Недостатки концентрации

Преимущества концентрации

Показатели концентрации для завода

Виды и экономическая эффективность концентрации производства.

Концентрация производства – это его укрупнение, которое может проходить в одной из следующих форм: централизация, агрегатная или заводская.

Заводская концентрация означает покупку дополнительных единиц оборудования с неизменными техническими характеристиками.

Агрегатная форма означает приобретение более производительной прогрессивной техники.

Т.е. отличие между двумя этими формами являются в том, что при заводской покупается то же самое оборудование, а при агрегатной – более совершенное уже с большей мощностью.

Централизация – это скупка ранее существовавших независимых предприятий (Примером может служить Татнефть, Сибур, Лукойл).

Агрегатная форма концентрации представляет собой интенсивный путь развития, а заводская и централизация – экстенсивный. Интенсивный путь развития означает совершенствование технической базы, а экстенсивный – увеличивается количество оборудования или заводов, но технически не совершенствуются.

Различают четыре показателя уровня завода:

1. объем выпуска продукции;

2. стоимость основных производственных фондов;

3. численность персонала;

4. количество потребляемой электроэнергии.

В настоящее время возникла необходимость 4-го показателя. Т.к. идет тенденция к увеличению автоматизированного производства и оборудования, то людей обслуживающих процесс и работающих на таком производстве уменьшается. Поэтому используя этот показатель нельзя с точностью определить крупное это производство или нет.

По мере автоматизации производства снижается роль 3-го показателя при возрастании 4-го.

Уровень концентрации в отрасли оценивается двумя показателями:

1. доля крупных заводов среди всех заводов отрасли.

2. доля продукции, произведенной крупными и крупнейшими среди всей продукции отрасли.

1. Эффект масштаба, выражающийся в снижении издержек на единицу продукции, за счет сокращения условно-постоянных расходов.

2. Большой объем прибыли позволяет использовать больше факторов для поддержания конкурентоспособности предприятия (закупка дорогостоящего прогрессивного оборудования, большего количества сырья);

3. Расширение рыночной власти позволяет добиваться монопольных преимуществ.

4. Возможность лоббировать свои интересы, т.е. законодательно получать налоговые льготы.

1. Сложность в управлении крупным объектом;

2. Возможность перепроизводства товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: