Далее рассмотрим процессы памяти

Запоминание может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное запоминание наиболее эффективно, если оно включено в какую-либо деятельность. Произвольное запоминание при прочих равных условиях продуктивнее непроизвольного.

Подавляющее большинство наших систематических занний возникают в результате специальной деятельности, цель которой запомнить соответствующий материал, чтобы затем сохранить его в памяти (мнемическая деятельность). В процессе запоминания человек ставит перед собой не только общую задачу (запомнить все, что воспринимается), но и более частные (запомнить только основное, или: запомнить дословно, или: точно запомнить последовательность фактов). Во всех случаях необходимо четко отделить материал, который нужно запомнить, от всех побочных впечатлений, т.е. мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер.

Произвольное запоминание в процессе обучения нередко принимает форму заучивания, то есть многократного повторения учебного материала до полного запоминания (стихи, формулы, определения, исторические даты). Известны три способа заучивания:

1) целостный (материал читается от начала до конца несколько раз до полногог усвоения).

2) частичный (материал делится на части, и зиучивается отдельно каждая часть).

3) комбинированный (сочетание целостного и частичного способов; материал заучивается вначале целиком, один или несколько раз, затем трудные места выделяются и заучиываются отдельно, после чего снвоа весь текст читается целиком). Этот способ считают наиболее эффективным.

Способы заучивания следует применять в зависимости от характера материала. При заучивании связанного текста лучше использовать комбинарованный способ, частичный лучше применять для заучивания иностранных слов, географических названий. Небольшой по объему и сравнительно легкий текст лучше учить целиком.

Запоминание может быть механическим или логическим. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную близость объектов запоминания. Осмысленное (логическое) запоминание основано на понимании логических связей между частями материала. То, что мы можем выразить словами, запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно и только на слух. Чем больше мы думаем над материалом, тем легче и проще он запоминается. Механическое запоминание неэкономно, требует лишних повторений, механически закрепленное человек не всегда может припомнить к месту и ко времени. Осмысленное запоминание требует меньше времени и гораздо более продуктивно.

Определим условия, способствующие прочному и осмысленному запоминанию.

1) Цель, установка на запоминание. В процессе усвоения учебного материала его надо не только понять, но и запомнить. У учащегося необходимо сформировать установку на специальное заучивание учебного материала (причём заучивание надолго, а не «до экзамена»).

2) Выделение главных целей, и составление плана (через 9 дней забывается 43 % новой информации, с планом – 25 %).

3) Сравнение изучаемого предмета, явления с уже изученными, систематизация материала. Основное правило эффективного запоминания: для того, чтобы запоминать любой материал правильно и надёжно, необходимо его каким-то образом организовать: сгруппировать, классифицировать, схематизировать, найти ассоциации и т.д.

4) Интерес к изучаемому предмету, эмоциональный настрой (страх перед учителем вредит запоминанию).

5) Самостоятельность выполняемой работы.

6) Повторение. После прочтения необходимо повторить, не заглядывая в учебник. Основные правила и понятия должны повторяться регулярно.

7) Смена видов деятельности.

Каждый раз, читая, следует ставить новые задачи: ответить на вопросы, начертить схему.

Повторение может быть концентрированным (материал заучивается в один прием) и распределенным (чтения отделены друг от друга некоторыми промежутками). Распределенное повторение эффективнее концентрированного. Поэтому опытные учителя повторяют с учащимися учебный материал в течение целого года, используя разнообразные приемы повторения.

Необходимо учитывать такие законы памяти, как фактор края и эффект Зейгарник.

Фактор края: лучше запоминаются начало и конец (Штирлиц). На середину оказывает торможение предыдущий материал (проактивное) и последующий (ретроактивное), она запоминается хуже.

Эффект Зейгарник: нерешенные задачи запоминаюся лучше, чем решенные.

Повторять лучше перед сном. Использовать разные виды памяти. Активизирует память чашка кофе или чая. Оптимальное время для заучивания: 8 – 12, 17 – 19 часов.

Сохранение зависит от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности), от условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной обработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бесссознательное. Сохранение зависит от вида памяти: в оперативной памяти материал изменяется мало, в долговременной – обязательно подвергается переработке (происходит исчезновение некоторых деталей, изменение последовательности материала, его обобщение).Как уже отмечалось, кратковременной памяти свойственно замещение: при переполнении индивидуального и ограниченного объема кратковременной памяти вновь поступающая информация вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, не попадая в долговременное хранилище.

Воспроизведение включает три формы: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание.. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека на основе личных впечатлений (представления памяти) или словесных описаний (представления воображения). Узнавая объект, мы всегда относим его к определенной категории объектов. Узнавание бывает различным по степени точности и полноты (наименьшая – чувство знакомости, полное узнавание – человек безошибочно относит объект к определенной категории, может точно назвать время, место знакомства).

Примером мнимого узнавания (“deja vu” – «уже видел» (фр.) может быть приезд в незнакомый город или новая ситуация, когда кажется, что это уже было. Подводят здесь ассоциации – похоже только кое-что, а создаётся впечатление, что все повторяется.

Собственно воспроизведение осуществляется вне восприятия, в отсутствии оригинала. Воспроизвести труднее, чем узнать.

Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное воспроизведение происходит как бы само собой, произваольное требует волевых усилий. Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания. Это активный волевой процесс, когда в памяти уже конкретно восстанавливается необходимый материал. Припоминая, мы как бы перебираем в памяти факты, связанные с предметом воспроизведения, но этот перебор происходит сокращенно, по закону ассоциации (ЭВМ, напротив, перебирает всю информацию). Припоминанию на уроке помогают умелые вопросы учителя, которые вызывают промежуточные ассоциации, подводящие детей все ближе к цели. Положительные эмоции в данной ситуации способствуют припоминанию, а отрицательные – наоборот, препятствуют.

Воспроизведение учебного материала может осуществляться после его полного заучивания и в процессе заучивания. Заучивание, сопровожденное многократым воспроизведением, эффективнее, чем многократное чтение учебного материала без самоконтроля.

Забывание имеет позитивные характеристики. На наш мозг падает огромное число впечатлений и, благодаря забыванию, не происходит его перегрузки, в первую очередь, неприятными впечатлениями, поскольку они забываются быстрее.

Существуют две формы забывания: обратимая и необратимая. Наибольшая потеря материала идет сразу же после восприятия, в дальнейшем забывание идет медленнее. Без повторения в первый день в памяти сохранилось 74 % новой информации, через 3-4 дня – 66 %, через месяц – 58 %, через 6 месяцев – 38 %. При повторении в первый день – 88%, через 3-4 дня – 84 %, через месяц – 70 %, через 6 месяцев – 60 %.

На забывание влияют следующие факторы.

1) возраст (к примеру, кратковременная память улучшается с 5 до 11 ле, затем сохраняется на стабильно уровне до 30 лет, с 30 до 70 может улучшаться или медленно ухудшаться);

2) неиспользование информации (это практически не касается двигательных навыков) и её характер (быстрее забывается материал непонятный, неинтересный, трудный или большой по объёму);

3) интерференция – смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими;

4) вытеснение (связано с чувствами; вытесняется неприятная информация);

5) реминесценция – отсроченное непроизвольное воспроизведение. Суть реминесценции в том, что забытое сразу же после восприятия может восстанвливаться через некоторое время. Ей особенно подвержены молодые люди.

Процессы памяти взаимосвязаны и поддержживают друг друга.

5. Индивидуальные различия в памяти. Память характеризуется следующими основными свойствами:

1) объемом (количество объектов, которые мы можем воспроизвести после однократного восприятия).

2) быстротой (количество времени, затраченного на припоминание);

3) точностью (степень сходства);

4) длительностью сохранения;

5) готовностью к воспроизведению (способностью быстро извлекать информацию из памяти).

Память нельзя рассматривать бкз учёта особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей различные функции памяти развиты неодинаково. Эти различия могут быть количественными. К примеру, возможно следующее соотношение процессов запоминания и забывания:

– быстрое запоминание и быстрое забывание (преобладает кратковременная и оперативная память).

– медленное запоминание и медленное забывание (преобладает долговременная память).

– медленное запоминание и быстрое забывание.

– быстрое запоминание и медленное забывание.

Кроме этого возможны количественные отличия в прочности сохранения, в лёгкости воспроизведения, точности и объёме забывания.

Качественные отличия касаются модальности, т.е зависимости от того, какой вид памяти доминирует. Различия могут существовать в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни индивиды лучше запоминают образный материал, другие – вербальный, третьи – движения. Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности. Высокие вербальные способности будут способствовать заучиванию текстов, двигательные способности определят успех на уроках физкультуры и труда, образные – на уроках музыки, труда, черчения. Эйдетическая память хорошо развита у детей с художественными способностями.

Если урок предполагает заучивание, время отводимое на него, должно быть индивидуальным. Ориентироваться необходимо на учеников с более низкими способностями, для учеников с высокими мнемическими способностями предусмотреть дополнительные задачи.

Наибольшего развития у человека достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Значительный отпечаток в этом смысле накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых – очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.

Амнезии (нарушения памяти) вызываются ранениями, инсультами, заболеваниями. Для стариков характерна ретроградная амнезия: они помнят то, что было много лет назад, но склонны быстро забывать недавние события.

Процессы памяти связаны с особенностями личности, ее потребностями, интересами и эмоциональным настроем, отношением к деятельности, физическим состоянием, наличием волевых усилий при запоминании. Все это определяет избирательный характер памяти (что и как человек запоминает, хранит, припоминает).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: