Самосознание связано с ощущением своей единственности, которая поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: каждый психически здоровый человек помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.
Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле.
7. Состояния сознания
Одним из путей исследования сознания является исследование его состояний и их изменений.
В психологии традиционно изучались два состояния сознания: состояние бодрствования, или активное состояние, и сон, рассматриваемый как период отдыха.
В современной психологии для характеристики сознания введено понятие «измененные состояния сознания», которое обозначает способ приспособления сознания к изменению внешних и внутренних Условий.
Измененные состояния сознания подразделяются на спонтанно возникающие, искусственно вызываемые и психотехнически обусловленные.
|
|
Спонтанно возникающие изменения состояния сознания появляются при обычных для данного человека условиях (например, при засыпании либо при значительном перенапряжении), а также в необычных или экстремальных условиях жизни и работы здорового человека.
Искусственно вызываемые измененные состояния сознания возникают под воздействием психоактивных средств (алкоголя, наркотиков) либо психоактивных процедур (сенсорная изоляция или сенсорная перегрузка).
Психотехнически обусловленные измененные состояния сознания сопровождают процессы психической регуляции или саморегуляции в современной психотерапии, а также при применении особой психотехники.
Рассмотрим спонтанно возникающие изменения состояния сознания на примере бодрствования и сна.
Психотехнически обусловленные изменения состояния сознания покажем на примере применения психотехники медитации.
Бодрствование — нормальное состояние сознания, соответствующее активации всего организма. Восприятие внешнего мира и событий в нем, действия человека в значительной степени зависят от состояния сознания — от того, напряжен человек или нет, возбужден или находится в дремоте. Обработка информации меняется, подчас очень существенно, в зависимости от уровня бодрствования и от готовности к восприятию сигналов (рис. 1).
Сон Сильная
Слабая активация активация
Рис. 1. Зависимость эффективности поведения от уровня бодрствования
Согласно закону Йеркса—Додеона, поведение человека будет тем эффективнее, чем ближе его уровень бодрствования к некоторому оптимому — он не должен быть ни слишком низким, ни слишком высоким. При низких уровнях готовность человека к действию постепенно уменьшается и вскоре он засыпает, а при более высоких он становится взволнованным и его поведение может даже полностью дезорганизоваться.
|
|
В среднем организм человека функционирует примерно с таким чередованием: 16 часов бодрствования, 8 часов сна. Этот 24-часовой (с небольшими вариациями) цикл управляется внутренним контрольным механизмом, называемым биологические часы.
На первый взгляд кажется, что сон и бодрствование являются противоположными состояниями сознания. Однако оба эти состояния имеют много общего:
• мы думаем, когда спим, видим сновидения, хотя тип мышления во сне отличен от типа мышления при бодрствовании;
• мы запоминаем события во сне и можем пересказать их во время бодрствования; некоторые сны помнятся всю жизнь;
• сон не является абсолютным покоем. Мы двигаемся во сне;
• во сне мы не отключаемся от внешней информации и готовы к приему определенных сигналов, например мать моментально реагирует на плач младенца;
• сон не уничтожает наших планов. Так, некоторые люди планируют время пробуждения и просыпаются в намеченный час.
Строгой границы между сном и бодрствованием по наличию психических процессов, протекающих в этих состояниях, нет.
Долгое время полагали, что сон — это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрствования. Было замечено, что недостаток сна существенно сказывается на поведении: после нескольких суток без сна возникали галлюцинации, терялась способность нормально воспринимать стимулы из внешнего мира и т.п.
Сейчас известно, что сон — не просто восстановительный период для организма, а представляет собой состояние первостепенной важности для сохранения нормального состояния сознания. Мозг во время сна продолжает активно функционировать.
Сон вовсе не однородное состояние, а сложный психический процесс, включающий в себя стадии медленноволнового и парадоксального сна.
Медленноволновой («медленный») сон составляет 80% общего времени сна. При погружении человека в медленный сон ритмы сердца и дыхания замедляются, мышцы расслабляются и организм в максимальной степени восстанавливает свои силы.
Парадоксальный сон занимает 20% времени, сопровождается падением мышечного тонуса с возрастанием деятельности мозга
и быстрыми движениями глаз. Все сновидения приходятся на период парадоксального сна. Парадоксальный сон так же необходим организму, как и глубокий сон, хотя его значение для понимания деятельности психики до сих пор не совсем ясно.
Психотехнически обусловленное измененное состояние сознания достигается медитацией, которая представляет собой способ достижения желаемого состояния сознания путем применения особой техники.
Цель медитации заключается в сужении поля сознания настолько, чтобы отрезать его от внешнего мира. В состоянии медитации мозг человека ритмически реагирует на тот стимул, на котором сосредоточился человек. Есть несколько способов достижения этой цели: концентрация внимания на мыслях или физических ощущениях, использование ритмических танцев, сопровождающихся бесконечным повторением одного и того же слова, выполнение йоги, которая делает акцент на владении телесными позами и дыханием.
Некоторые люди достигают во время медитации даже такого уровня контроля, что могут по собственному желанию замедлять сокращения сердца или уменьшать потребление кислорода примерно до 20%.
Техника медитации широко популяризировалась на Западе как якобы эффективный метод решения психологических проблем. Нужно иметь в виду, что техника медитации является элементом восточной культуры и зачастую бывает используема в рамках различных оккультных сект. Пропагандирование техники медитации направлено на разложение традиционных форм сознания и подготавливает почву для всякого рода деструктивных, тоталитарных и сатанинских сект. Такого рода пропаганда под флагом свободы совести широко ведется в нашей стране и особую опасность представляет для молодых людей, многие из которых становятся жертвами тоталитарных сект.
|
|
Искусственно вызываемые измененные состояния сознания приводят к патологии сознания. Патологические состояния сознания достигаются с помощью потребления наркотиков, представляющих собой психотропные средства.
Самые распространенные психотропные средства, такие, как табак и алкоголь, не просто рекламируются, а навязываются населению России.
Табак по всем показателям (медицинскому, социальному и юридическому) относится к наркотическим веществам. Широкое распространение табака связано с тем, что табак, по сути, единственный наркотик, подходящий для массового применения. Прочие наркотики, обладая очень сильным воздействием на психику человека и его организм в целом, стремительно ведут к потере трудоспособности, к превращению человека в асоциального или социально опасного субъекта.
Табак же, духовно разлагая человека, незначительно сокращает жизнь и ограничивает трудоспособность. Наркотическая зависимость от никотина очень плохо поддается лечению. По данным статистики, лишь, 20—30% пытающихся излечиться не возобновляют курение к концу 12-ти месяцев после завершения лечения.
Алкоголь относится к нейродепрессантам. При небольших дозах алкоголя человек освобождается от некоторых внутренних тормозов, становится шумным и возбужденным, способным на поступки, на которые он никогда не отважился бы в иных обстоятельствах. Однако чем больше человек пьет, тем больше снижается активность его организма. Способность логически мыслить и принимать верные решения уменьшается до такой степени, что он вскоре становится неспособен оценить состояние, в котором находится.
|
|
Злоупотребление алкоголем приводит к необратимым изменениям в организме. Помимо разрушения жизнедеятельности всех органов, оно вызывает повышенное свертывание крови, закупоривание кровеносных капилляров, что разрушает клетки мозга, не получающих достаточного количества кислорода из крови, и приводит к резкому ослаблению умственных способностей. Результатом злоупотребления алкоголем является очень быстрое генетическое вырождение.
Широкое распространение получили такие наркотики, как марихуана, гашиш, ЛСД, мескалин, амфеталины, кокаин, героин и т.д.
О каком бы веществе такого рода ни шла речь, все они воздействуют на головной мозг, либо ускоряя передачу сенсорных сигналов, либо ее блокируя или видоизменяя, либо мешая некоторым центрам нормально выполнять свою функцию. Эти эффекты обусловлены их влиянием на нейромедиаторы — вещества, ответственные за передачу сигналов от одного нейрона к другому в синапсах.
Одни психотропные вещества фактически способны заменять эти нейромедиаторы, вызывая более значительные или качественно иные эффекты, другие — блокируют выделение медиаторов или, наоборот, ускоряют или настолько изменяют передачу сигналов, что мозг вскоре утрачивает способность их анализировать.
Не только многократное, но даже единичное употребление наркотика может вызвать зависимость от него, которая бывает физической или психологической. Наркотическая зависимость приводит человека в состояние закабаленности, он уже не может сознательно управлять своей жизнью и поведением, становится в буквальном смысле рабом своего болезненного пристрастия.
Когда имеет место физическая зависимость, функционирование нейромедиаторов изменяется так, что организм не может больше обходиться без наркотика, и если резко прекратить его введение, то возникает синдром абстиненции, иногда со смертельным исходом. Психологическая зависимость выражается в стремлении употреблять наркотик для удовольствия, которое он доставляет. При лишении наркотика и в этом случае может возникнуть синдром абстиненции.
Употребление психотропных веществ приводит к развитию толерантности, т.е. привыкания к ним: организм становится все более устойчивым к их воздействию и для достижения желаемого эффекта требуются все большие дозы. У человека, употребляющего наркотики, происходит не только разрушение физического здоровья, но умственная и моральная деградация.
Тема лекции: «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ»
План лекции:
1. Ощущения.
2. Восприятие.
3. Внимание.
4. Память.
5. Мышление.
Рекомендуемая литература:
1. Гипенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М.: ЧеРо, 1998.
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.
3. Дормышев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. — М.: Тривола, 1995.
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 1999.
5. Немое Р. С. Психология: Учеб. пособие. В 3-х кн. Кн. 1. — М.: Владос, 1997.
6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. — М.: Академия, 1998.
7. Психология: Учебник для вузов / Под ред. А.А. Крылова. — М.: Проспект, 1998.
8. Психология: Учебник для экономических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2000.
9. Психология эмоций. Тесты / Под ред. В. Вилюнаса. — М.: Изд-во МГУ, 1984.
10. Рубинштейн СЛ. Основы обшей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
11. Солсо Р.Л. Когнитивная психология / Пер. с англ. — М.: Тривола, 1996.
Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно — это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и т.п.
СЛ. Рубинштейн (1889-1960), российский психолог
Психика человека активна и существует как познавательная деятельность, направленная на познание мира, в котором живет человек. Познание как внутреннего мира человека, так и внешнего осуществляется с помощью таких психических процессов, как ощущение, восприятие, внимание, память, воображение и мышление.
Деление сознания на психические познавательные процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования, однако помогает в опытном изучении психики и разработке объяснительных схем.
1. Ощущения
Самыми простыми из всех психических явлений считаются ощущения, которые представляют собой осознаваемый психический образ или неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, поступающих из внешней или внутренней среды.
Способность к ощущению есть у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения имеются только у тех живых организмов, у которых есть головной мозг с высокоразвитой корой.
Ощущения как психические образы формируются в результате Деятельности сенсорной системы.
Сенсорная система — часть нервной системы, воспринимающая внешнюю для мозга информацию, передающая ее в мозг и анализирующая ее.
Основные функции сенсорной системы таковы: обнаружение сигналов, их различение, передача, преобразование и кодирование, а также создание сенсорного образа и его опознание (рис. 4). Информация, поступающая в мозг, используется для организации простых и сложных рефлекторных актов, а также для формирования психической деятельности.
Сенсорные системы формируются на основе деятельности соответствующих органов чувств. В соответствии с ними выделяется и модальность, т.е. качественная характеристика ощущений:
• зрительные;
• слуховые;
• обонятельные;
• тактильные;
• вкусовые;
• температурные;
• кинестетические, регулирующие движения.
Структура сенсорной системы | |||||||
Рецепторы, сосредоточенные в органах чувств или в теле человека, преобразующие энергию внешнего воздействия в нервные импульсы (сигналы) | Нервные пути, передающие нервные импульсы от рецепторов в мозг | Структуры мозга, занятые переработкой и анализом информации, состоящие из волокон белого вещества мозга и их окончаний, ансамблей нервных клеток сенсорной области коры полушарий | |||||
Р | Структура сенсорной системы | ||||||
Традиционно считается, что через зрение человек получает примерно 80% информации о внешнем мире, через слух — 15%, а на долю остальных модальностей приходятся оставшиеся 5%. Приведенные процентные соотношения нисколько не умаляют роль остальных модальностей в нашей жизни. Все ощущения жизненно необходимы. Но даже при повреждении или потере какого-либо анализатора его функции берут на себя другие модальности, причем успешность их работы повышается. Например, у человека, потерявшего зрение, обостряется чувство осязания и слух. Здесь проявляется эффект компенсации.
Классификацию ощущений можно проводить по разным основаниям. Английский физиолог И. Шеррингтон связал классификацию ощущений с информацией раздражителя о состоянии той или иной среды (рис. 5).
Деятельность сенсорных систем характеризуется такими свойствами, как адаптация, сенсибилизация и синестезия.
Адаптация — приспособление наших ощущений к средней фоновой величине внешних раздражителей. Например, вода в реке утром воспринимается как прохладная, а через некоторое время кажется теплой.
Понижая или повышая свою чувствительность, приноравливаясь к внешним условиям, сенсорная система выбирает исходный Уровень, относительно которого будет восприниматься интенсивность воздействия среды.
Сенсибилизация — повышение чувствительности под воздействием окружающей обстановки. Например, темной ночью на Улице человек гораздо чувствительнее к звукам и прочим внешним сигналам, чем в спокойной обстановке.
Синестезия проявляется в возникновении ощущений, присущих одной модальности при воздействии раздражителей другой. Например, «искры» в глазах от боли, звон при ударе по голове, эффект цветомузыки.
2. Восприятие
2.1. Основные характеристики процесса восприятия
Восприятие представляет собой более сложный психический познавательный процесс по сравнению с ощущением (табл. 2).
Таблица 2
Отличие восприятия от ощущения
Ощущение | Восприятие |
Способность ощущать дана всем живым организмам | Способность воспринимать мир в виде образов присуща только человеку и высшим животным |
Ощущения не воспринимаются как свойства предметов или явлений, существующих вне и независимо от нас | Восприятие соотносится с оформленной в виде предметов вне нас существующей действительностью |
Ощущения находятся в нас самих | Образы воспринимаемых предметов локализованы в пространстве |
Итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (яркости, громкости, равновесия) | В результате восприятия складывается образ предмета |
Для появления ощущения не требуется активность, направленная на его построение | Восприятие предполагает встречную активность субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию |
Отдельные ощущения как бы привязаны к специфическим сенсорным системам (анализаторам) | Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает скоординированную работу сразу нескольких сенсорных систем (анализаторов) |
Восприятие — целостный образ предметов и явлений, возникающий в результате синтеза ощущений. В процессе восприятия происходит выделение наиболее существенных и основных признаков предмета с одновременным отвлечением от несущественного для данной ситуации и сопоставление воспринятого с прежним опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движения глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа.
Восприятие может выступать в трех формах: сознательное восприятие в форме осмысленного и означенного (связанного с речью) синтеза ощущений, подпороговое восприятие, экстрасенсорное восприятие.
Психологи занимались преимущественно изучением сознательного восприятия, достигнув больших успехов в понимании механизмов и закономерностей процесса восприятия. При изучении восприятия психология базируется на результатах психофизиологии. Подпороговое и экстрасенсорное восприятие до последнего времени было выведено за рамки научного исследования в область так называемой парапсихологии.
Принципы, на основании которых ощущения объединяются в связные единства, наиболее полно были описаны и проанализированы школой гештальтпсихологии («гештальт» в немецком языке означает «форма», «структура») в лице таких психологов, как М. Вертгеймер (1880-1943), В. Келлер (1887-1967) и др.
Первый принцип организации восприятия состоит в том, что любой предмет или образ воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне. Наш мозг структурирует сигналы таким образом, что все, имеющее для нас какой-то смысл, расценивается как фигура, выступающая на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным. Это относится прежде всего к зрению, но также и к другим чувствам. Например, когда в общем шуме собрания кто-то произносит вашу фамилию, она сразу выступает как «фигура» на звуковом фоне. Такое же явление мы наблюдаем, когда улавливается запах розы, находясь среди группы курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.
Второй принцип организации восприятия заключается в целостности, проявляющейся в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, мелодия, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части.
Третий принцип организации восприятия — объединение (группировка) элементов. Элементы могут объединяться по разным признакам, например, таким, как близость, сходство, непрерывность (воображаемая) или симметрия.
Основные характеристики образов восприятия.
Предметность восприятия характеризуется способностью воспринимать мир в форме предметов, обладающих свойствами, выдающими данные ощущения.
Константность. Мир воспринимается не только как организованный, но также как постоянный и неизменный. За уже структурированными предметами наше восприятие сохраняет их размеры и цвет независимо от того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом зрения. Это хорошо видно из следующего эксперимента. Если смотреть на свои руки, расположенные таким образом, что левая находится в 20 см от лица, а правая протянута далеко вперед, то нам все-таки кажется, что их кисти одинакового размера. Однако достаточно разместить их друг за другом на одной прямой с глазами и сразу выявляется разница в величине соответствующих изображений на сетчатке.
Осмысленность восприятия проявляется в том, что восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. Швейцарский психолог Г. Роршарх установил, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро и т.п.) и только некоторые психические больные склонны воспринимать чернильные пятна как таковые.
2.2. Подпороговое восприятие
В ходе изучения ощущений было установлено, что для того чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение, необходимо, чтобы вызывающий его сигнал достиг определенной величины. Такая величина называется абсолютным нижним порогом ощущения, или порогом чувствительности.
Сигналы, поступающие из внешнего мира, для того чтобы быть воспринятыми, должны преодолеть физиологический порог. Не все сигналы, преодолевшие физиологический порог, воспринимаются на уровне сознания. Для того чтобы быть восприняты ми, сигналы должны затем превысить другой порог — порог вое приятия. Это порог сознательного опознания. Физиологически порог определен генетически и может изменяться только в звисимости от возраста или других физиологических факторов а порог восприятия, напротив, гораздо менее стабилен. Он зави сит от уровня бодрствования мозга, а также от внимания мозг к сигналу, который преодолел физиологический порог.
Что происходит со всей той информацией, которая осталась «порогом» восприятия? Исчезает ли она полностью или же оставляет след на уровне, недоступном непосредственно для сознания. Прохождение информации в область сознания представлено в еле дующей схеме.
Между физиологическим порогом и порогом восприятия существует зона чувствительности, в которой возбуждение рецепторов влечет за собой передачу сообщения, но оно не доходит до сознания. Какова же судьба этого сообщения?
Была выдвинута гипотеза о том, что в зоне под уровнем сознания — в подсознании — сигналы, воспринятые органами чувств, возможно, обрабатываются какими-то системами нашего мозга. Эти обработанные на уровне подсознания сигналы, синтезированные в неосознаваемые образы, вероятно, составляют резерв — источник спонтанно возникающих образов и свободных ассоциаций, играющих важную роль в активации организма, которая может проявляться, например, в сновидениях или во вспышке интуиции у творческих работников.
Такая гипотеза, по мнению некоторых психологов, позволит найти объяснение многим спорным явлениям, таким, как экстрасенсорное восприятие, осознание внутренней реальности в условиях сенсорной изоляции и т.д.
По-видимому, подпороговое восприятие позволяет организму отвечать на поступающие сигналы так, как он не смог бы ответить, если бы они были приняты и оценены сознанием. Именно эти особенности подпорогового восприятия используются в рекламе товаров и в воздействии на психику средств массовой информации.
2.3. Экстрасенсорное восприятие
К экстрасенсорному восприятию относят феномены трех типов
• ясновидение, или способность «угадывать» факты, недоступные для органов чувств;
• телепатия, или способность передавать информацию и воспринимать информацию другого человека на расстоянии, вне прямого контакта с ним;
• предвидение, или знания, предвосхищающие будущие события. Люди, обладающие экстрасенсорными способностями, сами объяснить их не могут.
Объяснения экстрасенсорному восприятию даются с разных несопоставимых позиций.
Одни психологи утверждают, что речь идет не о каких-то уникальных способностях, а скорее об особом развитии обычных возможностей, скрытых в каждом из нас. Они заостряют внимание на сходстве подпорогового и экстрасенсорного восприятия и считают, что в обоих случаях речь идет о восприятии сигналов, которые слишком слабы, чтобы дойти до уровня сознания, но все же способны оставить след, который мог бы быть воспринят людьми в определенные моменты и в определенном состоянии расслабленности и восприимчивости.
Другие ученые считают, что кроме обычных раздражений, адекватных нашим органам чувств, наши мозг и сердце могут воспринимать раздражения, исходящие из мозга и сердца других людей, животных и всей окружающей нас природы и, что важнее всего, из неведомого нам сверхчувственного мира.
Исследования сознания в трансперсональной психологии показали, что человеческая психика по своему существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему. Объяснение телепатии, ясновидения, с точки зрения трансперсональной психологии, заключается не в том, как возможны эти явления, а в том, как описать барьер, не позволяющий им происходить в любое время.
Большой интерес представляет объяснение коммуникации человека с другими индивидами и явлениями окружающей среды на основе концепции биосферы В.И. Вернадского. Биосфера как единый природный организм обладает своего рода «сенсорно-мозговой» деятельностью и соответствующей «памятью». Живые системы обладают биосенсорами, которые представляют собой естественные процессы переработки информации: они воспринимают еле уловимые стимулы и преобразуют их в электромагнитные импульсы или оптические сигналы. Электромагнитные волны и химические вещества переносят эту информацию о мире в завуалированном виде в рамках самой биосферы. Закодированные окружающего мира циркулируют в пространстве и могут оспроизводиться в измененных состояниях сознания человека — в трансперсональных переживаниях, в гипнотическом трансе, экстазе, а также давать возможность человеку в определенных условиях «считывать» эту информацию, что и позволяет объяснить феномен экстрасенсорного восприятия.
Наличие многих объяснений экстрасенсорного восприятия свидетельствует о трудностях познания психических процессов.
Помимо экстрасенсорного восприятия, психология органов чувств до настоящего времени не способна объяснить до конца, каким образом вся информация, в том числе абстрактные знания (к примеру, схемы мышления, интуиция, гештальтструктуры восприятия и т.п.), которыми мы располагаем, могут поступать через рецепторы.
Факты свидетельствуют о том, что часть того, что входит в образы, формируемые в процессе восприятия, напрямую с действительностью не связана, что требует создания такой теории восприятия, которая бы удовлетворительно объясняла множество имеющихся фактов.
3. Внимание
Внимание представляет собой такой познавательный процесс, в отношении которого среди психологов не существует согласованных позиций. Одни психологи утверждают, что внимания как особого, независимого процесса не существует. Внимание выступает как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности. Например, для зрительного восприятия внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для памяти внимание выступает как фактор, способствующий удержанию нужной информации в кратковременной и оперативной памяти и переводу ее в долговременную память. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. Другие психологи полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.