Схема управления персоналом
Схема управления производством
Инновационный менеджмент: проведение НИОКР, научно-техническая политика, внедрение новой продукции, организация научно-технической деятельности.
Регулирование и обеспечение процесса производства: планирование процесса производства, разработка ассортиментной политики, повышение качества и конкурентоспособности продукции, технологическое обеспечение, обеспечение материально-техническими ресурсами, повышение эффективности производства.
Обеспечение сбыта: разработка сбытовой политики, выбор каналов и методов сбыта, организация сбыта.
Снабжение материально-техническими ресурсами организации является необходимым условием функционирования предприятия.
1) Разработка и проведение кадровой политики: принципы подбора и расстановки персонала, условия найма и увольнения, обучение и повышение квалификации, оценка персонала и его деятельность.
2) Оплата и стимулирование труда: формы оплаты, пути повышения производительности труда, поощрительные системы оплаты труда.
|
|
3) Групповое управление, взаимоотношения в коллективе и с профсоюзами: вовлечение работников в управление на новом уровне рабочие бригады и их функции, взаимоотношения в коллективе, взаимоотношения с профсоюзами.
4) Социально-психологические аспекты управления: мотивация труда, организационная культура.
Управление как искусство
Понятие об управлении как искусстве, т.е. способности эффективно применять накопленный опыт на практике, сложилось еще в древности. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, - это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях.
Управление как наука
Менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, в науку, только в конце ХIХ в. Управление как наука имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. На протяжении более чем вековой истории наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.
Блок-схема понятийного аппарата менеджмента представлена на рисунке 1.1.
Рис. 1. 1. Блок-схема понятийного аппарата менеджмента
Менеджер – наемный управляющий, специалист по менеджменту.
|
|
Греки во времена Гомера выделили следующие качества, необходимые идеальному руководителю: мудрость Нестора, справедливость Агамемнона, хитрость Одиссея, энергичность Ахиллеса. Гомер подчеркивал, что в действительности идеального руководителя не существует, к нему можно лишь только приблизиться. При этом руководитель должен помнить о своих сильных и слабых сторонах, в противном случае он может пасть жертвой собственного высокого положения.
Большинство теоретиков менеджмента считают, что менеджер в идеале должен обладать такими качествами как:
- глубокое знание всего того, что связано с функционированием и развитием рыночной экономики;
- умение учитывать политические последствия решения;
- способность искать и использовать резервы человеческого фактора в предпринимательстве;
- готовность на определенном этапе отказаться от личных выгод ради достижения общественно значимых целей;
- умение принимать на себя ответственность;
- способность критиковать с пользой для дела и воспринимать критические замечания;
- проявлять инициативу и предприимчивость;
- деловитость (умение не делать бесполезных дел);
- стремление преодолевать препятствия, проявлять волю и гибкость;
- логическое мышление;
- стрессоустойчивость как средство защиты от перегрузок с помощью
эффективных методов работы;
- рациональность мышления;
- умение идти на оправданный риск;
- смелость принимать нестандартные управленческие решения.
На рис. 1.2. представлены уровни управления, состоящие из трех блоков.
Рис.1.2. Уровни управления
Если сравнить управление и руководство, то можно обозначить следующие положения. Управлять – значит озаботить себя подбором и использованием условий (технических, экономических, кадровых), которые необходимы для управленческой деятельности. Руководить – значит озаботить других в связи с использованием ими своих управленческих или производительных функций.
Рис.1.3. Различие в управлении и руководстве
| |||
|
Говоря об управлении, возникает вопрос о взаимодействии субъекта и объекта управления. Принципиальная схема соотношения субъекта и объекта управления представлена на рис. 1.4. Из рисунка видно, что объект всегда поддается воздействию со стороны субъекта управления.
Рис. 1.4. Принципиальная схема воздействия субъекта на объект управления