Преимущества концентрации
Показатели концентрации для завода
Виды и экономическая эффективность концентрации производства.
Концентрация производства – это его укрупнение, которое может проходить в одной из следующих форм: централизация, агрегатная или заводская.
Заводская концентрация означает покупку дополнительных единиц оборудования с неизменными техническими характеристиками.
Агрегатная форма означает приобретение более производительной прогрессивной техники.
Т.е. отличие между двумя этими формами являются в том, что при заводской покупается то же самое оборудование, а при агрегатной – более совершенное уже с большей мощностью.
Централизация – это скупка ранее существовавших независимых предприятий (Примером может служить Татнефть, Сибур, Лукойл).
Агрегатная форма концентрации представляет собой интенсивный путь развития, а заводская и централизация – экстенсивный. Интенсивный путь развития означает совершенствование технической базы, а экстенсивный – увеличивается количество оборудования или заводов, но технически не совершенствуются.
|
|
Различают четыре показателя уровня завода:
1. объем выпуска продукции;
2. стоимость основных производственных фондов;
3. численность персонала;
4. количество потребляемой электроэнергии.
В настоящее время возникла необходимость 4-го показателя. Т.к. идет тенденция к увеличению автоматизированного производства и оборудования, то людей обслуживающих процесс и работающих на таком производстве уменьшается. Поэтому используя этот показатель нельзя с точностью определить крупное это производство или нет.
По мере автоматизации производства снижается роль 3-го показателя при возрастании 4-го.
Уровень концентрации в отрасли оценивается двумя показателями:
1. доля крупных заводов среди всех заводов отрасли.
2. доля продукции, произведенной крупными и крупнейшими среди всей продукции отрасли.
1. Эффект масштаба, выражающийся в снижении издержек на единицу продукции, за счет сокращения условно-постоянных расходов.
2. Большой объем прибыли позволяет использовать больше факторов для поддержания конкурентоспособности предприятия (закупка дорогостоящего прогрессивного оборудования, большего количества сырья);
3. Расширение рыночной власти позволяет добиваться монопольных преимуществ.
4. Возможность лоббировать свои интересы, т.е. законодательно получать налоговые льготы.
1. Сложность в управлении крупным объектом;
2. Возможность перепроизводства товара.