Признаки (основные черты) правового государства

Правовое государство в историко-правовой мысли. Признаки (основные черты) правового государства. Некоторые аспекты формирования правового государства в Республики Беларусь

Тема № 6: Правовое государство

Теория о правовом государстве возникла много веков тому назад в Древней Греции. Античные мыслители – Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий и др. – впервые определили важнейший принцип правового государства – принцип господства закона над всеми, в том числе и над правителями. Например, Аристотель утверждал, что там, где отсутствует власть закона, нет места и какой–либо форме государственного строя, что закон должен властвовать над всеми.

Государственная власть, признающая право, и одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правовой государственности значительный вклад внесли такие мыслители, как Ж.Ж.Руссо, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Т. Джефферсон и др.

Именно благодаря данным мыслителям был сформулирован второй принцип правового государства, суть которого состоит в свободе личности, в уважении государством человеческого достоинства, в господстве прав граждан над правами государства.

Примерно в то же время был сформулирован еще один принцип правового государства – принцип разделения властей на несколько самостоятельных ветвей, которые уравновешивают друг друга, не допуская тем самым сосредоточения всей полноты власти в одних в руках. Традиционно основоположниками классического варианта теории разделения власти в юридической литературе называют Дж. Локк и Ш. Монтескье. Однако, следует отметить, что Дж. Локк разделял власть на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами). Т.о. Дж. Локк не выделял отдельно судебную власть, считая ее основным элементом исполнительной власти. Все же классическое развитие теория разделения властей получила в работах Ш. Монтескье, который выделял – законодательную, исполнительную и судебную власть.

На американском континенте идеи правового государства воплотил в своей практической деятельности автор «Декларации независимости США» Т. Джефферсон. Он провозгласил, что государство создается для обеспечения неотчуждаемых прав человека «право на жизнь, свободу и стремление к счастью».

Значительный вклад в обоснование теории правового государства внесли такие мыслители нового времени, как Я. Ясперс, И. Кант. И. Кант рассматривал государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам, и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «…чего народ не может решить относительного самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа». так оформился еще один принцип концепции правового государства:– источником политической власти в правовом государстве является народ; без реальной демократии не может быть правового государства.

Идеи о справедливом государстве и праве занимали значительное место в трудах известных белорусских гуманистов Ф. Скорины, М. Литвина, С. Будного, А. Волана и др.

  1. Решительно отстаивали принципы правового государства А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, К. Калиновский и др. Правовое государство в историко-правовой мысли.
  2. Признаки (основные черты) правового государства.
  3. Некоторые аспекты формирования правового государства в Республики Беларусь

1. Превращение государства выразителя и защитника интересов гражданского общества.

2. Господство закона во всех сферах общественной жизни (полный отказ от господства государства над правом; никакие подзаконные – президентские, правительственные, ведомственные – акты не могут противоречить закону, обладающему высшей юридической силой, не могут отменять или изменять его).

3. Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства, их всесторонняя гарантированность и охрана (права и свободы личности рассматриваются не как дар государства, а как естественное состояние человека и результат социального прогресса).

4. Четкое разграничение компетенции законодательной, исполнительной и судебной власти при условии, что все эти ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга в рамках закона, а судебная власть независима и подчинена только закону.

5. Обеспечение подлинного демократизма законотворчества, осуществляемого как представительными органами народа, так и самим (в правовом государстве не должно и не может быть законов, не соответствующих воле народа, а тем более противоречащих ей).

6. Наличие эффективных форм государственного контроля и надзора за соответствием закону всех других нормативных актов, за реализацией действующего законодательства, соблюдением прав и свобод личности.

7. Установление в праве и последовательное обеспечение государством юридической ответственности за правонарушения (неотвратимость наказания за совершенное противоправное деяние при соблюдении принципа взаимной ответственности государства и личности)

В юридической литературе последних лет называют и ряд других признаков правового государства: четкое разграничение функций общества и государства; создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; верховенство и прямое действие конституционного закона; установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права и др.

Принципы права в правовом государстве:

- демократизм формирования и реализации;

- гуманизм;

- равенство всех перед законом;

- законность;

- социальная справедливость;

- взаимная ответственность государства и личности.

Реальное содержание правового государства определяется качеством действующего законодательства. Некачественные законы создают почву для формализма, лицемерия, приспособленчества, коррупции, что дискредитирует саму идею законности.

Господство закона в Республике Беларусь должно стать реальным снизу доверху. Все правовые институты необходимо повернуть в сторону обеспечения прав человека. В правовом государстве признаются права и свободы граждан как неотъемлемая собственность граждан.

В Конституции Республики Беларусь воплощены общепризнанные права и свободы человека и предусмотрены необходимые гарантии их реализации.

Важнейшим принципом формирования правового государства Конституция Республики Беларусь рассматривает разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.

Законодательная власть в Республике Беларусь принадлежит Парламенту. Парламент решает важнейшие вопросы внутренне и внешней политики, принимает законы, избирает высших должностных лиц государства и т.д. Однако, следует помнить, что верховенство законодательной власти не означает ее абсолютного характера, поскольку высший представительный орган, как и другие органы власти, руководствуется Конституцией, законами и общепризнанными международно-правовыми актами.

Исполнительная власть призвана реализовывать законы и другие решения парламента и осуществлять руководство текущей жизни общества и государства. Исполнительная власть разделяется на центральную и местную. В центре функции исполнительной власти исполняет правительство, а в странах с президентской формой правления – и Президент. На местах исполнительную власть осуществляют местные органы власти, подконтрольные вышестоящим органам и населению административно-территориальных единиц.

В правовом государстве важное место в системе власти отводится судам.

Согласно Конституции Республики Беларусь, главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина является Президент.

Высшим представительным и законодательным органом в Республике Беларусь является парламент – Национальное собрание. Срок полномочий – 4 года. Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров – центральный орган государственного управления.

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом.

Судебная система: Конституционный Суд; Общие Суды; Хозяйственные Суды; Военные суды.

Гражданское общество. В Республике Беларусь продолжается формирование гражданского общества, основу которого составляет частная собственность. Гражданское общество возможно только там где есть средний класс населения, где средний класс является доминирующим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: