ЛЕКЦИЯ 20. КВАНТОВЫЙ СКАЧОК.
Довольно часто можно прочитать статьи, или услышать выступления, авторы которых пишут и говорят о квантовом скачке и не просто в физике, а говорят о квантовом скачке в живых организмах.
Чтобы представить себе всю сложность вопроса, необходимо, во-первых, дать определение материи. На сегодняшний день вопрос о существовании материи коренным образом отличается от представлений в прошлом. Определение материи сегодня звучит следующим образом: материя – это триединая субстанция, включающая в свой состав энергию, вещество и информацию. Энергия и вещество постоянно переходят друг в друга под контролем информации. Материя постоянно эволюционно развивается и усложняется. Для понимания происходящих процессов важно знать, что же собой представляет информация. По определению К. Шеннона «информация – это то, что способствует устранению неопределенности при достижении цели». Поскольку К. Шеннон работал над проблемой передачи информации с помощью технических устройств, то понятие «достижение цели» полностью соответствовало решению конкретных технических задач. Это же определение справедливо и для природных систем, но здесь следует говорить об устранении неопределенности при достижении стабильных состояний.
|
|
Вторым положением для объяснения смысла квантового скачка является понятие «квант информации». В свое время Макс Планк, а затем Альберт Эйнштейн сформировали положение о кванте энергии. Квант – это минимальное количество энергии, которое может выделяться или поглощаться. Существует и квант вещества. Точно также существует и квант информации (КИ). Квант информации в современной литературе принято называть «бит». Этот термин был введен для описания антропогенной информации, возможно для определения природной информации следует использовать термин «квант информации».
Квант информации – минимальное количество информации, которое способно внести свой вклад в устранение неопределенности в системе. Как полагает Р. Хазен, кванты информации имеют свойства синтезироваться, т.е. объединяться. Синтез информации может идти по двум путям: алгебраическому сложению и семантическому (смысловому) объединению. При синтезе информации создается информационная композиция.
Информационная композиция может быть стабильной и нестабильной. Стабильная информационная композиция соответствует некому уровню, который можно рассчитать исходя из ряда Фибоначчи. Собственно Фибоначчи построил свой ряд, изучая строение различных растительных и животных организмов. Ряд Фибоначчи представляет собой последовательность чисел 1, 2, 3, 5 и далее следует число, которое является суммой двух последних чисел. Для нашего случая (3+5) = 8, следующее (8+5) – 13 и т.д.
|
|
Исходя из теории Фибоначчи, стабильными будут уровни, состоящие из 1, 2, 3, 5, 8, 13 … и до бесконечного количества информационных квантов. Если, например, мы возьмем уровень 8 квантов и добавим к такой системе еще 8 квантов, то получим систему из 16 квантов (алгебраическая сумма). Такая система будет нестабильной и очень скоро перейдет на уровень 13 квантов с выделением и «свертыванием» лишних 3-х квантов информации. Но если добавить к 8 информационным квантам 5 информационных квантов, то появляется новый стабильный уровень 13, появление которого повлечет за собой скачкообразное изменение системы. На уровне, состоящем из 8 – 13 квантов, возникают элементарные частицы - и появляется возможность наблюдать, в самый короткий отрезок времени, исчезновение частицы одного типа и появление частицы другого типа. Это и будет квантовый скачок на элементарном уровне.
Если говорить об эволюции материи, то на первых этапах развития материи некоторые ее формы появлялись «вдруг» и «ниоткуда».
Усложнение информационной композиции осуществляется по закону: «подобное притягивает подобное». Кванты информации, притягивая друг друга, создают более сложные системы. Вслед за развитием информационной композиции происходит усложнение вещества.
Но вернемся к квантовому скачку. КС – переход информационной композиции с одного стабильного уровня на другой. Создание нового стабильного информационного уровня является основой для развития материи и создания новой формы вещества. На первых этапах эволюции материи это были простые формы и их было немного, но по мере эволюции материи происходило усложнение новых систем и развития многообразия таких систем. В органическом мире появились биологические структуры.
Эволюция жизни идет с развития принципа накопления излишнего количества энергии, которая накапливается в виде неких структур. Более подробно этот вопрос обсуждается в книге Р. Хазена. Но накоплению таких структур должно предшествовать накопление информации у данного вида организмов.
Любая информационная композиция развивается в физическом вакууме, который является не только средой для развития ИК, но и то, что объединяет все информационные системы. Любая информационная система, возникнув в физическом вакууме, оказывает влияние на параллельно развивающиеся материальные системы, являясь для них внешней средой и внешним фактором, но в то же время остается глубоко связанной со всеми имеющимися структурами. Налицо проявление дуальности (единое и части) существования Вселенной.
Если исходить из того, что энергии в окружающей среде очень много (практически неограниченное количество), а КИ - ограниченное количество, то при возникновении сложных информационных композиций появляется дефицит КИ. Поэтому становится актуальным создание генераторов КИ. Одним из природных генераторов КИ является нервная система на основе нейронов, а в последствии мозг с участием нейронов и нейроглии. Одно из свойств мозга – постоянное мышление ни о чем. Каждому человеку знакомо состояние, когда мысли как бы самостоятельно текут, и иногда стоит большого труда остановить и направить свои мысли в нужное русло. Но ведь любой процесс мышления сопровождается созданием КИ. Далее эти КИ используются для развития определенной структуры.
При развитие сложных информационных композиций (сложные системы), например, организм человека, в системе сосуществуют подсистемы с различной сложностью: от элементарных частиц, до систем организма с наиболее сложной системой – системой подсознание/сознания. Взаимоотношение подсистем может обеспечить высокий уровень работы общей системы только в условиях гармонизации системы в целом. На физическом уровне все подсистемы должны быть кратны друг другу и их колебательные процессы вызывать резонансный отклик в других системах. Наивысшая степень резонанса системы в целом – это ее когерентность. Переход в когерентное состояние может происходить спонтанно после определенного эмоционального всплеска или планово, но плановый переход требует длительной тренировки.
|
|
Уметь перевести свой организм в когерентное состояние – это наивысшая степень духовного развития человека. Достигается путем длительной тренировки и умением концентрироваться на одной задаче в процессе медитации.
Квантовый скачок осуществляется в процессе онто- и филогенеза живых организмов. Наиболее интересно этот процесс осуществляется у некоторых насекомых, которые переходят от стадии гусеницы к стадии бабочки через окукливание. В замкнутом пространстве идет перестройка всех систем (от молекулярных до органных). Перестройка осуществляется по информационному плану (происходит перестройка информационной композиции, в результате происходит перестройка вещества) и из куколки выходит совершенно преображенный организм.
Достаточно интересно рассмотреть и развитие организма человека от слияния двух половых клеток до рождения нового человека. Процесс набора массы нового организма осуществляется с огромной скоростью. Родившейся человек продолжает свое бурное развитие. На определенном этапе в информационной композиции человека появляются информационные сбои. Эти сбои носят локальный характер, и благодаря основному свойству живого, организм само восстанавливается. Процесс само восстановления предполагает либо замену поврежденной информации, а с ней и некоторых клеток, либо отказ от использование клеток с нарушенной информацией. В результате происходит очень медленное накопление нарушения информационной композиции, которое согласно закону Вебера-Фехнера организмом не фиксируются. Лишь значительно позже, после того как нарушений информационной композиции становится так много, что нарушаются функции ткани или органа, организм реагирует перестройкой, которую мы называем патологией.
|
|
Изменение информационной композиции может идти двумя путями: первый появление новой информации или недостатком информации и разрушение информационной композиции с переходом на более низкий уровень. В любом случае изменение информационной композиции привносит в систему нестабильность.
Нестабильное состояние системы, вызванное избытком информации может закончиться возвращением ее на прежний уровень, а может перевести одну из подсистем на более высокий стабильный уровень. В этом случае подсистема может выпасть из гармоничного ряда и в результате начнет развиваться дисгармония.
В другом случае из стабильного состояния систему может вывести потеря информации и невозможность в данный момент возместить утраченную информацию. Это тоже приведет к переходу подсистемы на другой (более низкий) уровень, который также может вызвать дисгармонию в организме.
Исходя из этого, можно утверждать, что диагностика информационной композиции позволяет выявлять любые заболевания на ранней стадии развития, которые не могут быть диагностированы никакими другими методами.