Авиньонское пленение пап

Борьба церковной и светской властей

Особенности этапа

Средние века

Этап характеризуется следующим:

— сохраняется сильная монархическая власть;

— население представляет собой собственность монарха («государевы люди»);

— государство доминирует в обществе;

— формируются предпосылки и основы государства Нового времени. В это время в научной литературе появляются понятия: владения, земли, княжества, королевства, империи и республика. (от лат. «рес» — вещь, и «публика» — общественное).

Впрочем, мнение о том, что народ, население представляет собой собственность монарха, и государство возвышается над всем — ошибочно. Отношения между государем и подданными гораздо более тонки и сложны. В действительности народ вручается ему господом, и государь — это, пользуясь библейскими образами, синтез Моисея, Соломона и Давида, т.е.

— пастыря,

— мудрого судьи,

— защитника народа.

В Средние века светская и духовная власть борются друг с другом за верховенство. Символом этой борьбы станет Каносса, ознаменовавшая собой ее кульминацию, этап высшего подъема церкви. В апофеозе церкви римские папы получат возможность низлагать королей и императоров. Пример — Генрих IV, Германский император (Император Священной Римской империи).

Каносса (Canossa) — это замок в Северной Италии (в 18 км от г. Реджонель-Эмилия), в котором в январе 1077 произошла встреча римского папы Григория VII (гостя владелицы Каноссы маркграфини Матильды Тосканской) с отлученным от церкви и низложенным германским императором Генрихом IV. По данным некоторых хроник, Генрих IV три дня в одежде кающегося грешника простоял у стен Каноссы, добиваясь приёма папой. Выражение «идти в Каноссу» стало означать — согласиться на унизительную капитуляцию.

Позднее императоры станут брать светских владык в плен и десятилетиями держать практически в заточении.

Авиньонское пленение пап, вынужденное пребывание римских пап в Авиньоне (Южная Франция) в период между 1309 и 1378 гг.

После смерти папы Бонифация VIII и двухлетнего междуцарствия, на папский престол заочно был избран архиепископ Бордо, папа Климент V, как и все последующие авиньонские папы — француз по национальности. Вначале он отложил свою поездку в Рим из-за переговоров с Филиппом Красивым, затем последовала подготовка к Вьеннскому собору 1311-1312 гг. После этого германский король Генрих VII вторгся в Италию. Таким образом, за все время своего понтификата Климент V ни разу не выехал в Италию.

Неблагоприятная политическая и социальная обстановка в Италии, мятежи в Папском государстве и антипапские выступления в самом Риме, возглавлявшиеся крупнейшими аристократическими семействами, в интриги которых папы были также вовлечены; зависимость от поддержки Франции; удобство положения новой резиденции, — все это почти 70 лет удерживало пап в Авиньоне.

В XVII в. французский король получит прозвище «Король-Солнце».

Однако это не вполне французское изобретение. С Солнцем отождествлял себя еще римские императоры, и некоторые средневековые монархи пытались возродить это сравнение. Однако со времен папы Григория VII и особенно при Иннокентии III папство решительно пресекало эти попытки. Из книги Бытия оно заимствовало образ двух светил: «И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью...»[333] Для церкви большим светилом — Солнцем — был папа, светилом меньшим — Луной — император или король.

Дело в том, что Луна не имеет собственного света, она лишь отражает солнечный свет. Вот так и Император был главой ночного мира, тогда как миром дневным управлял папа, являющийся его символом. Если вспомнить, что означали день и ночь для средневекового человека, понятно, что вся светская иерархия оказывалась для церкви миром подозрительных сил, теневой частью социального тела.[334]

Наполеон предписывает папе явиться на церемонию его коронации (но вырывает корону из рук папы...)

В действительности существо соперничества — это достижение все той же гегемонии. Но если светская власть мыслит о региональной, то церковная — о мировой. По существу церковь берет на себя функции духовного обеспечения тотального мирового господства, ибо борется за монополию веры.

Таким образом, древняя цель государства просто расщепляется на две задачи, одна из которых обеспечивается церковью, другая — государством. Поэтому противоречие между ними — это ни в коем случае не борьба идей и стратегических целей. Речь идет только о том, кто именно будет осуществлять верховенство единой мировой власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: