Ответственность за незаконное использование наименования места происхождения товара

1. Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещено незаконно используемое наименование места происхождения товара или сходное с ним до степени смешения обозначение. В тех случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого наименования места происхождения товара или сходного с ним до степени смешения обозначения.

2. Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещено наименование места происхождения товара.

3. Лицо, производящее предупредительную маркировку по отношению к не зарегистрированному в Российской Федерации наименованию места происхождения товара, несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Тема: «ПРАВО НА КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ»

Коммерческое обозначение является новым объектом охраны интеллектуальных прав в перечне средств индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Предоставление коммерческому обозначению реальной защиты продиктовано необходимостью приведения внутреннего законодательства в соответствие с нормами международного права. Коммерческие обозначения являются относительно новым объектом интеллектуальной собственности. В качестве средства индивидуализации на международном уровне они появились в 1967 г. в Конвенции, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС).

На сегодняшний день Российская Федерация является участницей Конвенции, учреждающей ВОИС, в ст. 2 "viii" которой к объектам интеллектуальной собственности отнесены в том числе и права на коммерческое обозначение.

Понятие коммерческого обозначения (denomination commerciale, commercial name), известно законодательству многих стран. Практически, оно носит подчиненный характер по отношению к фирменному наименованию (не подлежит регистрации, применение носит локальный характер) и используется в ряде стран в качестве обозначения на вывеске (Испания, Италия, Португалия, Франция), как вымышленное или неофициальное наименование (США), как символическое наименование (Финляндия, Швеция).

Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

ГК РФ не дает четкого определения, но м. сделать вывод, что:

коммерческое обозначение:

1) средство индивидуализации предприятий как объекта гражданского права;

2) не подлежит обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

в качестве коммерческого обозначения может выступать словесное обозначение субъекта (основная часть зарегистрированного фирменного наименования юридического лица без указания на организационно-правовую форму, ее элементы либо имя гражданина, под которым он осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя), обычно используемое им в хозяйственной деятельности, отношениях с сотрудниками, партнерами и контрагентами, которое обладает четко выраженной отличительной способностью от других предприятий.

Причем к данному средству индивидуализации ГК не предъявляет никаких требований об обязательных элементах в структуре обозначения (что характерно для фирменного наименования). Соответственно его содержание полностью зависит от интереса и усмотрения субъекта предпринимательства. Например, коммерческое обозначение может целиком состоять из каких-либо оригинальных слов и выражений ("Специма", "Аккумуляторный мир", "Дары моря"), включать указание на вид деятельности ("салон химической чистки одежды "Специма"", "магазин рыбной гастрономии "Дары моря", "магазин автомобильных аккумуляторов "Аккумуляторный мир"), имя собственника предприятия ("фотостудия В. Новикова"), место осуществления деятельности ("Шарташский рынок") и т.д.

Правообладатель может использовать для индивидуализации имеющихся у него нескольких предприятий одно коммерческое обозначение либо использовать несколько коммерческих обозначений, но только по одному для каждого предприятия. На практике коммерческое обозначение чаще всего используется для индивидуализации нескольких предприятий в случае, если эти предприятия предназначены для осуществления одного вида деятельности (например: сеть ресторанов "Елки-палки", пункты бытового обслуживания "Диана" и др.).

Коммерческое обозначение как средство индивидуализации не подлежит регистрации

Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

На территории Российской Федерации действует исключительное право на коммерческое обозначение, используемое для индивидуализации предприятия, находящегося на территории Российской Федерации.

Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года.

Исключительное право на коммерческое обозначение обладает рядом особенностей.

1) Исключительное право на коммерческое обозначение возникает в силу известности его употребления правообладателем для индивидуализации своего предприятия в пределах определенной территории.

2) Срок действия исключительного права на коммерческое обозначение не определен. Вместе с тем в п. 2 ст. 1540 ГК РФ установлено, что исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года. Данный срок в один год является пресекательным сроком.

3) Исключительное право на коммерческое обозначение определяется территориальным признаком, оно действует только для индивидуализации предприятия, находящегося на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 1540 ГК РФ). Если предприятие находится за пределами Российской Федерации, то коммерческому обозначению данного предприятия на территории России правовая охрана не предоставляется.

условия, при наличии которых возникает исключительное право на коммерческое обозначение:

1) коммерческое обозначение должно обладать различительной способностью; Так, не обладают различительной способностью родовые термины (например, аптека, ресторан, кафе), описательные обозначения (например, дом книги, школа бального танца).

2) коммерческое обозначение должно быть известно в отношении конкретного предприятия в пределах определенной территории;

3) коммерческое обозначение не должно вводить в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу.(в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее).

Исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу (в том числе по договору, в порядке универсального правопреемства и по иным основаниям, установленным законом) только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется.

Правообладатель может предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия (статья 656) или договором коммерческой концессии (статья 1027).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: