Платон о государстве

Республиканский период. Истоки демократии

Платон о государстве

Функции античного государства

Государства этого этапа имели две четко выраженные задачи:

на внешнеполитическом уровне:

— обеспечение политической гегемонии путем организации «союзов» с подвассальными народами и использования их ресурсов;

— регулирование отношений между суверенными государствами.

На внутригосударственном:

— обеспечение повиновения рабов и неполноправных граждан (иностранцев, вольноотпущенников и пр.,

— воспитание гражданина, которое позволяет мобилизовать («поставить в строй») не только его физические возможности, но и нравственный потенциал.

— регулирование правовых, хозяйственных, социальных отношений.

Но все же главное в государстве — это не внутренняя безопасность, но обеспечение возможности мобилизовать больший оборонительный и наступательный потенциал для достижения победы в «войне всех против всех», ибо к достижению гегемонии стремятся все, а это значит, что все рассматривают друг друга как потенциальных противников.

Афинянин. Бог или кто из людей, чужеземцы, был виновником вашего законодательства?

Клиний. Бог, чужеземец, бог, говоря по правде <…> все это у нас приспособлено к войне, и законодатель, по-моему, установил все, принимая в соображение именно войну. <…> Ибо то, что большинство людей называет миром, есть только имя, на деле же от природы существует вечная непримиримая война между всеми государствами.

Платон. «Законы»

Демократические институты античного государства возникают в результате осознания невозможности решить обе задачи методами автократического правления.

Обеспечение внутренней безопасности и внешнеполитической гегемонии достигается только за счет привлечения к практическому управлению государством всего контингента свободнорожденных граждан, за счет тотальной мобилизации физического и нравственного потенциала гражданина.

Практическое управление — это в первую очередь управление трудом рабов. Рабы становятся коллективной собственностью полиса. Поэтому гражданин воспитывается как коллективный хозяин, надсмотрщик и судья.

Платон в своем трактате об идеальном государстве оставил нам любопытное рассуждение, касающееся именно этой темы. Если бы кто-нибудь из богов вдруг перенес человека, владеющего пятьюдесятью или больше рабами, вместе с женой, детьми, челядью и со всем имуществом туда, где не было бы свободнорожденных людей, готовых оказать ему помощь, тот был бы вынужден жить в постоянном страхе. Очень скоро он сам стал бы заложником своих невольников и начал бы заискивать перед ними. Между тем, живя в своем городе, он не боится ничего — и все потому, что ему в нужный момент приходит на помощь все государство.[332]

Государство может обеспечить стабильность только освободив своего гражданина от непосредственного участия в производстве и предоставив ему право на часть общей прибыли от эксплуатации рабов.

Греция и Рим поражают мир уровнем государственного обеспечения своих граждан. В Греции граждане получают государственные пособия за любую социальную функцию. Даже за посещение театра.

В Риме триста тысяч плебеев получают регулярное пособие на содержание своих семей.

Взамен и те и другие берут на себя функцию удержания в повиновении всех порабощенных государством контингентов.

Восстание Спартака подавляют прежде всего кормящиеся от эксплуатации рабов плебеи. Само восстание — это посягательство на их образ жизни, на их государственный пенсион.

Важно понять: существо демократии не в том, что функционируют народные собрания. Ее последняя тайна — это постоянное давление народных масс на центральную власть ради постоянного повышения уровня социального обеспечения. Именно это давление вынуждает власть корректировать вектор внешней политики, захватывать новые и новые территории. А это и есть реальное управление государством.

Демократия неотделима от эксплуатации чужих народов. Эта эксплуатация на протяжении истории проявлялась в двух основных формах: рабство и колониализм. Первая свойственна античности. Вторая — Новому времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: