Мода как агент социализации

Мода как фактор социального развития

МОДА (от лат. modus — мера, способ, правило).

Энциклопедия Кирилла и мефодия:

1) Непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля мода отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений; в узком смысле — смена форм и образцов одежды.

2) Непрочная, быстропроходящая популярность.

Однако представлениями о непродолжительном господстве чего-то или быстропроходящей популярности ее существо не исчерпывается. В действительности мода имеет фундаментальное значение в развитии общества.

Мода присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности и культуры, прежде всего в оформлении внешности человека (одежда причёска, косметика и так далее) и непосредственной среды его обитания (интерьер, различные бытовые вещи), а также в искусстве, архитектуре, художественной литературе, науке, речевом поведении и так далее.

Еще Адам Смит в «Теории нравственных чувств» (1759) отмечал влияние моды не только на одежду и мебель, но и на нравственность, музыку, архитектуру и т. д. [337]

Исследования моды и использование её механизмов имеют важное значение для принятия решений в области культурной политики, маркетинга, индустриального дизайна, рекламы и других областях. Значительный вклад в изучение феномена моды внесла целая плеяда видных социологов, культурологов и философов.

Именно мода предстает как один из ключевых факторов социализации.

Несколько причин лежат в ее основании. Это и стремление человека перенять хороший вкус, и желание освоить то лучшее, что создано обществом, и страх оказаться вне общества, быть осмеянным (боязнь изоляции).

Все они позволяют определить моду как своеобразный камертон, задача которого состоит прежде всего:

— в отборе новых ценностей, формируемых обществом,

— в усвоении ценностей, признанных большинством,

— унификации социальной реакции на ключевые знаки времени.

Отбор ценностей, который проявляется, например, в подражании какому-то герою или групповому идеалу поведения, может играть как позитивную, так и вредоносную роль. Ведь героем может быть и смертник-шахид, и тот, кто спасает граждан от него.

Во втором мода выступает как вектор развития.

В третьем значении предмет подражания сам по себе может выражать все, что угодно, ибо важен не он, а единство реакции, унифицированная форма поведения. В свою очередь унифицированные формы поведения цементируют общество (группу), что дает ему (ей) преимущества перед другими, ибо единая реакция формирует кумулятивный ответ общества (группы) на внешние вызовы.

Пример предельной унификации поведения и кумулятивной реакции — армия.

Стремление к обладанию модной вещью объясняется этими же причинами.

Возможность вещи социализировать человека, т.е. вырабатывать в нем способность к самостоятельному существованию в условиях общества, прежде всего, проявляется в том, что практически любой изготовленный человеком предмет быта специфическим образом форматирует все его поведение, начиная с мелкой моторики и кончая общей пластикой тела. Примером может служить употребление европейского столового прибора и палочек для еды, используемых на Востоке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: