Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Признаки (основные черты) правового государства




Правовое государство в историко-правовой мысли. Признаки (основные черты) правового государства. Некоторые аспекты формирования правового государства в Республики Беларусь

Тема № 6: Правовое государство

Теория о правовом государстве возникла много веков тому назад в Древней Греции. Античные мыслители – Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий и др. – впервые определили важнейший принцип правового государства – принцип господства закона над всеми, в том числе и над правителями. Например, Аристотель утверждал, что там, где отсутствует власть закона, нет места и какой–либо форме государственного строя, что закон должен властвовать над всеми.

Государственная власть, признающая право, и одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правовой государственности значительный вклад внесли такие мыслители, как Ж.Ж.Руссо, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Т. Джефферсон и др.

Именно благодаря данным мыслителям был сформулирован второй принцип правового государства, суть которого состоит в свободе личности, в уважении государством человеческого достоинства, в господстве прав граждан над правами государства.

Примерно в то же время был сформулирован еще один принцип правового государства – принцип разделения властей на несколько самостоятельных ветвей, которые уравновешивают друг друга, не допуская тем самым сосредоточения всей полноты власти в одних в руках. Традиционно основоположниками классического варианта теории разделения власти в юридической литературе называют Дж. Локк и Ш. Монтескье. Однако, следует отметить, что Дж. Локк разделял власть на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами). Т.о. Дж. Локк не выделял отдельно судебную власть, считая ее основным элементом исполнительной власти. Все же классическое развитие теория разделения властей получила в работах Ш. Монтескье, который выделял – законодательную, исполнительную и судебную власть.

На американском континенте идеи правового государства воплотил в своей практической деятельности автор «Декларации независимости США» Т. Джефферсон. Он провозгласил, что государство создается для обеспечения неотчуждаемых прав человека «право на жизнь, свободу и стремление к счастью».

Значительный вклад в обоснование теории правового государства внесли такие мыслители нового времени, как Я. Ясперс, И. Кант. И. Кант рассматривал государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам, и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «…чего народ не может решить относительного самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа». так оформился еще один принцип концепции правового государства:– источником политической власти в правовом государстве является народ; без реальной демократии не может быть правового государства.




Идеи о справедливом государстве и праве занимали значительное место в трудах известных белорусских гуманистов Ф. Скорины, М. Литвина, С. Будного, А. Волана и др.

  1. Решительно отстаивали принципы правового государства А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, К. Калиновский и др. Правовое государство в историко-правовой мысли.
  2. Признаки (основные черты) правового государства.
  3. Некоторые аспекты формирования правового государства в Республики Беларусь

1. Превращение государства выразителя и защитника интересов гражданского общества.

2. Господство закона во всех сферах общественной жизни (полный отказ от господства государства над правом; никакие подзаконные – президентские, правительственные, ведомственные – акты не могут противоречить закону, обладающему высшей юридической силой, не могут отменять или изменять его).

3. Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства, их всесторонняя гарантированность и охрана (права и свободы личности рассматриваются не как дар государства, а как естественное состояние человека и результат социального прогресса).

4. Четкое разграничение компетенции законодательной, исполнительной и судебной власти при условии, что все эти ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга в рамках закона, а судебная власть независима и подчинена только закону.



5. Обеспечение подлинного демократизма законотворчества, осуществляемого как представительными органами народа, так и самим (в правовом государстве не должно и не может быть законов, не соответствующих воле народа, а тем более противоречащих ей).

6. Наличие эффективных форм государственного контроля и надзора за соответствием закону всех других нормативных актов, за реализацией действующего законодательства, соблюдением прав и свобод личности.

7. Установление в праве и последовательное обеспечение государством юридической ответственности за правонарушения (неотвратимость наказания за совершенное противоправное деяние при соблюдении принципа взаимной ответственности государства и личности)

В юридической литературе последних лет называют и ряд других признаков правового государства: четкое разграничение функций общества и государства; создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; верховенство и прямое действие конституционного закона; установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права и др.

Принципы права в правовом государстве:

- демократизм формирования и реализации;

- гуманизм;

- равенство всех перед законом;

- законность;

- социальная справедливость;

- взаимная ответственность государства и личности.

Реальное содержание правового государства определяется качеством действующего законодательства. Некачественные законы создают почву для формализма, лицемерия, приспособленчества, коррупции, что дискредитирует саму идею законности.

Господство закона в Республике Беларусь должно стать реальным снизу доверху. Все правовые институты необходимо повернуть в сторону обеспечения прав человека. В правовом государстве признаются права и свободы граждан как неотъемлемая собственность граждан.

В Конституции Республики Беларусь воплощены общепризнанные права и свободы человека и предусмотрены необходимые гарантии их реализации.

Важнейшим принципом формирования правового государства Конституция Республики Беларусь рассматривает разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.

Законодательная власть в Республике Беларусь принадлежит Парламенту. Парламент решает важнейшие вопросы внутренне и внешней политики, принимает законы, избирает высших должностных лиц государства и т.д. Однако, следует помнить, что верховенство законодательной власти не означает ее абсолютного характера, поскольку высший представительный орган, как и другие органы власти, руководствуется Конституцией, законами и общепризнанными международно-правовыми актами.

Исполнительная власть призвана реализовывать законы и другие решения парламента и осуществлять руководство текущей жизни общества и государства. Исполнительная власть разделяется на центральную и местную. В центре функции исполнительной власти исполняет правительство, а в странах с президентской формой правления – и Президент. На местах исполнительную власть осуществляют местные органы власти, подконтрольные вышестоящим органам и населению административно-территориальных единиц.

В правовом государстве важное место в системе власти отводится судам.

Согласно Конституции Республики Беларусь, главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина является Президент.

Высшим представительным и законодательным органом в Республике Беларусь является парламент – Национальное собрание. Срок полномочий – 4 года. Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров – центральный орган государственного управления.

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом.

Судебная система: Конституционный Суд; Общие Суды; Хозяйственные Суды; Военные суды.

Гражданское общество. В Республике Беларусь продолжается формирование гражданского общества, основу которого составляет частная собственность. Гражданское общество возможно только там где есть средний класс населения, где средний класс является доминирующим.





Дата добавления: 2014-02-13; просмотров: 833; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10622 - | 7810 - или читать все...

Читайте также:

 

3.215.182.81 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.