Тема 6. Память

1. Понятие о памяти.

2. Основные теории памяти.

3. Виды памяти

а) по характеру психической активности;

б) по характеру целей деятельности;

в) по продолжительности закрепления и сохранения материала;

г) по качеству запоминания, сохранения, воспроизведения.

4. Процессы памяти.

5. Индивидуальные различия в памяти.

1. Понятие о памяти. Под памятью понимается запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта. Образы прошлого опыта называются представлениями.

В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Таким образом, память – сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, взаимосвязанных между собой.

Роль памяти не сводится только к запечатлению того, что было в прошлом. Память позволяет накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Для протекания любого, самого элементарного психического акта необходимо удержание в памяти каждого его элемента для «сцепления» с последующими. Без этого сцепления человек оставался бы вечно в положении новорожденного. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

2. Основные теории памяти. В современных исследованиях памяти центральной является проблема ее механизмов. Те или иные представления о механизмах составляют основу различных теорий памяти.

Ассоциативная теория. Ассоциация – связь, соединение. Выделяют следующие виды ассоциаций: по сходству, по контакту, по смежности, по казуальности. Память представляет собой связи между предметами: повторное появление одного из элементов этой связи вызывает в сознании представление всех взаимосвязанных с ним элементов. Связи в памяти отражают связи, которые существуют в жизни.

Однако в одной и той же ситуации у различных людей возникают различные цепи связей, связи образуются избирательно.Ассоциативная теория не могла объяснить эту проблему.

На основе критики ассоциативной теории возникла гештальт -теория (гештальт – образ, структура (немецк.)). Гештальт – целостная организация, не сводимая к сумме составляющих ее элементов. В качестве основы для образования связей рассматривается организация материала в систему при запоминании, значение структурирования, роль намерений и потребностей в запоминании. Главное в данной концепции: материал запоминается и воспроизводится как целостная структура, а не как случайный набор элементов. Гештальт-теория не объясняла развитие памяти в филогенезе и онтогенезе.

Физиологические теории связаны с учением И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности, с учением об образовании условных временных связей. В данной теории важную роль играет понятие подкрепления, которое выступает как стимул действия. Подкрепление означает совпадение образовавшейся связи с достижением цели действия. Это означает, что память направлена не в прошлое, а в будущее. Мы запоминаем информацию, чтобы в будущем ее использовать.

К физиологическим основам памяти относятся мозговые системы, обеспечивающие память (блок приема, переработки и применения информации). Разновидностями физиологической теории памяти является физическая теория, теория нейронных моделей и др.

Биохимические теории. Нейрофизиологический уровень изучения механизмов памяти часто смыкается с биохимическим. Запоминание рассматривается как двухступенчатый процесс:

1) непосредственно после воздействия раздражителя в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая обратимое изменение в клетках (это механизмы кратковременной памяти);

2) на основе первой возникает биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ (протеинов) – механизм долговременной памяти.

Огромную роль в развитии памяти играют ДНК и РНК. ДНК является носителем генетической памяти, т.е. образы могут передаваться в следующее поколение. РНК – основа индивидуальной, онтогенетической памяти.

Информационно-кибернетическая теория. С началом развития кибернетики начались поиски оптимальных путей переработки, хранения и принятия информации машиной. Возникает взаимный интерес программистов и психологов, ведь человеческий мозг тоже своего рода сложнейшая ЭВМ Начинается техническое и алгоритмическое моделирование процессов памяти.

Все современные теории согласны с тем, что главным условием развития и совершенствования памяти является деятельность. В отечественной психологии изучение памяти связано с общепсихологической теорией деятельности. Память выступает как особый вид психологии деятельности, включающий систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи. Начало изучению памяти как деятельности было положено в работах французских ученых (П.Жане). В отечественной психологии – А.Н.Леонтьев, Зинченко, Лурия, Смирнов, Л.С.Выготский.

4. Виды памяти. Классификация видов памяти представлена в табл.2.

Табл.2

Виды памяти

Основание для классификации Виды памяти
1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности Двигательная, эмоциональная, словесно-логическая, образная (зрительная, вкусовая, обонятельная, осязательная).
2. По характеру целей деятельности Произвольная, непроизвольная
3. По продолжительности закрепления и сохранения материала Мгновенная, кратковременная, долговременная, оперативная, генетическая
4. По качеству запоминания и воспроизведения материала Механическая, логическая

Двигательная память – запоминание, сохранение, воспроизведение движений и их систем. Участвует в организации двигательных, трудовых и спортивных умений и навыков, навыков ходьбы, письма. О хорошей двигательной памяти свидетельствует физическая ловкость человека, сноровка в труде («золотые руки»).

Эмоциональная память – это память на чувства. Она особенно проявляется в человеческих взаимоотношениях. Эмоции, пережитые и сохраненные в памяти, либо побуждают нас к действию, либо удерживают от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмоциональной памяти. От нее зависит прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания, лучше запоминается.

Образная память – память на представления, картины природы, жизни, звуки, запахи, вкусы. Зрительная и слуховая память обычно развиты хорошо и играют ведущую роль в жизни большинства людей. Осязательную, обонятельную и вкусовую память можно назвать профессиональными видами. Эти виды памяти развиваются в связи с соответствующими условиями деятельности, высокого уровня могут достигать в условиях компенсации (у слепых, глухих). Образная память развита у людей художественных профессий.

Иногда встречаются люди с хорошо развитой эйдетической памятью (художники Г.Доре, Н. Ге). Человек, закрыв глаза, может «видеть» предмет до мельчайших подробностей, переводя взгляд с детали на деталь. Характерна для людей с феноменальной памятью – они могут «видеть» страницы текста.

Содержание словесно-логической памяти – мысли – не существуют без языка, но могут быть облечены в разную языковую форму (Например:«Третьего дня тут приземлился аэроплан» – «Позавчера здесь сел самолет»).

В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Это специфический человеческий вид памяти, в то время как двигательная, эмоциональная, образная в простейших формах свойственны и животным. Словесно-логическая память у человека является ведущей. От ее развития зависит развитие других видов памяти. Ей принадлежит главная роль в усвоении знаний.

При использовании непроизвольной памяти отсутствует специальная цель что-либо запомнить, произвольная память – целенаправленный процесс, в котором запоминание и воспроизведение выступают как специальные мнемические действия. Это две последовательные ступени развития памяти. На основе непроизвольной памяти формируется основная по жизненному значению часть нашей памяти. Произвольная память необходима, когда нужно преднамеренно заучить или припомнить что-либо. Большую роль здесь играет установка на запоминание, внутреннее отношение к задаче запомнить

Чтобы тот или иной материал закреплялся в памяти, он должен быть переработан субъектом. Такая переработка требует определенного времени, которое называется временем консолидации следов. Субъективно мы переживаем это как отзвук только что прошедшего события: в течение какого-то времени мы продолжаем видеть, слышать то, что уже не воспринимаем (стоит перед глазами, звучит в ушах). Для каждой модальности существует свой, строго специфический регистр, где информация хранится непродолжительное время.

Мгновенная память связана с удержанием полной и точной картины того, что было воспринято органами чувств, без какой бы то ни было переработки информации. Эта память – непосредственное отражение информации органами чувств (0,1 – 0,5 секунды). Это – память-образ.

Кратковременная память хранит информацию на протяжении нескольких десятков секунд, в среднем около 20 секунд (без повторения). Объём кратковременной памяти 7 ± 2 единицы информации. Здесь сохраняется уже не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы.

Из мгновенной памяти в кратковременную попадает лишь та информация, которая осознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает его повышенное внимание с ограниченностью объема кратковременной памяти, связано замещение: при переполнении индивидуального устойчивого объема кратковременной памяти новая информация вытесняет уже хранящуюся там. Благодаря кратковременной памяти отсеивается ненужная информация, и не происходит перегрузки долговременной памяти ненужными сведениями. Кратковременная память является фильтром для долговременной памяти, осуществляя строгий отбор информации и пропуская лишь нужные сведения. Играет большую роль в функционировании мышления: его материалом являются факты, находящиеся к кратковременной памяти. Этот вид памяти активно работает в процессе общения людей (при первой встрече запоминаются 7 ± 2 личностные особенности). Объем кратковременной памяти можно увеличить, если непрерывно повторять ряд только что прослушанных слов, цифр и так далее.

Долговременная память включается в дело не сразу, а обычно через несколько минут (чтобы информация попала в долговременную память, над ней должна быть произведена работа). При переводе информации из кратковременной памяти в долговременную она осмысливается, включается в смысловые структуры, новые сведения связываются с уже имеющимися. Долговременная память имеет смысловую организацию и связана с мышлением. Мы запоминаем смысл воспринятого и можем передать его своими словами. Существенную роль в долговременной памяти играет речь. То, что мы можем выразить словами, запоминается лучше, так как слова являются результатом осмысления материала. Долговременная память практически не ограничена по объему, но ограничена по возможности произвольного припоминания материала. Попытки что-либо извлечь из долговременной памяти напоминают поиски небольшой книги в библиотеке, насчитывающей тысячи томов. Неудачи связаны не с отсутствием информации в хранилищах, а с тем, что мы ищем не там.

Оперативная память представляет собой мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции (так, при выполнении арифметического действия мы удерживаем «в уме» промежуточные результаты). По мере продвижения к конечному результату конкретные «отработанные» куски материала могут забываться. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (это так называемые оперативные единицы памяти). В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» материалов, поступающих из долговременной и кратковременной памяти.

Для механической памяти характерно минимальное изменение материала. На ее основе запоминается родной язык, мы знакомимся с общественно-материальной культурой, овладеваем элементами навыков. Данный вид памяти необходим для запоминания имен, фамилий, телефонов, адресов, стихов, названий книг, изречений выдающихся людей, языков. Механическая память применяется для воспроизведения того, что мы запоминаем логически (таблица умножения). Иногда механическая память выступает в единстве с логической (формулировка определений, теорем).

Осмысленное (логическое) запоминание предполагает запечатление сути, наиболее существенных положений материала. Оно продуктивнее механического, ведь механическое требует многих повторений. Заученный механически материал забывается быстрее, чем заученный осмысленно. После механического запоминания все забывается в равной мере, после логического – в первую очередь, второстепенное и связки, а смысл сохраняется.

Все виды памяти взаимосвязаны, как и разные стороны человеческой деятельности, выступающие как основания для деления памяти на виды. Так, словесно-логическая память может быть непроизвольной или непроизвольной, долговременной или кратковременной. Взаимосвязаны и виды памяти, выделенные по одному критерию. Так, двигательная, образная, словесно-логическая и эмоциональная память взаимосвязаны, так как связаны соответствующие стороны предметов и явлений внешнего мира, а следовательно и формы их отражения. Кратковременная и долговременная память – две стороны единого процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: