Судебная защита прав потребителей

Приобретение товаров, работ, услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей

2. получение информации о товарах, работах, услугах и об их изготовителях (исполнителях продавцах)

3. просвещение (обеспечивается посредством включения соответствующих требований в ГОС и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав)

4. государственную и общественную защиту интересов потребителей (предусматривает ответственность продавцов, изготовителей, исполнителей за нарушение прав потребителей, в т.ч. имущественную ответственность за вред, причиненный вследствие недостатка товара, работы, услуги; право потребителей нак судебную защиту и на компенсацию не только материальных потерь, но и морального вреда, причиненного потреблением некачественного товара, работы, услуги)

5. безопасность товара, работы, услуги для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Орган гос.контроля – Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства., оно вправе:

- заключать соглашения с изготовителями(исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей)

- обращаться в суд в защиту прав потребителей, предъявлять иски в суды в интересах неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации изготовителя за неоднократное нарушение прав потребителей.

Закон предоставляет право гражданам объединяться в общественные объединения потребителей, которые вправе:

- участвовать в разработке требований к безопасности товаров, работ, услуг;

- проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров, работ, услуг

- участвовать совместно с федер. Органами в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;

- вносить в органы прокуратуры и федеракльные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров, не соответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству товаров, работ, услуг;

- обращаться в суды в защиту прав потребителей и др.

Защита прав потребителей может осуществляться в различных формах:

взыскание убытков;

взыскание неустоек и иных штрафных санкций,

принуждение к исполнению обязательств в натуре,

привлечение к административной ответственности.

В соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации от 7.02.92 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" защита прав потребителей осуществляется судом.

Исковое заявление о защите прав потребителей может быть подано потребителями по выбору в суд по месту:

нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

жительства или пребывания истца;

заключения или исполнения договора.

Исковое заявление подается в суд в письменной форме.

ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ ( регулирует отношения по разработке, применении и исполнении на добровольной основе требован. к продукции, эксплуатации, хранении, перевозки; оценке соответств.и др.)

Закон отменяет действия законов о стандартизации и сертификации. Переход от действующей системы будет осуществляться в теч. 7 лет. Технические регламенты постепенно отменят обязательность действующих сегодня государственных стандартов.

Основная идея закона – создание единой сферы регулирования, которая ранее была подведомственна 2 законам и в создании иных способов государственного регулирвоания в области качества продукции.

Национальный орган по стандартизации – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (при Министерстве промышленности и энергетики РФ).

При новом подходе существенно изменяется понимание стандарта, он лишается признака обязательности.

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного и многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Цели стандартизации:

4. повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц содействие соблюдению требований технических регламентов.

5. обеспечение научно-технического прогресса;

6. повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

7. рациональное использование ресурсов;

8. взаимозаменяемость продукции.

Документы в области стандартизации:

- национальные стандарты (применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны, места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации хранения, перевозки, реализации, выполнения работ и оказания услуг; применение подтверждается знаком соответствия национальному стандарту);

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- применяемые классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информа ции (нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов);

- стандарты организаций.

Принципы стандартизации:

- добровольное применение стандартов;

- максимальный учет при разработке законных интересов лиц;

- применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта;

- недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

- обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

Стандарт – это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Новая система технического регулирования не отказывается и от установления обязательных правил, формой выражения которой становятся технические регламенты.

Технический регламент – документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Цели ТР:

1. защита жизни и здоровья граждан, имущества

2. охрана окружающей среды

3. предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей

Виды ТР:

1. общие (по? Эксплуатации и утилизации машин, безопасной эксплуатации зданий, пожарной безопасности, биологической безопасности и др.)

2. специальные (к отдельным видам продукции)

Регламенты принимаются федеральными законами. ТР должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устаналвиваются его требования.

Сертификация – форма подтверждения соответствия объектов требований технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Сегодня сокращается перечень продукции, подлежащей обязательно сертификации и водится декларации о соответсвии товара. Т.е. изготовитель сам берет на себя ответственность, добровольно декларирует соответствие товара требованиям качества.

Документ – сертификат соответствия.

Продукция маркируется знаком обращения на рынке (маркировку знаком заявитель осуществляет самостоятельно).

Принципы подтверждения соответствия:

- доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

- недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

- установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

- защита имущественных интересов заявителей, соблюдение коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

- недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Подтверждение соответствия:

4. добровольное (инициатор – заявитель заключивший договор с органом по сертификации; осуществляется для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договора).Объекты: продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; работы и услуги, иные объекты).

5. о бязательное (принятие декларации о соответствии; обязательная сертификация); проводится в случаях, установленных техническим регламентом и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объекты: продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ.

Обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия:

- обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;

- выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению только после осуществления подтверждения соответствия;

- предъявлять в органы гос. Контроля за соблюдением требований тех. Регламентов и заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов;

- приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов на основании решений органов гос. Контроля.

Схемы осуществления декларирования соответствия:

1. принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств (состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом);

2. на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием орагна по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории.

Обязательная сертификация – проводит орган по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации устанавливаются соответствующими техническими регламентами..

Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации. Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом.

Лица, нарушившие требования правил обязательной сертификации и стандартизации, подлежат административной или уголовной ответственности.

Пример: Административная -нарушение правил обязательной сертификации – штраф: ДЛ 10-20 МРОТ, ЮЛ – 200-300 МРОТ.

Уголовная – производство, приобретение или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными знаками соответствия в крупном размере – штраф 200 тыс. рублей, лишение свободы на срок до 3 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: