Состав образования
Образование феодалов.
Говоря об образовании, нельзя не упомянуть и об образовании феодалов.
Оно было направлено в первую очередь на воспитание управленцев. Упор делался на развитие качеств, необходимых воину и правителю. Парадоксом образования было то, что даже выдающиеся правители не знали грамоты. Так крупный английский военачальник 15 века Джон Талбот, граф Шусберри был неграмотен. (Кстати, не знал грамоты и наш А.Д.Меншиков, бывший одновременно и крупным военачальником, и выдающимся администратором; однако этот пробел в образовании не мешал ему блестяще справляться и с тем, и с другим.)
Поэтому необходимо остановиться на составе феодального образования.
По образцу семи свободных искусства существовали и семь рыцарских добродетелей, составлявшие содержание воспитания мальчиков:
— умение ездить верхом,
— умение плавать,
— умение владеть копьем,
— умение фехтовать,
— умение охотиться,
— умение играть в шахматы,
— умение слагать стихи и играть на музыкальных инструментах.
|
|
Видно, что все образование сводится к формированию преимущественно военных навыков. Но не следует свысока относиться к нему. В действительности это очень комплексное и в высшей степени эффективное образование, которое формировало весьма многосторонне развитого человека.
Вглядимся в его составляющие.
Умение ездить верхом: координация движений, вестибулярный аппарат, высшее физическое развитие, позволяющее в совершенстве владеть телом, находящимся на неустойчивой опоре.
Умение плавать: предполагает в том числе и способность переправляться через водную преграду в доспехах (разумеется, с помощью подручных средств).
Умение владеть копьем, фехтовать: общее физическое развитие, реакция.
Умение охотиться: свобода ориентации на местности, умение держать в голове всю топографию местности; умение управлять всей командой охотников, предвидеть все возможные перемещения зверя и соответственно им синхронизировать перемещения участников.
Умение играть в шахматы: развитие логики, способности думать за противника и предугадывать его действия, формулировать стратегию в условиях противодействия.
Умение слагать стихи и играть на музыкальных инструментах: привитие общей культуры.
Кроме того, каждый рыцарь должен был владеть основами фортификации, географии, геодезии, логистики и многими другими знаниями, необходимыми не только в военной области. Поэтому в действительности образование было очень высоким и эффективным.
Все знания приобретались при дворе сюзерена. С 7 до 14 лет мальчики служили пажами, потом — оруженосцами. В 21 год происходило посвящение в рыцари.
|
|
К концу средневековья для знатных рыцарей считалось необходимым знать французский язык, ставший к тому времени языком придворных кругов.
Отдельные руководства по воспитанию детей высшей феодальной знати начали появляться в XII — XIII вв. Одно из наиболее известных — сочинение Винцента из Бовэ (XIII в.) «О наставлении сыновей правителей и благородных людей», которое составлено в основном из выдержек из различных источников, а также уже упоминавшаяся на предыдущих лекциях «Книга о рыцарском ордене». Рамон Льюль 1275 г.