Теория А. Жобер

Теория А. Жобер

Анни Жобер, католическая исследовательница из Сорбонны, проделавшая большую часть работы по календарю книги Юбилеев, предполагает, что истоки этого календаря восходят по меньшей мере ко времени вавилонского пленения. Она выводит это из дат, подробно переданных в книгах Паралипоменон, Ездры, Неемии и в священнической традиции Пятикнижия (например, в Левит, гл. 23, ст. 16, очевидно, указывается на то, что иудейский праздник Пятидесятницы всегда приходится на воскресенье, что возможно только в солнечном постоянном календаре). Составление этих произведений обычно датируется периодом после пленения (V век до н. э.). Этот солнечный календарь мог быть заменен в Храме официальным лунным календарем времен нашего Господа реально лишь во II веке до н. э. Отец Милик предполагает, что именно введение лунного календаря в Иерусалимском Храме было той искрой, которая вызвала уход ессеев в Кумранскую пустыню.¶ Если это так, то нас более всего интересует здесь предположение А. Жобер, что Иисус, справляя Тайную Вечерю, следовал этому солнечному календарю. Если мы предположим, что день в календаре книги Юбилеев начинался с захода солнца, то Пасха, или 15 нисана, всегда приходилась на вечер со вторника на среду. Поэтому А. Жобер предлагает следующую хронологию Страстной Седьмицы.

Вторник   Приготовление к Пасхе (Еванг. от Марка, гл. 14, ст. 12-16)   солнечный, 14 нисана
         
Вторник вечер и ночь   Пасхальная трапеза Тайной Вечери (Еванг. от Марка, 15 нисана гл. 14, ст. 17) (официальный • Взятие Иисуса под стражу (Еванг. 12-е) от Марка, гл. 14, ст. 43) Допрос у Анны (Еванг. от Марка, гл. 14, ст. 5Эа; Еванг. от Иоанна, гл. 18, ст. 13) Отречение Петра (Еванг. от Марка, гл. 14, ст. 66) Иисус приведен к Каиафе (Еванг. от Иоанна, гл. 18, ст. 24)   солнечный 15 насана (офицальный - 12-е)
         
Среда   Первый суд синедриона (Еванг. от Марка, гл. 14, ст. 536; 55)    
         
Четверг   Второй суд синедриона (Еванг. от Марка, гл. 15, ст. 1а) Иисус перед Пилатом (Еванг. от Марка, гл. 15, ст. 16) (официальный • Иисус перед Иродом (Еванг. 13-е) от Луки, гл. 23, ст. 6-12) Священники возбуждают народ (Еванг. от Марка, гл. 15, ст. 11)   (офицальный - 13-е)
         
Четверг вечером   Сон жены Пилата (Еванг. от Матфея, гл. 27, ст. 19)    
         
Пятница   Опять перед Пилатом (Еванг. от Марка, гл. 15, ст. 8; Еванг. (официальный • от Луки, гл. 23, ст. 13) 14-е) Инцидент с Вараввой (Еванг. от Марка, гл. 15, ст. 9) Осуждение, распятие, смерть Еванг. от Марка, гл. 15, ст. 15 и далее)   (офицальный - 14-е)
         
Пятница вечером   Официальная пасхальная трапеза Иисус в могиле   (офицальный - 15-е)

Совершенно очевидно, что эта новая хронология не может быть полностью согласована ни с синоптиками, ни с Иоанном, которые все prima facie втискивают эти события в двадцать четыре часа одного вечера, ночи и дня. По мнению Жобер, их сообщения, должно быть, представляют собой упрощенный и беглый обзор событий, исторически охватывавших три дня. Она считает, что первоначальный катехизис в гораздо большей степени был заинтересован в сути этих событий и их значении для вероучения, чем в их точной хронологии. Эта ее теория, впрочем, вполне согласуется как со свидетельством синоптиков о том, что Иисус справлял настоящую пасхальную трапезу, так и со свидетельством Иоанна, что Он умер накануне официальной Пасхи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: