с античности, победители таких состязаний-фестивалей становились известными не только в своём полисе, государстве, но и за его пределами. Социальное и культурное значение этих действ было настолько значимым, что во время Олимпийских игр заключались перемирия, прекращались войны и междоусобицы. Это актуально и по сей день, когда становится очевидным, что различные фестивали, особенно с международным участием, становятся мощным инструментом установления дипломатических отношений и регулирования международных конфликтов. Здесь кратко отметим, что, кроме этого, фестивали служат способом привлечения финансовых средств в регион, где проводится мероприятие.

Как мы видим, оркестрово-фестивальная деятельность очень значима. Однако не стоит забывать и про ограниченность материальных ресурсов в государственном бюджете. Культура представляет весьма значимую в социальном и духовном плане сферу, в развитие которой необходимо инвестировать. И здесь, в условиях ограниченности государственного бюджета также может оказаться продуктивным проектный подход в управлении, позволяющий оптимально эффективно использовать ограниченные ресурсы.

Проектный подход в сфере управления культурой позволяет повысить инвестиционную привлекательность сферы культуры для частных инвесторов. А это весьма актуальный аспект в рамках поиска оптимальных сфер финансирования и развития государственно-частного партнерства. Однако существует ряд теоретических и методологических вопросов, которые, с одной стороны, обусловлены спецификой самой сферы культуры, а с другой стороны – проблемой того, как оценивать эффективность проектной деятельности в такой специфической сфере ее приложения как культура. Так, отмечает исследователь В.В. Тарновский, «традиционный методологический подход, используемый для оценки эффективности в рыночной экономике, опирающийся на анализ затрат и полученных результатов, для сферы культуры является неэффективным[17]» Проектный подход не может до конца решить проблему определения эффективности в культуре, но оптимизирует экономическую составляющую, что уже большой шаг вперед.

 Ученый-экономист С.Е. Данилова определяет фестивальный менеджмент в качестве «организации наиболее эффективным образом различных видов ресурсов с целью осуществления социальной деятельности и реализации фестивального проекта[18]». Здесь мы тоже видим большие перспективы для выбора в фестивальном менеджменте именно в пользу проектного подхода. Также и социологи рассматривают фестиваль в первую очередь как маркетинговый продукт, особый способ социально-экономического развития общества. В данном контексте фестиваль понимается в качестве некого «продукта» культуры, выступающего связующим звеном между обществом и социокультурной средой. Фестиваль- «товар», предназначенный для зрителя - «потребителя», однако помимо этого, фестиваль может воспитывать художественный вкус и способствовать инкультурации личности.

В связи с увеличением географических и художественных масштабов фестивалей, большое значение приобретают точность, корректность и четкость формулирования их целей и задач, написания регламентирующих документов; выстраивание управленческих структур фестивального проекта, на которых лежит поэтапное выполнение всех поставленных задач, широкое освещение и продвижение в СМИ, социальных сетях и медиа.

При организации фестиваля важно грамотно и осмысленно обозначить его временные рамки. Это позитивно влияет на посещаемость мероприятия целевой аудиторией.

Отличительным признаком фестиваля является то, что он объединяет цикл мероприятий, среди которых спектакли, концерты, конкурсы, перформансы, кинопоказы и др.

Поскольку данная деятельность реализуется в рамках господствующих ценностей культуры, основывается на интересах, потребностях, устремлениях человека в социокультурной сфере и, следовательно, способствует реализации творческого потенциала личности, постольку при организации тех или иных социально-культурных мероприятий важен учёт ценностей и смыслов заданного культурного пространства. Это указывает на общественно значимый характер фестивальной деятельности концертных организаций. Иными словами, она служит необходимым компонентом жизнедеятельности человека, общества и государства и является разновидностью социализации и инкультурации всех участников культурного процесса на основе их творческой самореализации в контексте создания, освоения, сохранения и распространения культурных ценностей.

Ввиду вышесказанного мы полагаем, что при организации фестиваля крайне важен учёт смыслового и ценностного наполнения программы мероприятия, понимание его сверхзадачи.

Итак, проектная деятельность в гастрольно-фестивальном движении – это разработанная профессионалами-управленцами система последовательно реализуемых творческих проектов, которые в себя включают группу целенаправленно организованных практических мероприятий творческой направленности и ориентированности, объединенных в концептуальном отношении единой творческой идеей для создания продуктов качественно нового уровня путем коллективной культурной деятельности.

Проектная деятельность является существенным дополнением к коммуникации, которая возникает в процессе подготовки художественного проекта и включает в себя:

· разработку и проработку идеи и концепции предстоящего проекта;

· составление сценария и исполнительских планов;

· Обсуждение музыкально-жанровой специфики предстоящего проекта;

· разработку концертно-сценического номера.

Особенности проектов в сфере культуры:

1) Культура - это та сфера, где издержки часто превышают доходы, проектный же подход помогает оптимизировать расход средств

2) Четкое распределение ответственности и полномочий

3) Особенностью проектов в культурной сфере также является их краткосрочность

4) Другой особенностью проектов в культурной сфере является их высокая общественная значимость и выраженная социокультурная направленность

5) Если говорить конкретно об оркестрово-фестивальной деятельности, то каждый фестиваль имеет в себе те же сущностные характеристики, что и проект в общем смысле этого явления (мероприятие запланировано на определенные сроки, на него выделена фиксированная сумма денег, мероприятие нацелено на оптимальную результативность с минимальными издержками).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: