Социокультурное проектирование в оркестрово-фестивальном движении: риски, проблемы реализации, ориентиры и перспективы развития

 

Социокультурное проектирование – одна из инноваций современного управления в сфере оркестрово-фестивальным движением. Социально-культурное проектирование весьма многогранно по своей сути, оно включает не только традиционные аспекты проекта (о которых мы неоднократно говорили в предыдущей главе), но еще и функционирует в социальной сфере-как в системе-среде, при этом направляя свое воздействие на эту среду и ее качественно неуклонно изменяя. Участники социокультурного проектирования при этом выступают сами частью этой социальной среды, что обуславливает особый характер взаимодействия с нею и достижения поставленных целей.

Надо отметить, что «проектный подход в освоении культуры состоит, прежде всего, в органическом сочетании управленческих, с одной стороны, и культурных, с другой стороны, аспектов деятельности управления[61]». В социокультурном подходе подразумевается особый управленческий инструментарий, поскольку мы имеем дело с особой, культурной сферой, она же выступает средой воплощения проекта, на нее влияющего.

Обычно проблемные места ясны изначально. Они рассматриваются на заседаниях соответствующих министерств, ведомств, комитетов Государственной Думы РФ и т.п. Именно на таких заседаниях происходит постановка проблемы, затем соответствующие ответственные лица анализируют ситуацию, органы государственной власти разрабатывают проекты и программы, иногда проводятся «акции» по получению проектов «из народа», на это нацелены всевозможные грантовые системы, в которых может поучаствовать любой гражданин с активной жизненной позицией. После разработки при поддержке органов государственной власти происходит реализация проектов и программ. Такие проекты нацелены на оптимизацию оркестрово-фестивальной деятельности, а с одной стороны на социальные преобразования, пусть и не масштабно, но все же развивающие идеи патриотизма, единства российской гражданской нации, идеалов нашего многонационального народа.

Однако не стоит забывать и венчурную составляющую социокультурного проектирования. Риски могут и проблемы реализации социокультурных проектов в оркестрово-фестивальном движении могут быть связаны с:

-   пониманием проблемы, на решение которой направлен социокультурный проект (важно вообще оценить, есть перед нами проблема или нет);

-   стратегией решения данной социальной проблемы посредством воплощения нашего проекта (например, в регионе с конфликтами на экономической почве формальным поводом таких конфликтов выступает межэтническая вражда, проводим фестиваль этнической музыки или фестиваль национальной кухни, но проблему это не решает, напряженность в обществе не снимает, напротив, у населения может вызвать раздражение, что в условиях экономического кризиса проводятся фестивали вместо того, чтобы правительство помогло нуждающимся на эти средства);

-   недостаточным балансом навыков, ресурсов, которые обеспечивают достижение конкретных результатов (можно разработать в теории отличный проект, но не суметь воплотить его на практике);

-   финансовой и административной поддержки проектной деятельности (это особенно актуально для оркестрово-фестивального движения).

«Успешная реализация проекта зависит также от наличия у организаторов опыта, возможностей в смысле соблюдения сроков оплаты, способности наладить внутреннее взаимодействие между участниками проекта[62]», - отмечает Т.Л. Стенина. Важно обеспечить взаимодействие федеральных и муниципальных органов исполнительной власти, задействованных в проекте.

Отметим важные ориентиры проектного управления:

Нужно понимать, насколько опытны исполнители. Исполнители, организаторы (в нашем случае менеджеры фестиваля) должны адекватно оценивать те проблемы, с которыми им так или иначе придется столкнуться..

Проектное преобразование социокультурной среды включает в себя:

-   выявление и применение возможностей культурного инструмента для оптимизации социокультурной ситуации;

-   освоение эффективных форм коммуникации, способов эффективного межличностного взаимодействия.

На основании анализа социокультурной и экономической ситуации, представленного выше (см. параграф 2.1.), мы можем выделить следующие приоритеты проектирования оркестрово-фестивального движения:

Важная роль брендинговой работы маркетологов и менеджеров фестивалей (именно бренд фестиваля играет ключевую роль при выборе целевой аудиторий того, какое мероприятие посетить)

Стратегическая и экономическая выгода проводить фестивали вдали от крупных городов (особенно, если мы говорим о молодежных фестивалях с палаточными городками, целевая аудитория которых может являться представителями молодежных субкультур).

В работе над проектом важной ее частью является составление таблицы сводного анализа сильных и слабых сторон проекта. Используется метод SWOT. SWOT – это такой метод анализа препятствий и рисков в реализации проекта, который подразделяет все факторы на четыре категории, как то: strengths (сильные стороны), weakness (слабые стороны), opportunities (возможности), threates (угрозы). Такого типа анализ способствует выявлению как проблемных, так и сильных сторон проекта.

Рис. 9. SWOT-анализ по проекту

На основании инновационного swot-подхода менеджеры и аналитики могут заранее спрогнозировать вектор возникновения проекта. Такой подход также исключает ил снижает риски, связанные с пресловутыми «черными лебедями» - форс-мажорными событиями, которые могут свести проект практически на нет.

У каждого реализуемого проекта есть цель и ее достижение разбито на несколько задач. На основании анализа целей проекта, мы можем все проекты отнести к одной из двух групп – стандартных проектов или индивидуальных.




double arrow
Сейчас читают про: