Раздел №2. Работа с хором над песней

Раздел №2. Работа с хором над песней.

Темы: 1. Анализ песни (эмоциональный и структурный)

        2. Разучивание музыкального произведения (песни)

        3. Ансамбль и строй.

        4. Работа над двухголосием.

        5. Пение без сопровождения (a kapella).

Раздел №3. Развитие музыкального слуха и чувства ритма.

Темы: 1. Вокальный слух.

        2. Другие виды музыкального слуха (мелодический, гармонический, внутренний...)

        3. Развитие чувства ритма.

 

Структура урока.

Хоровая репетиция состоит из нескольких разделов:

1. Распевание,

2. Слуховые и ритмические упражнения,

3. Вокальные и слуховые упражнения с элементом двухголосия,

4. Разучивание новых произведений,

5. Изучение музыкального материала раздельно по партиям,

6. Доработка и повторение выученных произведений,

7. Проверка усвоенного материала.

        

Руководитель определяет содержание каждой репетиции, последовательность расположения различных видов работы, дозировку музыкального материала, подбирает упражнения, отмечает возможные трудности. Репетиция должна быть четко организована по времени - она длится 45 минут.

Поурочные планы разрабатываются на несколько занятий вперед на основе плана работы, составляемого на четверть. В начале репетиции важно собрать внимание детей и сосредоточить его на качестве пения. Распевание включает в себя всевозможные вокальные, слуховые, ритмические упражнения, на которых вырабатываются навыки, необходимые для хорового исполнительства. Большое значение имеет эмоциональный тонус репетиции, степень заинтересованности самого преподавателя, его умение построить занятие интересно, содержательно. Чем меньше возраст хористов, тем в большей степени присутствует элемент игры.

Чтобы заинтересовать учащихся песней, желательно привлекать дополнительный материал, который поможет глубже раскрыть её содержание и художественный образ (репродукции картин, отрывки из литературных произведений, исторические сведения и т.д.). Нужно приучить детей к внимательному слушанию произведения и к словесному выражению своих наблюдений.

  Целью и итогом репетиционной работы являются концертные выступления. Количество произведений, изученных в течение года, зависит от трудности произведения и восприимчивости детей.

    При подборе репертуара следует иметь в виду:

1. Степень художественной ценности произведения.

2. Расширение музыкального кругозора, знаний детей в области музыки вообще и непосредственно хоровой литературы (для этого необходимо включить в репертуар народные песни и т.д.)

3. Расширение выразительных возможностей детей в достижении определенных исполнительских навыков.

4. Учет возможностей детей (возраст, состояние голосового аппарата, уровень подготовленности детей)

5. Задачи воспитания (песни о Родине, школе, родной природе, о дружбе и т.д.)

6. Юбилейные даты (участие в жизни страны, школы)

7. Произведения для школьных мероприятий, походов, домашнего музицирования, которые легко и быстро усваиваются детьми, помогают воспитанию «бытового» вкуса.

Данная программа тесно связана с такими дисциплинами как музыка, литература, изобразительное искусство. Ценным связующим звеном комплекса музыкального воспитания является хор. Хор – это творческий коллектив, цель которого – постоянное совершенствование музыкально-исполнительского уровня на основе знаний по всем изучаемым предметам.

  Все, что дети узнают на занятиях хора, так или иначе обобщается на уроках музыки. Именно на уроках музыки легче всего дать ученикам начальное представление об искусстве вообще, его роли в жизни человека, иными словами, воспитать в детях способность чувствовать и понимать проявление эстетического как в искусстве, так и в природе, а главное привить им потребность эстетически действовать в самых различных обстоятельствах.

    Освоение программы предполагает помимо посещений занятий хора выполнение домашних заданий: выучить текст песни, нарисовать рисунок, придумать рассказ, подобрать репродукции и т.д.

     Рабочая программа «Хор» рассчитана на 1 год обучения, объемом 35 часов в учебном году, периодичностью 1 занятие в неделю по одному часу.

      Процесс пения – комплексный. В нем участвует весь организм, в частности, его звукообразующий, артикуляционный и дыхательный аппараты. Неправильная работа какого-либо из них может нарушить или затормозить нормальное протекание всего певческого процесса. Поэтому и выработка певческих навыков должна осуществляться комплексно, одновременно, во взаимодействии друг с другом.

     Одним из обязательных условий правильного осуществления певческого воспитания участников хора является певческая установка. Она помогает естественному развитию певческого дыхания. От умения владеть навыками правильного дыхания во многом зависит качество звучания хора, чистая интонация, выразительность исполнения. Большое внимание следует уделить качеству звукообразования. Качество певческого звука зависит от певческой установки, навыков дыхания и свободы артикуляционного аппарата. Основным способом звукообразования у учащихся должна быть мягкая атака звука. Основа звучания в хоре – легато. С него следует начинать работу в хоре. Большое место в работе над звуком занимает артикуляция и четкая дикция.

     Чувство ансамбля – важный навык. Все виды ансамбля: интонационный, ритмический, динамический, тембровый – получают в хоре свое развитие. Основная идея ансамблевого пения заключается в умении подчинить свою индивидуальность задачам коллектива. Высокая вокальная позиция звучания является необходимым условием для выработки ансамбля и строя. Продуманный репетиционный процесс поможет развить и воспитать многие вокальные, хоровые навыки: уверенное двухголосие, чуткость к динамическим краскам, интонационную выразительность, ансамблевую стройность, звуковедение, ритмическую чуткость и т.д. Так же следует развивать технические навыки, пение без сопровождения. Исполнение произведения без сопровождения требует от хора владения определенными исполнительскими навыками и в свою очередь способствует дальнейшему расширению исполнительских возможностей коллектива. Повышается качество слухового внимания к чистоте интонации. Участники хора лучше слышат себя и соседей. На основе пения без сопровождения развивается также внутренний слух – одна из важнейших музыкальных возможностей.

      Ритмическому воспитанию следует уделить большое внимание, начиная с первого занятия. Разучивание песни следует сопровождать движением.

     В течение года каждый учащийся хора имеет дневник. Учащиеся должны иметь тетрадь для записи разучиваемых произведений, текстов песен, домашних заданий. В конце четверти руководитель хора выставляет оценки.

      Формой контроля знаний и умений, приобретенных детьми в течение года – являются выступления на мероприятиях и праздниках школы.




double arrow
Сейчас читают про: