Проектный подход в управлении

Распространение в управленческих практиках проектного подхода в качестве одной из перспективных форм управления базируется на методологии и внедрении инструментария менеджмента, в основе которого выступает понятие проекта, такое понятие характеризует в содержательном плане предмет и объект управленческого процесса. Остановимся поподробнее на этом понятии. Этимологически слово «проект» восходит к латыни, являясь производным от слова «projectus», что в переводе на русский язык обозначает «брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд[7]». Отсюда мы можем сделать вывод, что в обобщенном смысле слова проект есть нечто заранее запланированное и намеченное определенным образом.

Что же мы понимаем под проектом в управлении? Есть несколько подходов к определению проектного управления, в частности, отечественный и зарубежный, мы начнем со второго. В материалах, собранных ассоциацией по управлению проектами Германии, такое явление, как «проект» определяется через набор неких значимых признаков, среди которых наиболее важными будут такие, как инновационность, уникальность целей, ограниченность сроков, а также ресурсов, присутствие которых достаточно для чтобы объект управления считать проектом[8]. Вышеперечисленные признаки выступают дифференциирующими при разграничении проектных и непроектных форм деятельности в области управления.

В отечественной политологической школе (труды таких исследователей, как И.И. Мазур, В.Д. Шапиро Н.Г. Ольдерогге[9]), где признание получил системно-структурный подход, понятие проект понимается как изменение системы, также проект определяется как задача с некоторыми исходными характеристиками и необходимыми для достижения в конечном счете результатами, обуславливающими то, каким образом проект будет выполнен. Отдельные экономисты (например, А.В. Анцеев[10]) понимают проект в качестве совокупности документов планового характера, которые содержат уникальное решение, и оно в себя включает характеристики объекта, а также данные и предложения для разработки впоследствии документации. Также есть и другой подход к проекту (Е.А. Яковлев[11]) – как к совокупности мероприятий, и в рамках такого подхода проект определяется как система взаимосвязанных целей и способов их достижения, которые собой представляют систему взаимосвязанных мероприятий научно-исследовательского, опытно-конструкторского, производственного, организационного, финансового, коммерческого характера.

Если обобщить все вышеперечисленные определения, то можно определить проект в госуправлении как некую уникальную систему последовательно выполняемых действий, структурных элементов, процессов, которые подлежат осуществлению в течение заранее определенного строго ограниченного временного интервала, имеющих своей целью достижение поставленных целей и конечных результатов в конкретно взятой ситуации, для которой характерно наличие ограниченных управленческих, денежных и материальных ресурсов. Это хорошо иллюстрирует схема, представленная ниже (см. Рис. 1). Важно подчеркнуть, что проектное управление является ориентированным на результат, который должен быть не просто достигнут, но достигнут при этом с оптимальным использованием имеющихся ресурсов.

Проектное управление помогает решению следующих задач:

•   достижению результатов, которые были запланированы органами исполнительной власти

•   выполнению и сокращению сроков достижения результатов

•   повышению эффективности использования ресурсов

•   прозрачности, а также обоснованности принимаемых в органах власти решений

•   увеличению эффективности внутриведомственного, межведомственного и межуровневого взаимодействия, а также взаимодействия с подрядными организациями.

 

Рис. 1. Схема организационных изменений при внедрении проектного подхода[12].

Говоря о проектном подходе в государственном и муниципальном управлении, важно разграничивать его с другим распространенным в отечественном управлении подходом – программным (но учтем, что проекты могут входить как мероприятия в отдельные виды госпрограмм и выступать их частью). Для этого обратимся к тексту Постановления Правительства РФ от 31.10.2018 N 1288 (ред. от 30.07.2019) «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации», также «Положения об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации», согласно которому даны следующие определения: «проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений, а программа – комплекс взаимосвязанных проектов и мероприятий, объединенных общей целью и координируемых совместно в целях повышения общей результативности и управляемости. [13]» Как мы видим, главное отличие проекта от программы - ориентированность на результат, причем на результат в условиях ограниченности выделенного на это времени и ресурсов, которыми для этого располагают. Главной целью внедрения проектного подхода в управлении является повышение эффективности реализации целей и задач социально-экономического развития. Культура, как одна из значимых сфер общественной жизни «создается, аккумулируется и транслируется реальными людьми, институтами и организациями, функционирующими в рамках существующей экономической системы[14]». Поэтому переход на проектное управление в области культуры определенно имеет свои плюсы: он может повысить привлекательность данной сферы для частных инвесторов и сформировать систему финансирования культуры за счет государственно-частного партнерства. Многие виды менеджмента в области культуры и искусства основываются на проектном развитии (например, это шоу-бизнес, кино, театральный менеджмент, арт-бизнес). Под проектной деятельностью в сфере культуры мы понимаем организационно-управленческую активность, осуществляемую субъектами культурной политики, целью которой является разработка комплекса мероприятий, которые, в свою очередь, способствуют эффективному решению актуальных проблем культуры в условиях ограниченных временных рамок. Выступая способом организации, выявления и увеличения ресурсного потенциала культурной среды, средством осуществления взаимодействия с органами власти и бизнес-партнерами, проектная форма организации управления является специфическим средством регулирования социокультурной среды. Сегодня достаточно популярны социокультурные проекты. Как правило, они разрабатываются органами власти и осуществляются в рамках государственной культурной политики. Однако часто правительство устраивает конкурсы инициатив таких проектов и выделяет субсидии на реализацию проектов-победителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: