Заключение. Оркестровый менеджмент

Оркестровый менеджмент – явление, появившееся в нашей стране не так давно. Между тем оркестрово-фестивальное движение является важной частью современной социокультурной реальности и музыкальной жизни страны. Именно поэтому нами была выбрана данная область исследования.

Сегодня вопросы развития культурной сферы как никогда актуальны и востребованы. После смены элит в 1990е, падения уровня патриотизма, грамотности и общего уровня культуры и образованности населения Правительство Российской Федерации взяло курс на возрождение и всестороннее поддержание культурных традиций, ценностей, которые всегда способствовали сплочению многонационального российского народа, развитию и поддержанию идеологии страны. Размывание традиционных российских ценностей, снижение общего культурного уровня граждан, угасание патриотизма - все это сегодня ставит вопрос о необходимости пересмотра государственной культурной политики. Все это нашло отражение в ключевых документах в области нормативного регулирования культурной сферы - «Основах государственной культурной политики» и «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». Инновационным механизмом достижения стоящих перед нашей страной целей по возрождению культуры и патриотизма, по сплочению единой гражданской нации выступает проектный подход в управлении оркестрово-фестивальным движением, которому и посвящена наша магистерская диссертация на тему «Оркестрово-фестивальное движение: межведомственное взаимодействие в проектном управлении».

В первой главе нашего исследования под названием «Проектное управление в культуре и искусстве: теория и нормативные аспекты» мы рассмотрели базовые сущностные характеристики проектного подхода в госуправлении и специфику его приложения к культурной сфере, а также нормативного регулирования такого управления. Мы выяснили, что проект представляет собой систему разработанных для оптимизации достижения поставленных целей мероприятий, которые характеризуются строгими временными и ресурсными ограничениями. Мы рассмотрели подходы отечественных и зарубежных политологов к теории проектного управления. Мы выяснили, что среди отечественных политологов, например, таких, как труды таких исследователей, как И.И. Мазур, В.Д. Шапиро Н.Г. Ольдерогге признание получил системно-структурный подход в исследовании проектной деятельности.

Мы пришли к выводу, что проектный подход помогает оптимизировать процесс управления и в более короткие сроки достичь ощутимых результатов, при этом сократив расходы, также он является более прозрачным с точки зрения отчетности и понимания, куда и на что пошли те или иные выделенные под проект средства. Все это делает проектную область привлекательной для оркестрово-фестивального менеджмента. Социокультурные проекты являются специфическим способом регулирования культурной среды и идеологических настроений в обществе и выступают важным инструментом культурной политики. В культурной сфере выделяются монопроекты, мультипроекты и мегапроекты в зависимости от длительности и масштаба охвата проводимых мероприятий.

Далее в этой же главе мы рассмотрели специфику музыкального фестиваля. Музыкальный фестиваль представляет собой комплекс последовательно или же одновременно реализуемых мероприятий концертного характера, объединенных общей тематикой и направленных на популяризацию культурных достижений, и произведений искусства. В ходе анализа такого социокультурного явления как проект, мы выделили общие черты у проектного подхода и музыкального фестиваля, из чего пришли к выводу, что фестивальная деятельность – проектная по своим базовым характеристикам. Основными функциями музыкального фестиваля являются: культуросозидающая, гносеологическая, коммуникативная, аксиологическая, эвристическая, просветительская, пропагандистская, гедонистическая регулятивная.

Проектная деятельность в гастрольно-фестивальном движении – это разработанная профессионалами-управленцами система последовательно реализуемых творческих проектов, которые в себя включают группу целенаправленно организованных практических мероприятий творческой направленности и ориентированности. Такие мероприятия объединены концептуально и имеют общую творческую идею.

Особенностями проектов в сфере культуры является то, что они оптимизируют доходы от музыкальной деятельности, способствуют четкому разграничению обязанностей и полномочий участников и в коллективе, отличительной чертой таких проектов будет высокая общественная значимость и социокультурная ориентированность. Проектная деятельность помогает задействовать в управлении популярные и действенные event-технологии.

Что касается нормативно-правовой базы проектного управления в сфере культуры, то она представлена двумя группами нормативных правовых актов – документы первой группы (среди которых можно выделить в качестве базовых «Основы законодательства РФ о культуре» и «Стратегию государственной культурной политики на период до 2030 года») касаются правовой регламентации и государственного стратегического планирования в области культуры, документы второй группы (наиболее значимый из них «Положение об организации проектной деятельности») затрагивают непосредственно вопросы проектного управления. Нормативно-правовая база в области проектного управления оркестрово-фестивальном движении нуждается в проработке и дальнейшем совершенствовании, в частности в области регулирования и регламентации реализации проектов на местах.

Далее в первой главе мы рассмотрели оркестровые коллективы как объект проектного управления. Определили, что для управленческой регуляции отношений, складывающихся в такой специфической отрасли как музыкальная индустрия, оптимальным будет поведенческий подход.

Ключевыми механизмами управления оркестровым коллективом являются инновационный характер конечного художественного продукта, меньшая иерархичность сотрудников, ориентация на персонал, особый механизм оплаты труда и ротации творческих кадров, необходимость в постоянном повышении квалификации сотрудников, их личностном и творческом развитии.

Во второй главе «Отечественный опыт проектного управления в оркестрово-фестивальном движении: состояние и приоритеты» мы детально проанализировали состояние с проектным управлением оркестровыми фестивалями в нашей стране. Из анализа ситуации за последнее десятилетие стало понятно, что ситуация с фестивалями и вообще популяризацией классической музыки далека от идеала. В начале 2000х фестивальная жизнь в России возрождается, но в основном имеют место быть рок-фестивали или же фестивали поп-музыки. Оркестровая музыка такого размаха не достигает.

Однако, несмотря на кризисные в целом тенденции оркестрово-фестивального движения в нем имеются лидеры, с большим отрывом дающие наибольшие показатели как по продажам билетов, так и по разнообразию проводимых музыкальных мероприятий. Это Московская государственная академическая филармония, а также Северо-Кавказская филармония им В. Сафонова.

Важной и полезной инновацией в современном оркестровом менеджменте является проектное управление. Социокультурный проект сочетает в себе управленческие и культурные аспекты менеджмента. Как показывают исследования ГИВЦ Минкультуры России, в столичных городах (Москве и Санкт-Петербурге) последние несколько лет наблюдается возрастание интереса к оркестровой музыке. Безусловно, одной, и, вероятно, наиболее важной причиной такого возрастания интереса было внедрение проектного метода и реализация довольно большого количества (особенно, если мы имеем в виду Москву) социокультурных проектов, как напрямую связанных с музыкальной жизнью, так и таких, где оркестровые коллективы выступали участниками, будучи задействованными в одном или нескольких мероприятиях проекта.

Важным аспектом успешности реализации социокультурных проектов в области оркестрово-фестивального движения, безусловно, выступает межотраслевое и межведомственное взаимодействие. Только путем симбиоза и взаимонаправленных усилий региональных и федеральных государственных органов управления, а также органов местного самоуправления, НКО, СМИ, культурно-творческих объединений можно достичь максимальной реализации планируемых результатов по проекту.

В третьей главе нашей диссертации «Музыкальный фестиваль оркестров различных систем и ведомств «Фанфары Победы», приуроченный к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг» представлен проект музыкального фестиваля, который планируется к реализации с учетом межведомственного и межотраслевого взаимодействия. Обращение к теме Великой Отечественной войны неслучайно. Сегодня наша страна как никогда нуждается в обращении к истокам, к славным моментам нашей богатой истории. Как справедливо подчеркнул В.В. Путин, «наш нравственный долг – свято хранить память о непреходящем значении Великой Победы[64]». Это святой долг всех народов, входивших в состав СССР, народов преемницы СССР – Российской Федерации, каждого из нас, наследников Великой Победы 1945 года. Опыт Великой Отечественной войны показывает, что только Отечество (отчий дом) создает тепло, уют, добро, красоту и любовь для человека, а также возможности для его реализации в творчестве и искусстве. Наши предки победили фашистов потому, что для них непреходящую, идеологическую ценность имели: коллективизм, патриотизм, дружба народов, справедливость и милосердие, благородство и широта души, идея служения Отечеству. Этими идеалами были вдохновлены большинство людей, воевавших с фашистскими захватчиками. Эти идеалы и нам необходимо наследовать, заново утверждая в новой политической реальности, чтобы быть достойными гражданами своей замечательной страны.

И проведение музыкальных фестивалей духовых оркестров сочетает в себе глубокую смысловую нагрузку, с одной стороны, а с другой содержит определенные элементы веселья, торжественности, так присущие праздникам и понятные и близкие в том числе молодежной целевой аудитории. Межведомственный подход поможет оптимально реализовать задуманный проект, который вписывается ключевые направления «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года».

 

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: