Методология науки

Предмет КП на современном этапе: объект, задачи, методы.

КП — часть психологической науки, кот. использует концептуальный аппарат психологии. Она изучает психологические нарушения при психических и соматических расстройствах, отклонениях развития (включая проявления, динамику, психологические и нейропсихологические факторы и механизмы этих нарушений), разрабатывает принципы и методы психологической диагностики, профилактики и помощи при различных нарушениях психики, включая коррекционное направление. При решении исследовательских и практических задач КП опирается на психологические знания о нормальном развитии и функционировании психики и на методы психологии.

Методология в прикладном смысле — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и …

Классификация типов наук:

1. классические

2. неклассические

3. послеклассические

Науки неклассического типа появляются тогда, когда наука занимается не описанием объекта, а практические задачи, производит действия с этим объектом, методы работы с этим объектом.

Сравним разные типы наук.

Параметры сравнения Классическая наука Неклассическая наука
Объект исследования Природный — относительно неизменный и независимый от деятельности человека Деятельностный — меняется в процессе человеческой деятельности, зависит от неё, порождается ею1
Цель исследования Постижение истины, получение знаний об объекте Разработка способов практических действий с объектом2
Тенденции развития Специализация Интеграция3
Структура знания Знания об объекте Знания об объекте, методах исследования и способах практической работы с ним4
Субъект исследования Учёный широко образованный в своей области Взаимодействие специалистов из разных областей, комплексный подход к объекту5

1. Раньше — запрет на сексуальные темы. Сейчас проблема — депрессия. Среди девушек распространены анорексия, нервная булимия. Всё это связано со стандартами культуры.

2. Нам недоступно владение истинным, мы лишь приближаемся к её пониманию, но не можем её достичь. Мы стремимся достигнуть действий, которые принесут желаемый результат, напр., личностный рост, избавиться от симптомов.

3. Ориентированы на практические действия, следовательно, должны интегрировать знания. Мы не можем оказывать психологическую помощь, игнорируя в некоторых случаях медикаментозное лечение. На первый план выходит синтез знаний.

4. Усложняется структура знания.

5. Необходима группа специалистов (например, сейчас есть бригады), работающих вместе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: