Признаки механизма государства

Во-первых, механизм (аппарат) государства – это система государственных органов, проникнутая единством принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и других законодательных актах.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях. Например, c учетом данного признака механизм Советского государства формально представлял собой систему государственных органов, возглавляемую Советами.

С принятием в 1994 г. новой Конституции Республики Беларусь, последовательно проводится принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип основывается на самостоятельности всех ветвей власти, их способности обеспечить сдержки и противовесы в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.

В-третьих, государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Функции современного государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма – они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами (так называемыми вещественными придатками), на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве его самостоятельных частей (элементов), каковыми являются государственные органы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов.

С.С. Алексеев среди характерных признаков механизма государства отмечает:

Во-первых, это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

Во-вторых, первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.

В-третьих, для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи, – вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

В-четвертых, при помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Структуру механизма государства можно представить следующим образом:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты и т.п.);

2) государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3) государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);

4) государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

5) государственные служащие (чиновники), специально занимающиеся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды:

­ лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.);

­ лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.);

­ лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.);

­ лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);

6) организационные и финансовые средства, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

А.Ф. Вишневский в структуре механизма государства выделяет две подсистемы:

­ высшие органы государства (представительные, глава государства, правительство):

­ органы правопорядка, суд, прокуратура, силовые структуры (армия, разведка и др.).

К органам государства, указывает А.Ф. Вишневский, примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, здравоохранении, науки, образования, культуры и др. [10, с. 120].

Рассматривая структуру механизма государства, следует отметить, что механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы.

Таким образом, можно сделать вывод, что единый и целостный механизм государства дифференцируется на составные части – органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.

Структура механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. К органам государства примыкают государственные учреждения, а также «материальные придатки».

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы.

Орган государства – это структурно-обособленное звено механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Признаки, отличающие орган государства от других организаций:

1. действуют на основе норм права, т.е. на правовой основе.

2. орган государства занимает определенное место в системе государственных органов (т.е. он сам подчиняется и ему подчиняются).

3. орган государства наделен компетенцией, т.е. кругом полномочий для осуществления своей деятельности.

4. орган государства имеет штатную численность, счет в банке, печать и некоторые реквизиты, определенную структуру.

5. в органе государства работают государственные служащие, выступающие от имени данного органа – чиновники.

6. орган государства – самостоятельный элемент механизма государства.

Виды органов государства:

1. по способу формирования различают:

- избираемые (Президент);

- назначаемые (в системе органов прокуратуры);

- первичные;

- производные.

2. по территории действия различают:

- центральные органы;

- местные.

3. по объему компетенции:

- общей компетенции (Правительство);

- специальной компетенции (министерство образования и т.д.).

4. по порядку принятия решения:

- единоначальные (Генеральный прокурор);

- коллегиальные (правительство, исполнительные комитеты).

5. по ветвям власти:

- органы законодательной власти;

- органы исполнительной власти;

- органы судебной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: