2. Монодические лады (лады народной музыки). Тональность
Диатоника – этообласть натуральных ладов
(от греч. - идущая по тонам).
Монодические – это пяти- и семиступенные лады,
широко распространенные в народной музыке.
Мажорное наклонение
Минорное наклонение
3. Тональность
Тональность – это высотное положение лада.
Буквенное обозначение тональностей
ля | си b | до | ре | ми | фа | соль | си | |
dur | A | B | C | D | E | F | G | H |
moll | a | b | c | d | e | f | g | h |
# - is, b - es |
Квинтовый круг тональностей
Тоники тональностей одного лада можно расположить по ч.5.
Мажорные – от «с», минорные – от «a»,
Диезные – вверх, бемольные – вниз.
Каждый квинтовый «шаг» прибавляет один знак.
Предпоследний бемоль - это тоника мажора. |
|
|
Последний диез - последняя (VII) ступень мажора. |
Параллельные – это тональности, имеющие одинаковые знаки, но разные тоники и лады.
Тоника минора располагается ниже тоники параллельного мажора на м. 3 (3 ступени, 3 полутона).
Например: A-dur – fis-moll.
Одноименные – это тональности, имеющие одинаковые тоники, но разные лады и знаки.
Одноименный минор дальше от мажора на 3 знака в сторону бемолей.
Например: H-dur (5#) – h-moll (2#).
dur moll
# |
C-dur | b | ||||||||||||
си | ми | ля | ре | соль | до | фа | си | ми | ля | ре | соль | до | фа |
14. Темп. Метр. Размер. Ритм
Темп – скорость исполнения музыки.
медленные
средние
быстрые
12. Метр. Размер
Метр – это равномерное чередование сильных и слабых долей.
Размер – это цифровое выражение метра.
Верхняя цифра показывает количество долей в такте,
нижняя –длительность одной доли.
Простые размеры имеют 1 акцент (2/4, 2/2, 3/4, 3/8).
Сложные размеры имеют несколько акцентов и образуются при сложении нескольких одинаковых простых размеров
(4/4= 2/4 + 2/4, 6/8= 3/8 + 3/8, 9/8= 3/8 + 3/8+ 3/8).
Смешанные размеры образуются при сложении
разных простых размеров (5/4 = 2/4 + 3/4; 7/4 = 2/4 + 3/4 + 2/4).
|
|
Переменный – это размер с изменяющимся количеством долей (характерен для протяжных народных песен).
13. Ритм
Ритм – это чередование различных длительностей, организованных метром.
Пунктирный ритм образуется двумя длительностями, первая из которых за счет точки справа в 3 раза длиннее второй:
четверть с точкой (3 восьмых) и восьмая,
восьмая с точкой (3 шестнадцатых) и шестнадцатая.
Синкопа – это ритмическая группа, которая образуется при несовпадении акцентов в метре и ритме:
восьмая (нота или пауза) – четверть (с акцентом) – восьмая.
Триоль – ритмическая группа, включающая три ноты одинаковой длительности вместо двух
(обозначается цифрой «3» над группой нот):
на 1 четверть - 3 восьмых, на 1 восьмую – 3 шестнадцатых.
Энгармонически равные – это тональности, которые звучат одинаково, а называются по-разному.
Например: Ces-dur (7b) энгарм.= H-dur (5#).
Родственные – это тональности, тонические трезвучия которых можно построить на ступенях
данной тональности.
параллельная
тональность (moll)
тональность S (dur) тональность D (dur)
тональность, тональность, параллельная S (moll) параллельная D (moll) тональность гарм. s (moll) |
параллельная
тональность (dur)
тональность s (moll) тональность d (moll)
тональность, тональность, параллельная s (dur) параллельная d (dur) тональность гарм. D (dur) |
3
4. Хроматизм и альтерация. Способы тонального развития в музыке
Хроматизм – это повышение или понижение
любой ступени лада
(«расшатывает» тональность).
Альтерация – это повышение или понижение
неустойчивой ступени лада с целью обострения ее тяготения в устойчивую ступень, отстоящую на целый тон
(«укрепляет» тональность).
Хроматическая – это гамма, построенная по полутонам;
ее правописание основано на родстве тональностей.
Мажорная | Минорная |
в восходящем движении – III и VI не повторяются, а VII понижается в нисходящем движении – I и V не повторяются, а IV повышается | в восходящем и нисходящем движении – I и V не повторяются, а II понижается |
5. Способы тонального развития в музыке
Отклонение – это временный уход в другую тональность,
не закрепленный каденцией.
Каденция – это завершающий музыкальный оборот.
Например: D-dur – A-dur – D-dur.
Модуляция – это переход в другую тональность,
закрепленный каденцией.
Например: g-moll – B-dur.
Отклонение и модуляция часто совершаются с помощью хроматически измененных ступеней, «предвестников» новой тональности.
11. Аккорды группы D
Доминантсептаккорд и его обращения
Доминантсептаккорд (D7) строится на V ступени
нат. мажора и гарм. минора.
Обозначение | Название | Строение | Расположе-ние в ладу | Разрешение |
D2 | секундаккорд | б. 2+Б | IV | Т6 (с удвоенной тоникой) |
D43 | терцкварт-аккорд | м. 3+ б. 2+ б. 3 | II | Т (развернутое) |
D65 | квинтсекст-аккорд | Мb5+ б. 2 | VII(#) | Т (с удвоенной тоникой) |
D7 | септаккорд | Б+ м. 3 | V | неп.Т (с утроенной тоникой) |
Вводные септаккорды
Вводные септаккорды (VII7) строятся
на вводной (VII) ступени нат. мажора (м. VII 7)
и гарм. видов мажора и минора (ум. VII 7).
Обозначение | Название | Строение | Расположе-ние в ладу | Разрешение |
м. VII7 | Малый вводный септаккорд | м. 3+ м. 3+ б. 3 | VII | Т (с удвоенной терцией) |
ум. VII7 | Уменьшенный вводный септаккорд | м. 3+ м. 3+ м. 3 | VII(#) | Т (t) (с удвоенной терцией) |
9
|
|
10. Аккорды в ладу. Тритоны. Характерные интервалы
Наиболее употребительные аккорды в ладу
Аккорды Ступени | T | S | D |
VII | D6 D65 VII м. VII7 ум. VII7 | ||
VI | VI | S6 | |
V | T64 | D D7 | |
IV | S II6 II65 | D2 | |
III | T6 | ||
II | II II7 | D64 D43 | |
I | T | S64 |
6. Простые и составные интервалы
Интервал – это сочетание двух ступеней лада.
Интервал имеет две величины:
ступеневую (отражает число ступеней, обозначается цифрой) и тоновую (отражает тоны, обозначается буквой).
Простые - это интервалы в пределах октавы.
Составные – этоинтервалы больше октавы.
Название | Обозначение | Состав |
нона | м. 9, б. 9 | октава + секунда |
децима | м. 10, б. 10 | октава + терция |
ундецима | ч. 11 | октава + кварта |
дуодецима | ч. 12 | октава + квинта |
терцдецима | м. 13, б. 13 | октава + секста |
квартдецима | м. 14, б. 14 | октава + септима |
квинтдецима | ч. 15 | октава + октава |
7. Тритоны
Тритоны – это два энгармонически равных интервала.
Они имеют разную ступеневую величину (4 или 5 ступеней),
но одинаковую тоновую (3 тона).
Обозначение | D Мажор нат., минор гарм. | S Мажор гарм., минор нат. | Разрешение |
ув. 4 (увеличенная кварта) | IV | VI | м. 6 (б. 6) |
ум. 5 (уменьшенная квинта) | VII | II | б. 3 (м. 3) |
8. Характерные интервалы
Характерные – это интервалы, которые можно построить только в гармонических ладах.
Обозначение | Мажор гарм. | Минор гарм. | Разрешение |
ув. 2 (увеличенная секунда) | VIb | VI | ч. 4 |
ум. 7 (уменьшенная септима) | VII | VII# | ч. 5 |
ув. 5 (увеличенная квинта) | VIb | III | б. 6 (III ст. – на месте) |
ум. 4 (уменьшенная кварта) | III | VII# | м. 3 (III ст. – на месте) |
6
9. Аккорды вне лада
Аккорд – это сочетание трех или более звуков.
Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки образуют квинту.
|
|
Трезвучие имеет два обращения:
секстаккорд и квартсекстаккорд.
Трезвучия | Секстаккорды | Квартсекстаккорды |
Б = б. 3+ м. 3 | Б 6 = м. 3+ ч. 4 | Б 64 = ч. 4+ б. 3 |
М = м. 3+ б. 3 | ||
Б#5 = б. 3+ б. 3 | М 6 = б. 3+ ч. 4 | М 64 = ч. 4+ м. 3 |
Мb5 = м. 3+ м. 3 |
Септаккорд – это аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки образуют септиму.
Обозначение | Название | Строение |
б. Б7 | большой мажорный септаккорд | б. 3 б. 7 Б |
б. М7 | большой минорный септаккорд | б. 3 б. 7 М |
б. Б#57 | большой увеличенный септаккорд | м. 3 б. 7 Б#5 |
м. Б7 | малый мажорный септаккорд | м. 3 м. 7 Б |
м. М7 | малый минорный септаккорд | м. 3 м. 7 М |
м. Мb57 | малый уменьшенный септаккорд | б. 3 м. 7 Мb5 |
ум. Мb57 | уменьшенный уменьшенный септаккорд (дважды уменьшенный) | м. 3 ум. 7 Мb5 |