Вопрос 3. Виды и эффективность кооперирования

Широта номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции. Чем шире номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции на предприятии и в цехе, тем ниже уровень специализации (Например, завод техуглерода выпускает только сажу – это специализированное производство, а завод выпускающий 120 наименований – это универсальное производство)..

Показатели уровня специализации

Для характеристики уровня и анализа специализации на практике используется ряд показателей:

- коэффициент охвата производства. Он характеризует долю продукции специализированной отрасли в общемвыпускепродукции данного вида;

- коэффициент специализации, который характеризует долю основной (профильной) продукции в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;

- коэффициент подетальной специализации, характеризующий долю продукции подетально (технологически) специализированных предприятий и цехов в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;

Преимущества специализации

1. Возможность замены ручного труда механизированным при постоянном повторении рабочими одних и тех же операций.

2. Экономия рабочего времени, за счет отсутствия простоев при переналадке оборудования, а также возможность закупки более производительного специализированного оборудования.

3. Повышение качества продукции, за счет совершенствования технологии и выполнения операций.

4. Налаживание постоянных связей с поставщиками сырья и потребителями продукции.

5. Формирование брэнда (раскручивание торговой марки).

Недостатки специализации

1. Монотонность труда.

2. Возможность перенасыщения рынка.

3. Дороговизна перехода на производство новой продукции.

Специализация тесно связана с кооперированием производства. По сути, это две стороны одного процесса, поэтому в экономическом плане их необходимо рассматривать в единстве.

Кооперирование – это постоянно повторяющиеся хозяйственные связи между специализированными заводами для получения конечного продукта.

От надежности связей от кооперирования существенно зависит эффективность отрасли.

Кооперирование имеет разные виды, которые в основном определяются видами специализации.

1. Подетальное кооперирование;

2. Предметное кооперирование;

3. Технологическое кооперирование – поставляется сырье.

Предметное кооперирование – это такой вид производственных связей, когда головной завод, выпускающий сложную продукцию, получает от других предприятий готовые агрегаты, идущие на комплектование продукции этого завода (моторы, генераторы, компрессоры, двигатели для комплектации автомобилей). Подетальное кооперирование, когда предприятия поставляют головному заводу детали и узлы для выпуска готовой продукции. Эта форма кооперирования присуща для машиностроения, текстильной, деревообрабатывающей, обувной промышленности. Технологическое кооперирование проявляется в поставках одних предприятий другим определенных полуфабрикатов или сырья.

Кроме того, кооперирование может осуществляться по отраслевому и территориальному принципам.

Кооперирование по отраслевому принципу делится на внутриотраслевое и межотраслевое. В первом случае производственные связи устанавливаются между предприятиями одной отрасли (поставка завода техуглерода сырья на НКШ), а во втором – между предприятиями разных отраслей (НКШ поставляет шины для КАМАЗа).

В соответствии с территориальным расположением различают внутрирайонное и межрайонное. Внутрирайонное кооперирование способствует комплексному развитию хозяйства в отдельных районах и является важным условием лучшего использования местных ресурсов и производственных возможностей. Так, например, для нефтеперерабатывающей промышленности характерно внутрирайонное и внутриотраслевое кооперирование предприятий. Признано рациональным устанавливать производственные связи между основными предприятиями, выпускающими готовую продукцию, и специализированными предприятиями – смежниками, вырабатывающие полуфабрикаты. Такое кооперирование является необходимым следствием технологической специализации. Развитию внутрирайонного и внутриотраслевого кооперирования нефтеперерабатывающих предприятий способствует широкое использование трубопроводного транспорта и установление жестких технологических связей между предприятиями.

Эффективность кооперирования оценивается путем сравнения затрат на производство изделий собственными силами и затратами, формирующимися при покупке сырья и материалов у других заводов.

В российской химии постоянно нарушаются условия кооперированных поставок (объемы, качество, сроки поставок). Это приводит к развитию натурального хозяйства, например «второго машиностроения» на химических заводах. Примером может служить строительство заводов по производству каких-то деталей на РМЗ ОАО «НКНХ». Хотя для химиков это выходит порой дороже, т.к. они не могут покупать прогрессивное дорогостоящее оборудование по сравнению с машиностроением. Наиболее развитые мировые корпорации используют кооперирование по системе «кан-бан», что означает «точно и вовремя» и обеспечивает заводу поставки сырья в процесс переработки без залеживания на складах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: