Внешняя политика Саудовской Аравии в 1991-2010 гг

Кардинальные перемены в системе международных отношений, связанные с переориентацией силовых линий мировой политики и появления новых центров силы, побудили саудовские политические круги скорректировать свои внешнеполитические предпочтения. Активизация экономического сотрудничества в начале XXI в. с новыми для Эр-Рияда странами – Китаем, Южной Кореей и Японией, превратила КСА к 2010 г. в крупнейшего экспортера нефти для этих стран.

Анализ двусторонних отношений королевства с этими государствами позволяет сделать вывод о том, что саудовское руководство предпринимает попытки постепенного отдаления в экономическом плане от своего традиционного союзника – США. Данная тенденция может быть аргументирована как глобальными причинами – осознанием необходимости выстраивания многополярного мира и определением роли КСА как самостоятельного регионального центра силы, так и частными – охлаждением отношений с американскими партнерами, в том числе после событий 11 сентября 2001 г. В результате саудовский политический истеблишмент начал проявлять невиданный ранее интерес к России.

В рамках диверсификации саудовских внешнеполитических приоритетов было интенсифицировано взаимодействие с Российской Федерацией. Но по сравнению с отношениями Эр-Рияда со странами АТР, в которых преобладает экономическая составляющая, активизация сотрудничества с Москвой имеет важное политическое значение. Традиционно натянутый характер двусторонних отношений с Ираном и регулярная борьба с ним за гегемонию в арабо-мусульманском мире стали одной из причин активизации сотрудничества с Российской Федерацией. Последняя является весьма влиятельным партнером Исламской республики и тем самым способна оказывать воздействие на ее политику. Политическое наполнение российско-саудовских переговоров на высшем уровне позволяет с уверенностью констатировать, что саудовское руководство стремится продвинуть через Москву свое видение политики на Ближнем Востоке и его субрегионе, Персидском заливе, а также роли Ирана в этих процессах.

Помимо этого, существует ряд важных вопросов региональной и международной повестки дня, по которым позиции обеих стран полностью совпадают, среди них: необходимость всеобъемлющего и справедливого разрешения арабо-израильского конфликта, основанного на соответствующих резолюциях СБ ООН, Арабской мирной инициативе и «Дорожной карте»; сохранение независимости, суверенитета и территориальной целостности Ирака при координирующей роли ООН; важность международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и осуждения всех его форм и проявлений.

Принципиальным фактором в нормализации двусторонних отношений стало окончательное прекращение вооруженных действий в Чечне, являющихся долгое время камнем преткновения между властями России и КСА. Король Абдалла вновь подтвердил в ходе своего пребывания в Москве в 2003 г., что проблема статуса Чечни является исключительно внутренним делом РФ.

Важными обстоятельствами для Москвы также стали полная поддержка и понимание со стороны саудовских властей действий Российской Федерации по принуждению Грузии к миру в 2008 г.

Политический интерес в сотрудничестве с Саудовской Аравией заключался, в частности, в желании руководства России стать членом ОИС, которое после принципиального согласия и поддержки королевства было реализовано в 2005 г., когда Российская Федерация стала наблюдателем при этой авторитетной организации. Выдвигая идею установления прямых связей с ведущей мусульманской организацией, российский политический истеблишмент стремился, помимо закрепления успеха по чеченской проблеме, использовать «полезные» контакты с государствами-членами ОИС ради минимизации угрозы «с Юга» как самому российскому государству, так и рассматриваемому им в качестве основной сферы его внешнеполитических интересов постсоветскому пространству.

Важнейшим системным фактором, определяющим внешнюю политику королевства, является стремление саудовского руководства к обеспечению национальной безопасности, которая, ввиду особенностей географического положения КСА и интеграционных процессов в Заливе, равносильна поддержанию безопасности всех государств ССАГПЗ. Для реализации указанной цели в качестве основного инструмента Саудовская Аравия использует на долгосрочной основе стратегическое партнерство с США. Поддержание национальной безопасности для королевства приобрело наибольшую актуальность в условиях нынешних глубинных трансформационных общественно-политических процессов в регионе, когда Саудовская Аравия, будучи одним из лидеров на Ближнем Востоке, вынуждена противодействовать влиянию Ирана, получившему широкое распространение после «падения» Ирака в 2003 г. Именно противоборство с Исламской республикой и определило позицию Эр-Рияда по ключевым аспектам «Арабской весны», в частности, ситуациям в Бахрейне и Сирии.

Особое место в шкале приоритетов королевство отводит исламскому фактору. КСА продвигает себя как бастион мусульманства, его главная и непоколебимая опора. В таком контексте Эр-Рияд постоянно стремится к лидерству в исламском мире, чутко реагирует на любые значимые события, затрагивающие интересы мусульман, пытается играть заглавную роль в ОИС. В этом контексте КСА активно поддерживает мусульманскую солидарность и оказывает материальную помощь группам единоверцев во всем мире.

Приоритетом для руководства Саудовской Аравии является внешнеполитическая деятельность в ближневосточном регионе и тесное сотрудничество с другими арабскими государствами, в том числе через созданную при активном участии Эр-Рияда Лигу арабских государств. Здесь делается ставка на утверждение таких режимов, которые бы придерживались консервативных националистических принципов в политической сфере и либеральных экономических основ.

Наиболее значимым приоритетом Саудовской Аравии является обеспечение регионального лидерства, а именно, сохранение и упрочение своих позиций в сложном динамичном векторе ближневосточных противовесов, усиление военного политического и экономического взаимодействия с дружественными монархиями Персидского залива и противодействия усилению влияния и мощи стран-антагонистов. Дипломатический корпус королевства прекрасно осознает, что сохранение лидирующих позиций в этом регионе обеспечивает достойный рейтинг влияния КСА на глобальной мировой оси.

Необходимость адекватного отражения своей роли в глобализации политических, социальных и экономических процессов сформировала внешнеполитический приоритет КСА по расширению своего участия при решении практически всех вопросов мировой политики. Данное обстоятельство отражает возрастающую ответственность королевской семьи за реализацию концепции многополярного мира и обеспечение достойного места королевства в нем и выражается в реализации провозглашенного Королем Абдаллой «движения на Восток» (Индия, Китай, Пакистан, Южная Корея, Япония) и усилением взаимодействия со странами ЕС за счет выравнивания отношений с США. При этом наблюдается тенденция к повышению эффективности и устойчивости проводимых усилий за счет возрастания избирательности, сбалансированности (Индия – Пакистан, США – ЕС) и динамичности внешнеполитических мероприятий дипломатического корпуса королевства.

В условиях интенсификации глобализационных процессов в мире важнейшей политической задачей для королевской семьи становится поиск адаптационных механизмов в целях сохранения существующего монархического строя. При этом, несмотря на ряд незначительных уступок властей во внутренней политике (проведение муниципальных выборов, расширение прав женщин и т.п.), модель принятия решений и соответствующее технологическое обеспечение, в том числе во внешнеполитической деятельности, сохраняют следующие традиционные базовые элементы:

- обязательное их соответствие нормам шариата, Конституции страны (Корану и Сунне Пророка Мухаммеда), частично достигаемым согласовательными процедурами с верховным муфтием Саудовской Аравии, представителями религиозных кругов;

- наличие центров национальной власти в виде верховной вертикали: Король (королевская семья) - Совет министров - министерства и ведомства, а также квазидемократический протопарламент – Консультативный совет.

Важными внешнеполитическими усилиями по достижению вышеуказанных целей являются отстаивание дипломатическим корпусом королевства главенства норм международного права, диверсификация дипломатических усилий по всем возможным направлениям (ООН, G20, ВТО, ОПЕК, ОАПЕК, ССАГПЗ, ВИЛ, ОИС, ЛАГ), сохранением устойчивого и долгосрочного рынка для своих энергоресурсов. Значимость данного положения объясняется тем, что КСА является строгим сторонником стабильности и предсказуемости в мировых и региональных политических процессах. Поэтому внешнеполитическое ведомство Саудовской Аравии в качестве основного дипломатического инструментария использует институционализацию своих национальных интересов. Это, в свою очередь, проявляется в инициализации, финансировании создания и функционирования региональных институтов, фондов и других международных организаций с закреплением в них своей ведущей роли, соответствующей недостижимой для других участников созданных международных институтов доли покрываемых затрат, и последующим активным и лидирующим участием в их работе. Указанная институциональная форма дипломатической работы внешнеполитического ведомства КСА создает благоприятные условия для взаимодействия и продвижения своих интересов.

Важнейшим аспектом внешнеполитической деятельности королевства, определяющим его как партнера России по реализации модели многополярного мира, является сохранение существующего мироустройства, как в региональном, так и глобальном измерении, предусматривающего за Саудовской Аравией роль признанного регионального лидера и ведущего игрока мировой политики. Последнее основано на исторически данных экономических и религиозных ресурсах – мировых запасах нефти (20%) и нахождении на территории страны главных святынь ислама.

Важнейшим обстоятельством, определяющим характер перспективного взаимодействия Москвы и Эр-Рияда, является тот факт, что Россия находится на острие всех внешнеполитических приоритетов королевства. Данная ситуация формирует положительную базу для создания эффективного двухстороннего сотрудничества по многим вопросам и подтверждается усилившемся в последние 2-3 года интересом внешнеполитического ведомства королевства к успехам Москвы в различных областях внутренней и внешней политики. Этому способствуют не только закрепленный за Российской Федерацией статус мировой оборонно-самодостаточной державы, но и такие субъективно востребованные со стороны королевства внешнеполитические приоритеты самой России, как признание главенствующей роли международного права при решении международных и национальных вопросов, обеспечение предсказуемости и безусловного приоритета мирного способа решения международных и межнациональных проблем, борьба с терроризмом и экстремизмом, продвижение модели многополярного мира, уважение и поддержание суверенитета других государств, реализация межрелигиозного и межцивилизационного диалога.

Значительному росту сотрудничества Российской Федерации с Саудовской Аравией могут способствовать:

- посредничество России в конфронтационном диалоге КСА с Ираном;

- диалектическое взаимодействие двух стран как главных поставщиков углеводородов, заинтересованных не только в текущей прибыльности поставок, но и перспективах углеводородного рынка в долгосрочном измерении;

- военно-техническое сотрудничество в области передовых военных технологий (покупатель – продавец).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: