Основные положения и компоненты патологических состояниях

Основные положения и компоненты патологических состояниях

В основе теории лежат представления о здоровой самости и ее патологических состояниях. Х. Кохут под самостью подразумевает нечто вроде «чувства собственной идентичности». Самость представляется ему «сердцевиной личности».

Нормальное психическое развитие ребенка строится на благоприятных отношениях с ближайшим окружением. Интроекция образов родителей позволяет ребенку ощущать свое совершенство, величие, состоятельность.

Травматические недостатки Я-объектов, отсутствие эмпатии может приводить к серьезным нарушениям личности, таковыми являются люди с нарциссическим типом характера.

Х.Кохут считает что:

1. Нарциссизм – не патологический феномен, но любое обращение к поддержанию переживаний Я.

2. Детский нарциссизм со временем переходит в более зрелые формы – творчество, эмпатию, юмор, мудрость и многое другое.

3. Зрелый нарциссизм требует для поддержания внутреннего баланса удовлетворения трех потребностей:

- в признании своей грандиозности,

- в идеализации кого-то сильного и мудрого,

- в идентификации с кем-то похожим;

4. Неудовлетворение нарциссических потребностей, напротив, ведет к различным проявлениям психопатологии.

Структура Самости представляет собой напряженную биполярную конфигурацию, на одном полюсе которой находятся полюс амбиций (претензии Я; потребность в достижениях, признании, господстве), а на другом - полюс идеалов (идеализированный образ родителей).

 

Х.Кохут выдвинул гипотезу, что мир младенца естественно наполнен блаженством пока неизбежные ошибки в процессе материнской заботы не начинают угрожать этому блаженству. Чтобы защититься от разрушения своего безмятежного мира, младенец создаёт две новых системы «нарциссического совершенства»:

1.«Идеализированное имаго *или образ+ родителя» - является попыткой защитить благополучие младенца путём наделения внешнего объекта безграничной властью и благостью.

2.«Нарциссическое „я“» - представляет собой фантазию, что всё хорошее содержится внутри самого младенца, а всё плохое — вне его. Позже Кохут изменит терминологию: «нарциссическое „я“» стало «грандиозным „я“».

Каждая из двух форм нарциссизма (грандиозность и идеализация) следует своей собственной траектории развития.

Идеализированное родительское имаго- образ совершенного другого, с которым можно войти в тотальное слияние и который будет служить источником бесконечной силы, совершенной доброты и безграничной власти - неизбежно подвергается разочаровывающим сравнениям с реальным родителем. Если эти разочарования не оказываются чересчур внезапными или травматичными, имаго медленно, но верно превращается в идеалы.

Грандиозное «я» ребёнка, способное достичь всего без каких-либо ограничений, - жаждет получить от родителей или других важных опекунов признание его совершенства и восхищение его поразительными силами. Согласно Кохуту, без подобного положительно оценивающего свидетельства, без «блеска в глазах матери» нарциссическое «я» ребёнка не может обрести достаточную зрелость; если же ребёнок получает адекватное восхищение, его архаическая грандиозность взрослеет, превращаясь в реалистичные амбиции.

 

Х. Кохут фокусировал свое внимание надвух нормальных нарциссических процессах, которые являются решающими в развитии Самости.

1. Отражение,при котором младенец смотрит на мать и видит свое «я» отраженным в ее радостном взгляде. При отношении отражения ребенок как будто говорит про себя: «Ты видишь меня чудесным. Значит, я чудесен».

При этом под «отзеркаливанием» понимается не только отражение грандиозности, но и надежность, забота, эмоциональная адекватность, эмпатическое отношение в целом. Наблюдая собственные положительные качества в сиянии материнских глаз, ребенок чувствует всю свою самоценность.

2. Идеализация, которая начинается с узнавания ребенком своего родителя или другого любимого человека. В этом случае качества собственного «я» (доброта, совершенство, всесилие, значимость, чувство реальности и т. д.) проецируются на этого человека, так что ребенок (как бы) может сказать: «Я вижу тебя чудесной и нахожусь рядом с тобой; значит, я существую и тоже чудесен».

В объектных отношениях отражения и идеализации ребенок узнает свое «я» с помощью другого человека.

Самость взрослого человека может быть зрелой или патологической. В случае зрелой Самости доминируют здоровые амбиции, идеалы, таланты и навыки. При патологических состояниях Самости проявляются такие феномены, как архаическое Я с доминированием психических структур и особенностей раннего детства, расщепленное Я с нарушением связи между отдельными частями личности; опустошенное Я со снижением жизненной силы.

Х. Кохут предложил классификацию первичных нарушений Самости, включающую, по его представлению, пять составляющих:

 

1. психозы (характеризуются постоянным или длительным распадом, ослаблением или серьезным искажением самости);

2. пограничные состояния (характеризуются тем же самыми проявлениями в сочетании со скрытыми защитными структурами);

3. шизоидные и паранойяльные личности (характеризуются использованием дистанцированных защитных организаций посредством эмоциональной холодности (шизоиды) или враждебности и подозрительности (паранойики), благодаря чему осуществляется защита самости от опасности подвергнуться искажению, ослаблению, распаду);

4. нарциссические нарушения личности(характеризуются временным распадом, ослаблением или серьезным искажением самости, сопровождающимися такими симптомами как повышенная чувствительность к пренебрежению, ипохондрия или депрессия);

5. нарциссические нарушения поведения(характеризуются теми же самыми проявлениями, сопровождающимися такими симптомами как перверсия, делинквентность или пагубные привычки.

Пагубные привычки не поддаются, как полагал Х.Кохут, анализу, так как не происходит органического слияния при переносе болезненного сектора их самости с образом аналитика как объекта самости.

Патологические формы Хайнц Кохут классифицировал следующим образом:

1. Архаическая Самость -это проявления младенчески грандиозного Я у взрослых людей.

2. Фрагментированная Самость- это нарушение связности, чреватое распадом Самости на отдельные части.

3. Опустошенная Самость - связана с более длительной депрессией, при которой человек уже не способен радоваться развитию и утверждению собственного Я.

4. Перегруженная/перевозбужденная Самость- неспособность человека облегчить свои страдания (воссоединиться со всемогущим селф-объектом и успокоиться) через фрустрацию эмоциональных потребностей.

5. Несбалансированная, неупорядоченная Самостьявляется результатом дисгармоничного развития объектных отношений в раннем детстве и, в свою очередь, порождает множество проблем в межличностном общении и взаимодействии.

Основная психопатология при нарциссических нарушениях личности определяется тем, что:

- самость этих личностей не была надежно сформирована в раннем детстве.

- в отсутствии эмпатии со стороны родительского объекта самости или в случае его утраты происходило ослабление самости ребенка, сопровождавшееся разнообразными регрессиями и фрагментацией,

- основная генетическая травма ребенка уходит своими корнями в психопатологию родителей, в их собственные нарциссические фиксации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: