Средневековая философия стран ближнего Востока

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА.

 

По своему социально-экономическому и культурному уровню мусульманские страны, входившие в огромный Арабский халифат, стояли значительно выше современных им стран Европы. 9-12 в.в. стали подлинной эпохой расцвета арабоязычной философии и культуры. В то время как по всей Европе горели костры инквизиции, искоренявшей любой намек на свободомыслие, исламские философы руководствовались словами Пророка о том, что «чернила ученого не менее ценны, чем кровь мученика за веру». Многие философские учения были сформулированы здесь задолго до того, как в странах Западной Европы появились сходные теории. Арабский язык был языком философии и науки, именно в арабских переводах первоначально распространялись неизвестные ранее и неискаженные христианскими переводчиками тексты античных авторов, в том числе работы Аристотеля и диалоги Платона.

  Господствующей идеологией Востока был ислам – самая молодая из мировых религий. Мухаммед (570-632гг.) считается основоположником ислама и Пророком, через которого верующие получили подлинное слово божье – Коран. В основе исламской концепции Бога и мира лежит идея последовательного монотеизма: «Нет бога, кроме Аллаха и Мухаммед пророк его» - главная вероисповедная формула ислама. Аллах единый, трансцендентный, надличностный и надприродный Бог, творец и промыслитель. Мухаммед, в отличие от Христа, не бог и не сын божий, но последний из пророков, человек особо избранный и одаренный Аллахом. Аллах – не собственное имя, а всего лишь обозначение Бога, подлинного имени Его не знает никто.

Творение мира Аллахом носило кратковременный характер, однако и после окончания творения Бог-Аллах не оставил мир и человека без своего попечения. (Такая концепция, напомним, называется креационизм). Абсолютное божественное предопределение не оставляет места для свободных поступков. Задача верующих – быть покорными воле Аллаха, само слово «ислам» означает по-арабски покорность, а «муслимы», или мусульмане, - те, кто принял такую покорность как основное содержание своей жизни. «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателю власти среди вас», - такова одна из основных заповедей ислама.

Одним из величайших мыслителей арабского средневековья по праву считается Абу-Али Ибн-Сина, латинизированное имя которого – Авиценна (980-1037гг.) Слава его как врача и ученого гремела на весь ближневосточный мир при жизни, а после смерти распространилась и на Западную Европу. Философия Авиценны наиболее близка к учению Аристотеля, хотя присутствуют и мотивы неоплатонизма (мистицизма). Вслед за Аристотелем, Ибн-Сина также видит первоначало мира в независимо друг от друга существующих, совечных субстанциях: «Субстанцией является, во-первых, материя, во-вторых, форма и, в-третьих, сочетание обеих». Авиценна отрицал творение мира во времени. Согласно его учению, сущее есть вневременная эманация Бога, а миру, как вечной длительности во времени, соответствует вечный Бог.

Значительное место в философии Авиценны занимает учение о душе. Вслед за Аристотелем, он выделяет души растительные, животные и разумные. Смешением этих элементов определяются все существующие души, вплоть до человеческой. В человеческой душе главными являются две силы: умозрительная и практическая, связанная с чувствами и вожделением. Умозрительная душа выступает как субстанция познавательной деятельности человека. Душа бессмертна и «вовсе не гибнет с гибелью тела, она вообще нетленна». Но бессмертие это не индивидуально-личностное, как в христианстве, а скорее философское, духовное. Жизнь души после смерти – это не индивидуальное спасение, но растворение в общем поле духовности, в фонде мирового духовного опыта.  

Философские воззрения Авиценны нашли свое отражение во многих концепциях метафизики как на Востоке, так и на Западе, оказывая влияние не только на взгляды средневековых мыслителей, но и на последующее развитие философии.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: