Тема 7. Мышление

1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности.

2. Виды мышления.

3. Мышление как процесс (мыслительные операции)

4. Индивидуальные различия в сфере мышления. Интеллект.

5. Критерии интеллектуальной воспитанности.

6. Мышление и речь.

1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия, но не заканчивается ими. При помощи ощущений и восприятия мы познаем то, что дается нам в живом созерцании. В отличие от восприятия мышление выходит за пределы чувственно данного, позволяя на основе сенсорной информации сделать определенные практические и теоретические выводы. К примеру, то, что данной фигуры три угла – дано непосредственно в ощущениях и восприятии. А вот то, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов – этого человек не способен видеть непосредственно.

Мышление – высший познавательный процесс; процесс сознательного отражения действительности в объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты (А.Н.Леонтьев).

Особенности мышления как познавательного процесса.

· Мышление является обобщенным и опосредствованным отражением человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Обобщенный характер мышления заключается в том, что данный познавательный процесс позволяет найти общее в отдельных объектах.

Опосредствованность мышления проявляется в следующем:

1) познание предмета или явления осуществляется через восприятие другого предмета или явления, закономерно связанного с первым. Так, мы подвергаем вещи испытанию другими вещами, познаем установившиеся связи и отношения между ними и так судим по воспринимаемому нами изменению о скрытых свойствах вещей;

2) мышление совершается посредством системы операций;

3) мышление всегда осуществляется с помощью словесного отображения.

· Как и остальные процессы, мышление выполняет регулирующую функцию по отношению к поведению человека, поскольку связано с образованием целей, средств, программ деятельности.

· Это социально обусловленный процесс: развивается и совершенствуется в человеческом обществе; социальное происхождение имеют приемы и операции мышления; социальны цели мыслительной деятельности; мышление невозможно без знаний, добытых в ходе человеческой истории.

· Мышление всегда связано с действием. Индивидуальные характеристики мышления человека преломляются в деятельности. Человек познает действительность, воздействует на нее и изменяет ее. Всякий мыслительный процесс по своему внутреннему строению является актом деятельности, направленным на решение определенной задачи, и включает ряд операций. Основой и критерием истинности мышления является практика.

В учебном процессе мышление выполняет четыре основные функции.

Ø Понимание представляет собой раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, постижение смысла и значения чего-либо, которое достигается на основе связывания понимаемого с уже известным человеку из прошлого опыта.

Ø Решение проблем и задач.

Ø Целеобразование – процесс порождения новых идей в мышлении и деятельности человека.

Ø Рефлексия – деятельность мышления человека, направленная на осмысление знания, анализ его содержания и методов познания, своих действий, самопознание.

2. Виды мышления. Существует несколько подходов к классификации видов мышления.

· По степени развернутости выделяют дискурсивное и интуитивное мышление.

Дискурсивное мышление – поэтапно развёрнутый процесс; в нём выделяют следующие этапы.

1) Осознание проблемной ситуации, т.е. ситуации, для которой нет готовых средств решения. Началом мышления И.П. Павлов считал познавательный рефлекс «что такое?». Мышление не возникает без причины, без воздействия окружающего мира.

2) В результате анализа проблемной ситуации формулируется задача: выделяется известное и неизвестное, определяется цель – вопрос.

3) Решение задачи; если оно предполагает знание правила, необходимо определить подходящее общее правило и применить его к конкретным условиям; формулируются гипотезы, выделяется ряд частных операций и их последовательность.

4) Нахождение результата и сличение его с условием.

Интуитивное мышление протекает быстро, чётко выраженные этапы отсутствуют; создаётся впечатление, что решение приходит внезапно, как озарение.

· По характеру решаемых задач Р.С. Немов выделяет теоретическое мышление и практическое мышление. Теоретическое мышление в свою очередь подразделяется на:

- понятийное мышление (связано с использованием понятий; задача решается в уме, не предпринимаются практические действия; используется в научных исследованиях теоретического характера);

- образное мышление (материалом являются образы, которые преобразуются в ходе решения задачи; преобладает в работе писателей, художников, артистов).

Практическое мышление включает:

- наглядно-образное (процесс мышления связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может; характерно для дошкольников и младших школьников; преобладает в работе людей «операторных» профессий);

- наглядно-действенное (представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами; характерно для людей массовых рабочих профессий).

В одной и той же деятельности представлены все виды мышления, однако один является доминирующим. По степени сложности, по интеллектуальным требованиям все виды мышления не уступают друг другу.

· В зависимости от содержания решаемой задачи определяют следующие виды мышления.

- предметно-действенное мышление: задачи решаются путём реальных действий с объектами, апробирования их свойств. Так, ребёнок до трёх лет сравнивает предметы, накладывая один на другой, анализирует, ломая игрушку; он не ставит цели и не планирует действий – он мыслит, действуя. У взрослых – при перестановке мебели, при работе с малознакомой техникой и когда заранее нельзя предусмотреть результат (в работе конструктора);

- наглядно-образное мышление, как уже упоминалось, связано с оперированием образами и в простейшем виде встречается у дошкольников 4-7 лет. Ребёнку не обязательно трогать предмет руками, ему необходимо его отчётливо представлять;

- словесно-логическое мышлениефункционирует на базе языковых средств, это более поздний этап фило- и онтогенетического развития мышления. Для него характерно использование логических конструкций. Словесно-логическое мышление осуществляется в трёх формах: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – символическое обобщённое представление предметов, людей или событий, имеющих, по крайней мере, хотя бы одну общую черту, которая проявляется независимо от частных ситуаций). Выделяют житейские и научные понятия. Житейские понятия приобретаются в практическом опыте, ребёнок знает их содержание, хорошо представляет, но не может дать определение (стол, чашка, дом). Научные понятия вначале формулируются учителем, а затем наполняются конкретным содержанием; они формируются с ведущим участием вербально-логических операций.

Понятия объединяются в суждение, которое отражает связь между предметами и явлениями, их свойствами и признаками. Например, суждение «Все металлы при нагревании расширяются» отражает связь между температурой и объёмом. Суждения бываю общие («все студенты…), частные («некоторые студенты…»), единичные («Пушкин – великий поэт»).

Суждения раскрывают содержание понятий. По этой причине, если человек высказывает суждение, он должен знать содержание понятий, входящих в его состав. Знать какой-нибудь предмет или явление означает уметь высказать о нём правильное и содержательное суждение.

Умозаключение – это вывод из нескольких суждений, такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой мы получает новое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений (посылок).

Умозаключение может быть дедуктивным (от общего к частному) или индуктивным (от частного к общему).

Умозаключение истинно, если два суждения истинны и относятся к одному классу. Простейшее умозаключение – силлогизм.

3. Мышление как процесс (мыслительные операции). В процессе мыслительной деятельности человек познаёт мир с помощью особых умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстракции, конкретизации, обобщения, классификации и систематизации.

Анализ – мысленное разложение целого на части, выделение в нём отдельных признаков и свойств. Может быть практическим или теоретическим.

Синтез – мысленное объединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Не сводится к простой сумме частей, не является механическим их соединением.

Анализ и синтез всегда протекают в единстве. В мыслительной деятельности анализ и синтез поочерёдно выходят на первый план.

Сравнение – установление сходства или различия между предметами, явлениями, их отдельными признаками. Может быть многосторонним и односторонним, поверхностным и глубоким, непосредственным и опосредованным. Основное требование: должно проводиться в одном отношении.

Сравнение является основой понимания. Для глубокого и точного познания действительности важно уметь находить различия в сходных предметах и сходство в различных.

Абстракция – мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение только существенных особенностей групп предметов и явлений. Сущность его – в упрощении действительности путём отвлечения от деталей, создании символов действительности. Примеры – абстрактные понятия длины, количества, стоимости. Сокращение количества информации путём абстрагирования способствует более быстрому осмыслению возникшей ситуации.

Конкретизация – возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. Используется в том случае, если высказанная мысль непонятна другим или необходимо показать проявление общего в единичном (просьба уточнить, привести пример).

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по общим и существенным признакам. Однако не всякое общее свойство может быть существенным для группы объектов (так, несмотря на наличие хвоста и плавников, кит–это не рыба!).

Классификация – это разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям (пример – классификация видов памяти).

Систематизация – разделение и последующее объединение групп, классов, объектов (а не отдельных объектов, как при классификации). Примером систематизации являются разделы «личность», «познавательные процессы» в общей психологии.

4. Индивидуальные различия в сфере мышления. Интеллект. В мышлении каждого человека есть свои особенности, включённые в относительно устойчивую структуру умственных способностей. Эти отличия описываются в первую очередь через понятие интеллекта.

Мышление и интеллект – понятия, близкие по содержанию, однако не тождественные. Мышление – это процесс, «обдумывание», а интеллект – это способность.

Интеллект – глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами (Д.Векслер). Это психофизиологический механизм, который служит и условием, и предпосылкой приобретения, переработки и применения информации. Таким образом, интеллект связан со способностью адаптироваться к окружающей среде.

Составляющие общего интеллекта (Л. Терстоун):

· Счётная способность (оперировать числами и выполнять арифметические действия).

· Вербальная (словесная) гибкость – лёгкость, с которой человек может объясняться.

· Вербальное восприятие (способность понимать устную и письменную речь).

· Пространственная ориентация (способность представлять предметы в пространстве).

· Память.

· Способность к рассуждению.

· Быстрота восприятия сходств и различий между предметами изображениями, а также деталей.

Виды интеллекта:

1) «Жидкий» и «кристаллический» интеллект (Р.Кеттелл). «Жидкий» интеллект – врождённый, потенциальный, лежит воснове способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. «Кристаллический» интеллект состоит из различных знаний и навыков, которые человек приобретает в процессе жизненного опыта (= ум, мудрость).

2) Конкретный (практический) интеллект помогает решать повседневные проблемы и ориентироваться во взаимоотношениях с различными предметами (включает также ассоциативные способности, позволяющие использовать информацию, хранящуюся в памяти). Абстрактный интеллект (академический, когнитивные способности) позволяет оперировать словами и понятиями. Соотношение этих двух уровней интеллекта определяется наследственными факторами.

На развитие интеллекта влияют следующие факторы.

· Наследственные и генетические:

- хромосомные аномалии;

- нарушение питания плода (так, недостаток йода приводит к кретинизму);

- заболевания в период беременности (диабет, сифилис, краснуха);

- употребление будущей матерью лекарств и других веществ (злоупотребление антибиотиками, транквилизаторами, алкоголем; наркотики, курение).

· Социальные:

- недостаточность питания ребёнка, особенно в первые 6 месяцев;

- отсутствие психической стимуляции;

- число детей в семье (чем их больше, тем меньше их коэффициент интеллекта).

Коэффициент интеллекта (IQ) измеряют тесты Векслера, Стенфорда-Бине, Айзенка.

Различия в мышлении зависят от соотношения его различных видов; от знаний, опыта человека; его эмоциональности; динамических характеристик мышления; развитости определённых качеств ума (самостоятельности, инициативности, гибкости, критичности мышления и т.д.)

Выделяют индивидуально своеобразные типы мышления (К.Юнг).

1) Интуитивный тип. Эмоции и интуиция преобладают над логикой; доминирование правого полушария мозга.

2) Мыслительный тип. Характерна рациональность. Преобладает левое полушарие.

3) Смешанный тип. Оба полушария развиты приблизительно одинаково.

5. Критерии интеллектуальной воспитанности. Что меняется в человеке, если он интеллектуально воспитан? По всей видимости, меняется тип познавательного отношения к миру: то, как человек воспринимает, понимает и объясняет происходящее.

Чем выше уровень интеллектуального развития человека, тем более субъективной и в то же время объективированной является его индивидуальная «картина мира».

В качестве показателей интеллектуальной зрелости (воспитанности) можно рассматривать такие характеристики, как:

· Широта умственного кругозора;

· Гибкость и многовариантность оценок происходящего;

· Готовность к принятию необычной, противоречивой информации;

· Умение осмысливать происходящее одновременно в терминах прошлого (причин) и в терминах будущего (последствий);

· Ориентация на выявление существенных, объективно значимых аспектов происходящего;

· Склонность мыслить в категориях вероятного в рамках ментальной модели «как если бы»; способность видеть отдельное явление в контексте его целостных связей со множеством других явлений.

В образовательном процессе на первый план выходит проблема формирования перечисленных ниже базовых интеллектуальных качеств личности.

Компетентность – это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определённой предметной области деятельности.

Интеллектуальная инициатива – желание самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую информацию, выдвигать те или иные идеи, осваивать другие отрасли деятельности. Это готовность выходить за пределы заданного и включаться в не стимулированную извне интеллектуальную деятельность.

Интеллектуальное творчество – в детском возрасте это процесс создания субъективно нового, основывается на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

Интеллектуальная саморегуляция – умение произвольно управлять собственной интеллектуальной деятельностью, самостоятельно отслеживать сильные и слабые стороны своего интеллекта и целенаправленно строить процесс самообучения.

Уникальность склада ума – индивидуально своеобразные способы интеллектуального отношения к происходящему,в том числе индивидуальные формы компенсации слабых и сильных сторон своего интеллекта, выраженность индивидуальных познавательных стилей, сформированность индивидуальных предпочтений.

Известный американский педагог и психолог Дж. Дьюи призывал учителя не препятствовать «логике собственного ума ребёнка». Об этом же говорил И.М. Сеченов, отмечая, что «усваивать – значит сливать продукты чужого опыта со своим собственным».

6. Мышление и речь. Для мышления человека наиболее существенна связь не с чувственным познанием, а с речью и языком. Высшей формой мышления является вербальное логическое мышление, благодаря которому человек через коды языка способен отражать сложные связи, отношения, формулировать понятия, делать выводы. Человеческое мышление невозможно без языка. Взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если сформулируют их вслух.

Какие же этапы проходит мысль, прежде чем стать словом, прежде чемона будет выражена в развёрнутой речи?

1) Возникновение соответствующего мотива высказывания.

2) Возникновение мысли, или общей схемы– того содержания, которое в дальнейшем будет воплощено высказывании.

3) Внутренняя речь – переходный этап между мыслью и развёрнутой внешней речью. Слово во внутренней речи представляет собой концентрированный сгусток смысла. Внутренняя речь обладает особым синтаксисом, сокращённостью, отрывочностью. Внутренняя речь направлена не на слушающего, а на самого себя, на перевод в речевой план мысленной схемы. Это процесс мышления чистыми значениями.

4) Появление развёрнутого внешнеречевого высказывания. Согласно Л.С. Выготскому, «мысль совершается в слове». Итак, развёрнутая речь – не олько средство общения, но и орудие мышления.

Следует отметить, что мышление и речь – не одно и то же. Мыслить – не значит говорить про себя, ведь одну и туже мысль можно высказать разными словами. Слово не только называет предмет, но и является средством абстракции и обобщения, выражает глубокие связи и отношения между предметами внешнего мира. Слово, по мнению Л.С. Выготского, относится к речи так же, как к мышлению.

Промежуточное положение между внутренней и внешней речью занимает эгоцентрическая речь – речь, направленная на себя, не предполагающая обратной реакции со стороны другого человека. Так, дети дошкольного возраста играют и разговаривают сами с собой во время игры; взрослый, выполняя трудную работу, разговаривает вслух. Эгоцентрическая речь – это речь-мышление, обслуживающая не столько общение, сколько интеллект. Это внешняя по форме и внутренняя по функции, по психологическому значению речь. При возникновении затруднений в деятельности активность эгоцентрической речи человека возрастает.

Л.с. Выготский полагал, что первоначально мышление и речь выполняли различные функции и развивались отдельно. Главной функцией речи была коммуникативная. У маленьких детей и у животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением (жесты, мимика). Существуют виды мышления, не связанные с речью (наглядно-действенное мышление). В филогенезе существует доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи. У ребёнка в возрасте около двух лет наступает критический момент: речь становится интеллектуальной, а мышление – речевым.

С точки зрения С.Л. Рубинштейна, между речью и мышлением существует не тождество и не разрыв, а единство, в котором ведущим является мышление. Речь и мышление возникают у человека в единстве на основе общественно-трудовой практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: