Монодические лады (лады народной музыки). Тональность. Мажорное наклонение. Минорное наклонение. Темп. Метр. Размер

2. Монодические лады (лады народной музыки). Тональность

Диатоника – этообласть натуральных ладов

(от греч. - идущая по тонам).

Монодические – это пяти- и семиступенные лады,

широко распространенные в народной музыке.

 

Мажорное наклонение

Минорное наклонение

пентатоника без IV и VII пентатоника без II и VI лидийский IV высокая дорийский VI высокая миксо- лидийский VII низкая фригийский II низкая ионийский совпадает с нат. мажором эолийский совпадает с нат. минором

 

3. Тональность

Тональность – это высотное положение лада.

Буквенное обозначение тональностей                                             

  ля си b до ре ми фа соль си
dur A B C D E F G H
moll a b c d e f g h
# - is, b - es

Квинтовый круг тональностей

Тоники тональностей одного лада можно расположить по ч.5.

Мажорные – от «с», минорные – от «a»,

Диезные – вверх, бемольные – вниз.

Каждый квинтовый «шаг» прибавляет один знак.

Предпоследний бемоль - это тоника мажора.

      

Последний диез - последняя (VII) ступень мажора.

 

 

        

Параллельные – это тональности, имеющие одинаковые знаки, но разные тоники и лады.

Тоника минора располагается ниже тоники параллельного мажора на м. 3 (3 ступени, 3 полутона).

Например: A-dur – fis-moll.

Одноименные – это тональности, имеющие одинаковые тоники, но разные лады и знаки.

Одноименный минор дальше от мажора на 3 знака в сторону бемолей.

Например: H-dur (5#) – h-moll (2#).

                 dur                                             moll

#

C-dur

b

                           
си ми ля ре соль до фа си ми ля ре соль до фа

14. Темп. Метр. Размер. Ритм

Темп – скорость исполнения музыки.

 

медленные

grave значительно, тяжело largo широко adagio медленно, спокойно lento протяжно

средние

andante в характере шага andantino скорее, чем andante moderato умеренно con moto с движением

быстрые

allegretto медленнее, чем allegro animato воодушевленно allegro скоро («весело») vivo живо presto быстро

 

 

12. Метр. Размер

Метр – это равномерное чередование сильных и слабых долей.

Размер – это цифровое выражение метра.

Верхняя цифра показывает количество долей в такте,

нижняя –длительность одной доли.

Простые размеры имеют 1 акцент (2/4, 2/2, 3/4, 3/8).

Сложные размеры имеют несколько акцентов и образуются при сложении нескольких одинаковых простых размеров

(4/4= 2/4 + 2/4, 6/8= 3/8 + 3/8, 9/8= 3/8 + 3/8+ 3/8).

Смешанные размеры образуются при сложении

разных простых размеров (5/4 = 2/4 + 3/4; 7/4 = 2/4 + 3/4 + 2/4).

Переменный – это размер с изменяющимся количеством долей (характерен для протяжных народных песен).

 

13. Ритм

Ритм – это чередование различных длительностей, организованных метром.

Пунктирный ритм образуется двумя длительностями, первая из которых за счет точки справа в 3 раза длиннее второй:

четверть с точкой (3 восьмых) и восьмая,

восьмая с точкой (3 шестнадцатых) и шестнадцатая.

Синкопа – это ритмическая группа, которая образуется при несовпадении акцентов в метре и ритме:

восьмая (нота или пауза) – четверть (с акцентом) – восьмая.

Триоль – ритмическая группа, включающая три ноты одинаковой длительности вместо двух

(обозначается цифрой «3» над группой нот):

на 1 четверть - 3 восьмых, на 1 восьмую – 3 шестнадцатых.

 

 

Энгармонически равные – это тональности, которые звучат одинаково, а называются по-разному.

Например: Ces-dur (7b) энгарм.= H-dur (5#).

Родственные – это тональности, тонические трезвучия которых можно построить на ступенях

данной тональности.

 

параллельная тональность (moll)
 


тональность S (dur)                            тональность D (dur)

                                                      

 

dur

    тональность,                                          тональность,

параллельная S (moll)                       параллельная D (moll)

тональность

гарм. s (moll)

 

 

параллельная тональность (dur)
 


тональность s (moll)                           тональность d (moll)

                                                         

moll

           

 


    тональность,                                          тональность,

параллельная s (dur)                          параллельная d (dur)

тональность

гарм. D (dur)

 

3

 

4. Хроматизм и альтерация. Способы тонального развития в музыке

Хроматизм – это повышение или понижение

любой ступени лада

(«расшатывает» тональность).

Альтерация – это повышение или понижение

неустойчивой ступени лада с целью обострения ее тяготения в устойчивую ступень, отстоящую на целый тон

(«укрепляет» тональность).

Хроматическая – это гамма, построенная по полутонам;

ее правописание основано на родстве тональностей.

 

Мажорная Минорная
в восходящем движении – III и VI не повторяются, а VII понижается в нисходящем движении – I и V не повторяются, а IV повышается   в восходящем и нисходящем движении – I и V не повторяются, а II понижается

 

 

5. Способы тонального развития в музыке

Отклонение – это временный уход в другую тональность,

не закрепленный каденцией.                                                                                                          

Каденция – это завершающий музыкальный оборот.

Например: D-dur – A-dur – D-dur.

Модуляция – это переход в другую тональность,

закрепленный каденцией.

Например: g-moll – B-dur.

Отклонение и модуляция часто совершаются с помощью хроматически измененных ступеней, «предвестников» новой тональности.

 

11. Аккорды группы D

Доминантсептаккорд и его обращения

Доминантсептаккорд (D7) строится на V ступени

нат. мажора и гарм. минора.

Обозначение Название Строение Расположе-ние в ладу Разрешение
       D2   секундаккорд   б. 2+Б IV Т6 (с удвоенной тоникой)
   D43 терцкварт-аккорд м. 3+ б. 2+ б. 3 II Т (развернутое)
D65 квинтсекст-аккорд Мb5+ б. 2 VII(#) Т (с удвоенной тоникой)
 D7   септаккорд   Б+ м. 3 V неп.Т (с утроенной тоникой)

Вводные септаккорды

Вводные септаккорды (VII7) строятся

на вводной (VII) ступени нат. мажора (м. VII 7)

и гарм. видов мажора и минора (ум. VII 7).

Обозначение Название Строение Расположе-ние в ладу Разрешение
м. VII7 Малый вводный септаккорд м. 3+ м. 3+ б. 3 VII Т (с удвоенной терцией)
ум. VII7 Уменьшенный вводный септаккорд м. 3+ м. 3+ м. 3 VII(#) Т (t) (с удвоенной терцией)

9

10. Аккорды в ладу. Тритоны. Характерные интервалы

Наиболее употребительные аккорды в ладу

   Аккорды       Ступени T S D
VII     D6 D65 VII м. VII7 ум. VII7
VI   VI   S6    
V   T64     D  D7
IV     S   II6  II65 D2
III T6      
II     II  II7   D64  D43
I   T     S64    

 

6. Простые и составные интервалы

Интервал – это сочетание двух ступеней лада.

Интервал имеет две величины:

ступеневую (отражает число ступеней, обозначается цифрой) и тоновую (отражает тоны, обозначается буквой).

Простые - это интервалы в пределах октавы.

Составные – этоинтервалы больше октавы.

 

Название Обозначение Состав
нона м. 9, б. 9 октава + секунда
децима м. 10, б. 10 октава + терция
ундецима ч. 11 октава + кварта
дуодецима ч. 12 октава + квинта
терцдецима м. 13, б. 13 октава + секста
квартдецима м. 14, б. 14 октава + септима
квинтдецима ч. 15 октава + октава

 

7. Тритоны

Тритоны – это два энгармонически равных интервала.

Они имеют разную ступеневую величину (4 или 5 ступеней),

но одинаковую тоновую (3 тона).

 

Обозначение D Мажор нат., минор гарм. S Мажор гарм., минор нат. Разрешение
ув. 4 (увеличенная кварта) IV VI м. 6 (б. 6)
ум. 5 (уменьшенная квинта) VII II б. 3 (м. 3)

 

8. Характерные интервалы

Характерные – это интервалы, которые можно построить только в гармонических ладах.

 

Обозначение Мажор гарм. Минор гарм. Разрешение
ув. 2 (увеличенная секунда) VIb VI ч. 4
ум. 7 (уменьшенная септима) VII VII# ч. 5
ув. 5 (увеличенная квинта) VIb III б. 6 (III ст. – на месте)
ум. 4 (уменьшенная кварта) III VII# м. 3 (III ст. – на месте)

6

9. Аккорды вне лада

Аккорд – это сочетание трех или более звуков.

Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки образуют квинту.

Трезвучие имеет два обращения:

секстаккорд и квартсекстаккорд.

Трезвучия Секстаккорды Квартсекстаккорды
Б = б. 3+ м. 3

Б 6 = м. 3+ ч. 4

Б 64 = ч. 4+ б. 3

М = м. 3+ б. 3
Б#5 = б. 3+ б. 3

М 6 = б. 3+ ч. 4

М 64 = ч. 4+ м. 3

Мb5 = м. 3+ м. 3

 

Септаккорд – это аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки образуют септиму.

Обозначение Название Строение
б. Б7 большой мажорный септаккорд        б. 3 б. 7 Б
б. М7 большой минорный септаккорд        б. 3 б. 7 М
б. Б#57 большой увеличенный септаккорд        м. 3 б. 7 Б#5
м. Б7 малый мажорный септаккорд          м. 3 м. 7 Б
м. М7 малый минорный септаккорд          м. 3 м. 7 М
м. Мb57 малый уменьшенный септаккорд          б. 3 м. 7 Мb5
ум. Мb57 уменьшенный уменьшенный септаккорд (дважды уменьшенный)          м. 3  ум. 7 Мb5

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: