Управления
Основы
РАЗДЕЛ I
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
1. 1. Сущность менеджмента
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент – управление в условиях рыночной экономики означает:
-ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести намеченную прибыль;
-постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;
-хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
-постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
-выявление конечного результата деятельности фирмы;
-необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии решений.
Термин «Менеджмент» американского происхождения и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, непредпринимательских организаций (и бизнесе). Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями, а может не иметь их, работая по найму на должности менеджера.
Термин «Менеджмент» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а так же профессиональной подготовки и практического опыта работы.
Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает в качестве субъекта этой деятельности специалиста – менеджера и в качестве объекта – хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, НИОКР и др.)
Под хозяйственной деятельностью понимается деятельность фирмы:
- в любой отрасли экономики: промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском деле, страховом деле;
- в любой сфере деятельности фирмы: НИОКР, производство, сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода в зависимости от конкретных целей деятельности фирмы.
Общие цели отражают концепцию развития фирмы в целом, специфически разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности фирмы.
Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что осуществляется в процессе управления, когда группа сотрудничающих людей направляют свои действия на достижение общих целей на основе соответствующей мотивации их труда.
Экономический механизм менеджмента состоит из трех блоков: внутрифирменное управление; управление производством; управление персоналом.
Внутрифирменное управление включает в себя следующее:
Принципы: централизация, децентрализация, сочетание централизации, ориентация на долгосрочные цели развития, демократизация: участие работников в высшем звене управления.
Функции: планирование (прогнозирование), организация, контроль, мотивация.
Экономические методы: коммерческий расчет, внутрифирменный расчет, цены и механизм ценообразования.