Образ менеджера

Схема управления персоналом

Схема управления производством

Инновационный менеджмент: проведение НИОКР, научно-техническая политика, внедрение новой продукции, организация научно-технической деятельности.

Регулирование и обеспечение процесса производства: планирование процесса производства, разработка ассортиментной политики, повышение качества и конкурентоспособности продукции, технологическое обеспечение, обеспечение материально-техническими ресурсами, повышение эффективности производства.

Обеспечение сбыта: разработка сбытовой политики, выбор каналов и методов сбыта, организация сбыта.

Снабжение материально-техническими ресурсами организации является необходимым условием функционирования предприятия.

1) Разработка и проведение кадровой политики: принципы подбора и расстановки персонала, условия найма и увольнения, обучение и повышение квалификации, оценка персонала и его деятельность.

2) Оплата и стимулирование труда: формы оплаты, пути повышения производительности труда, поощрительные системы оплаты труда.

3) Групповое управление, взаимоотношения в коллективе и с профсоюзами: вовлечение работников в управление на новом уровне рабочие бригады и их функции, взаимоотношения в коллективе, взаимоотношения с профсоюзами.

4) Социально-психологические аспекты управления: мотивация труда, организационная культура.

Управление как искусство

Понятие об управлении как искусстве, т.е. способности эффективно применять накопленный опыт на практике, сложилось еще в древности. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, - это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях.

Управление как наука

Менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, в науку, только в конце ХIХ в. Управление как наука имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. На протяжении более чем вековой истории наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Блок-схема понятийного аппарата менеджмента представлена на рисунке 1.1.



Рис. 1. 1. Блок-схема понятийного аппарата менеджмента


Менеджер – наемный управляющий, специалист по менеджменту.

Греки во времена Гомера выделили следующие качества, необходимые идеальному руководителю: мудрость Нестора, справедливость Агамемнона, хитрость Одиссея, энергичность Ахиллеса. Гомер подчеркивал, что в действительности идеального руководителя не существует, к нему можно лишь только приблизиться. При этом руководитель должен помнить о своих сильных и слабых сторонах, в противном случае он может пасть жертвой собственного высокого положения.

Большинство теоретиков менеджмента считают, что менеджер в идеале должен обладать такими качествами как:

- глубокое знание всего того, что связано с функционированием и развитием рыночной экономики;

- умение учитывать политические последствия решения;

- способность искать и использовать резервы человеческого фактора в предпринимательстве;

- готовность на определенном этапе отказаться от личных выгод ради достижения общественно значимых целей;

- умение принимать на себя ответственность;

- способность критиковать с пользой для дела и воспринимать критические замечания;

- проявлять инициативу и предприимчивость;

- деловитость (умение не делать бесполезных дел);

- стремление преодолевать препятствия, проявлять волю и гибкость;

- логическое мышление;

- стрессоустойчивость как средство защиты от перегрузок с помощью

эффективных методов работы;

- рациональность мышления;

- умение идти на оправданный риск;

- смелость принимать нестандартные управленческие решения.

На рис. 1.2. представлены уровни управления, состоящие из трех блоков.

 
 

Рис.1.2. Уровни управления

Если сравнить управление и руководство, то можно обозначить следующие положения. Управлять – значит озаботить себя подбором и использованием условий (технических, экономических, кадровых), которые необходимы для управленческой деятельности. Руководить – значит озаботить других в связи с использованием ими своих управленческих или производительных функций.


Рис.1.3. Различие в управлении и руководстве

 
 

       
   
Руководство
 
 
Менеджмент


Говоря об управлении, возникает вопрос о взаимодействии субъекта и объекта управления. Принципиальная схема соотношения субъекта и объекта управления представлена на рис. 1.4. Из рисунка видно, что объект всегда поддается воздействию со стороны субъекта управления.


Рис. 1.4. Принципиальная схема воздействия субъекта на объект управления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: