double arrow

Психотерапевтический процес

4

Психотерапевтический процес

 

Цель психотерапии - не в проработке конфликта, а в оказании помощи по формированию новой психической структуры Самости пациента.

Исцеления происходит в результате трёхшагового процесса:

1) анализ защитных проявлений пациента;

2) развёртывание переносов;

3) эмпатия.

Эмпатия это самый важный шаг, так как он определяет цель и результат исцеления, представляет собой установление эмпатической сонастроенности между «самостью» и самообъектом на взрослых уровнях зрелости. Этот новый канал эмпатии на постоянной основе занимает место ранее вытесненного или расщеплённого архаического нарциссического отношения; он снимает путы, которыми ранее архаическая самость была привязана к архаическому самообъекту.

Главный терапевтический фактор - вместо фрейдовского инсайта признается эмпатия, а главное терапевтическое действие - не нейтральности/интерпретации, а возмещение раннего дефицита.

Тем самым психическая организация, которую пациент не смог осуществить с родителями, структурируется, а его здоровье восстанавливается.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хайнц Кохут стал основателем новаторского направления в области психоанализа - селф-психологии. По мнению Хайнца Кохута, Самость - это сердцевина, ядро личности, представляющее собой совокупность отдельных элементов, которая может быть объединено в некую связную систему. Цель личности состоит в том, чтобы сбалансировав эти элементы между собой, наладить связи между данной совокупностью и внешним окружением.

Селф-психология даёт возможность для того, чтобы исследовать взаимодействие врождённых структур психики и влияния на них внешнего окружения, в результате чего, образуется неповторимая личность. Её способность к интеграции впечатлений и нового позитивного опыта обеспечивает её возможностями для потенциального роста и развития.

Для полноценного роста и развития необходимо, чтобы внешний объект позволил наполнить себя потоком энергии, обеспечивая оптимальным уровнем внимания и поддержки. Если по каким-либо причинам этого не происходит, итогом становится развитие эксгибиционизма или нарциссизма - состояний, связанных с недостаточностью оттока внутрипсихической энергии во внешний мир – и соответствующим избытком либидо в самой личности как таковой. Хайнц Кохут полагал, что другим следствием произошедшего может стать своеобразное расщепление психики ребёнка, выливающееся в фантазирование и побеги от реальности. Психика ребёнка ставит барьер между собой и другими объектами, предохраняя саму себя от возможных пагубных вторжений со стороны внешнего мира.

Таким образом, Я как система защищает структурные связи внутренних элементов от возможных посягательств на них извне. Именно поэтому, с точки зрения теории селф-психологии, в воспитании личности так важна эмпатия -как вчувствование в состояние другой личности, обеспечивающее полноценное приятие её со всеми её достоинствами и недостатками. Именно эмпатия даёт шанс для того, чтобы давать ребёнку то, что он больше всего жаждет - одобрение и способность быть понятым.

Теория Кохута подразумевала, что самость есть нечто, чему суждено быть, что должно было возникнуть, и лишь неспособность оказать необходимую заботу может помешать данному процессу развития.

Кохут не рассматривал агрессию как «врождённое влечение-драйв, требующее разрядки»; он видел её как продукт дезинтеграции, возникающий как реакция на неотзывчивую среду, затормаживающую развитие нуклеарной самости младенца». Иными словами, агрессия представляет собой не врождённое влечение, а ответ на ошибочные родительские проявления.

Модель Кохута можно считать теорией, возлагающей вину на родителя, в отличие от возлагающих вину на ребёнка теорий Мелани Кляйн. Последняя воспринимала родителя как мишень фрустраций ребёнка, его зависти и ненависти, и возлагала вину за образовывающуюся в дальнейшем патологию на излишек агрессии в новорождённом В этом-то и заключается суть кохутовского отхода от своей ранней работы в качестве фрейдовского психоаналитика: влечения-драйвы не создают самость, то есть «человек не рождается для конфликта, он не обязательно находится в отношениях противостояния своим родителям или своей культуре, и его развитие не определяется и не предопределяется влечениями или инстинктами, как понимал их психоанализ»

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Кохут, Х. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности / Х. Кохут. – М.: Когито-Центр. – 2003. – 308 с.

2.Кохут, Х. Восстановление самости / Х. Кохут. – М.: Когито-Центр. – 2017. – 316 с.

3.Куттер, П. Психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов / П. Куттер, Т. Мюллер.  М.: Когито-Центр. – 2011. – 384 с

4.Лейбин, В. Постклассический психоанализ: энциклопедия / В. Лейбин. – М.: Территория будущего, 2006. – 568 с.

5.Тайсон, Р. Психоаналитические теории развития / Р. Тайсон, Ф. Тайсон. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 528 с.

6. Электронный источник https://ru.wikipedia.org/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


4

Сейчас читают про: