Курс лекций по психологии 4 страница

Самосознание связано с ощущением своей единственности, которая поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: каждый психически здоровый человек помнит о про­шлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.

Главная функция самосознания — сделать доступными для че­ловека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле.

7. Состояния сознания

Одним из путей исследования сознания является исследование его состояний и их изменений.

В психологии традиционно изучались два состояния сознания: состояние бодрствования, или активное состояние, и сон, рассмат­риваемый как период отдыха.

В современной психологии для характеристики сознания вве­дено понятие «измененные состояния сознания», которое обозначает способ приспособления сознания к изменению внешних и внутренних Условий.

Измененные состояния сознания подразделяются на спонтан­но возникающие, искусственно вызываемые и психотехнически обусловленные.

Спонтанно возникающие изменения состояния сознания появля­ются при обычных для данного человека условиях (например, при засыпании либо при значительном перенапряжении), а также в необычных или экстремальных условиях жизни и работы здо­рового человека.

Искусственно вызываемые измененные состояния сознания воз­никают под воздействием психоактивных средств (алкоголя, нар­котиков) либо психоактивных процедур (сенсорная изоляция или сенсорная перегрузка).

Психотехнически обусловленные измененные состояния сознания сопровождают процессы психической регуляции или саморегуля­ции в современной психотерапии, а также при применении осо­бой психотехники.

Рассмотрим спонтанно возникающие изменения состояния со­знания на примере бодрствования и сна.

Психотехнически обусловленные изменения состояния созна­ния покажем на примере применения психотехники медитации.

Бодрствованиенормальное состояние сознания, соответству­ющее активации всего организма. Восприятие внешнего мира и со­бытий в нем, действия человека в значительной степени зависят от состояния сознания — от того, напряжен человек или нет, воз­бужден или находится в дремоте. Обработка информации меня­ется, подчас очень существенно, в зависимости от уровня бодр­ствования и от готовности к восприятию сигналов (рис. 1).

Сон Сильная

Слабая активация активация

Рис. 1. Зависимость эффективности поведения от уровня бодрствования

Согласно закону Йеркса—Додеона, поведение человека будет тем эффективнее, чем ближе его уровень бодрствования к некоторому оптимому — он не должен быть ни слишком низким, ни слишком высоким. При низких уровнях готовность человека к дей­ствию постепенно уменьшается и вскоре он засыпает, а при бо­лее высоких он становится взволнованным и его поведение мо­жет даже полностью дезорганизоваться.

В среднем организм человека функционирует примерно с та­ким чередованием: 16 часов бодрствования, 8 часов сна. Этот 24-ча­совой (с небольшими вариациями) цикл управляется внутренним контрольным механизмом, называемым биологические часы.

На первый взгляд кажется, что сон и бодрствование являются противоположными состояниями сознания. Однако оба эти состо­яния имеют много общего:

• мы думаем, когда спим, видим сновидения, хотя тип мыш­ления во сне отличен от типа мышления при бодрствовании;

• мы запоминаем события во сне и можем пересказать их во время бодрствования; некоторые сны помнятся всю жизнь;

• сон не является абсолютным покоем. Мы двигаемся во сне;

• во сне мы не отключаемся от внешней информации и гото­вы к приему определенных сигналов, например мать моменталь­но реагирует на плач младенца;

• сон не уничтожает наших планов. Так, некоторые люди пла­нируют время пробуждения и просыпаются в намеченный час.

Строгой границы между сном и бодрствованием по наличию психических процессов, протекающих в этих состояниях, нет.

Долгое время полагали, что сон — это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходо­ванные в период бодрствования. Было замечено, что недостаток сна существенно сказывается на поведении: после нескольких су­ток без сна возникали галлюцинации, терялась способность нор­мально воспринимать стимулы из внешнего мира и т.п.

Сейчас известно, что сон — не просто восстановительный пе­риод для организма, а представляет собой состояние первостепен­ной важности для сохранения нормального состояния сознания. Мозг во время сна продолжает активно функционировать.

Сон вовсе не однородное состояние, а сложный психический процесс, включающий в себя стадии медленноволнового и парадок­сального сна.

Медленноволновой («медленный») сон составляет 80% обще­го времени сна. При погружении человека в медленный сон рит­мы сердца и дыхания замедляются, мышцы расслабляются и орга­низм в максимальной степени восстанавливает свои силы.

Парадоксальный сон занимает 20% времени, сопровождается падением мышечного тонуса с возрастанием деятельности мозга

и быстрыми движениями глаз. Все сновидения приходятся на период парадоксального сна. Парадоксальный сон так же необхо­дим организму, как и глубокий сон, хотя его значение для пони­мания деятельности психики до сих пор не совсем ясно.

Психотехнически обусловленное измененное состояние сознания достигается медитацией, которая представляет собой способ дос­тижения желаемого состояния сознания путем применения осо­бой техники.

Цель медитации заключается в сужении поля сознания настоль­ко, чтобы отрезать его от внешнего мира. В состоянии медитации мозг человека ритмически реагирует на тот стимул, на котором со­средоточился человек. Есть несколько способов достижения этой цели: концентрация внимания на мыслях или физических ощу­щениях, использование ритмических танцев, сопровождающихся бесконечным повторением одного и того же слова, выполнение йоги, которая делает акцент на владении телесными позами и ды­ханием.

Некоторые люди достигают во время медитации даже такого уровня контроля, что могут по собственному желанию замедлять сокращения сердца или уменьшать потребление кислорода при­мерно до 20%.

Техника медитации широко популяризировалась на Западе как якобы эффективный метод решения психологических проблем. Нужно иметь в виду, что техника медитации является элементом восточной культуры и зачастую бывает используема в рамках раз­личных оккультных сект. Пропагандирование техники медитации направлено на разложение традиционных форм сознания и под­готавливает почву для всякого рода деструктивных, тоталитарных и сатанинских сект. Такого рода пропаганда под флагом свободы совести широко ведется в нашей стране и особую опасность пред­ставляет для молодых людей, многие из которых становятся жер­твами тоталитарных сект.

Искусственно вызываемые измененные состояния сознания приводят к патологии сознания. Патологические состояния созна­ния достигаются с помощью потребления наркотиков, представля­ющих собой психотропные средства.

Самые распространенные психотропные средства, такие, как табак и алкоголь, не просто рекламируются, а навязываются на­селению России.

Табак по всем показателям (медицинскому, социальному и юри­дическому) относится к наркотическим веществам. Широкое рас­пространение табака связано с тем, что табак, по сути, единствен­ный наркотик, подходящий для массового применения. Прочие наркотики, обладая очень сильным воздействием на психику че­ловека и его организм в целом, стремительно ведут к потере тру­доспособности, к превращению человека в асоциального или со­циально опасного субъекта.

Табак же, духовно разлагая человека, незначительно сокраща­ет жизнь и ограничивает трудоспособность. Наркотическая зави­симость от никотина очень плохо поддается лечению. По данным статистики, лишь, 20—30% пытающихся излечиться не возобнов­ляют курение к концу 12-ти месяцев после завершения лечения.

Алкоголь относится к нейродепрессантам. При небольших дозах алкоголя человек освобождается от некоторых внутренних тормозов, становится шумным и возбужденным, способным на поступки, на которые он никогда не отважился бы в иных обсто­ятельствах. Однако чем больше человек пьет, тем больше снижа­ется активность его организма. Способность логически мыслить и принимать верные решения уменьшается до такой степени, что он вскоре становится неспособен оценить состояние, в котором находится.

Злоупотребление алкоголем приводит к необратимым измене­ниям в организме. Помимо разрушения жизнедеятельности всех органов, оно вызывает повышенное свертывание крови, закупо­ривание кровеносных капилляров, что разрушает клетки мозга, не получающих достаточного количества кислорода из крови, и при­водит к резкому ослаблению умственных способностей. Результа­том злоупотребления алкоголем является очень быстрое генети­ческое вырождение.

Широкое распространение получили такие наркотики, как марихуана, гашиш, ЛСД, мескалин, амфеталины, кокаин, геро­ин и т.д.

О каком бы веществе такого рода ни шла речь, все они воздей­ствуют на головной мозг, либо ускоряя передачу сенсорных сиг­налов, либо ее блокируя или видоизменяя, либо мешая некото­рым центрам нормально выполнять свою функцию. Эти эффек­ты обусловлены их влиянием на нейромедиаторы — вещества, ответственные за передачу сигналов от одного нейрона к другому в синапсах.

Одни психотропные вещества фактически способны заменять эти нейромедиаторы, вызывая более значительные или качествен­но иные эффекты, другие — блокируют выделение медиаторов или, наоборот, ускоряют или настолько изменяют передачу сиг­налов, что мозг вскоре утрачивает способность их анализировать.

Не только многократное, но даже единичное употребление наркотика может вызвать зависимость от него, которая бывает физической или психологической. Наркотическая зависимость приводит человека в состояние закабаленности, он уже не может сознательно управлять своей жизнью и поведением, становится в буквальном смысле рабом своего болезненного пристрастия.

Когда имеет место физическая зависимость, функционирова­ние нейромедиаторов изменяется так, что организм не может боль­ше обходиться без наркотика, и если резко прекратить его введе­ние, то возникает синдром абстиненции, иногда со смертельным исходом. Психологическая зависимость выражается в стремлении употреблять наркотик для удовольствия, которое он доставляет. При лишении наркотика и в этом случае может возникнуть син­дром абстиненции.

Употребление психотропных веществ приводит к развитию толерантности, т.е. привыкания к ним: организм становится все более устойчивым к их воздействию и для достижения желаемого эффекта требуются все большие дозы. У человека, употребляющего наркотики, происходит не только разрушение физического здо­ровья, но умственная и моральная деградация.

Тема лекции: «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ»

План лекции:

1. Ощущения.

2. Восприятие.

3. Внимание.

4. Память.

5. Мышление.

Рекомендуемая литература:

1. Гипенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лек­ций. - М.: ЧеРо, 1998.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.

3. Дормышев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. — М.: Тривола, 1995.

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 1999.

5. Немое Р. С. Психология: Учеб. пособие. В 3-х кн. Кн. 1. — М.: Владос, 1997.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. — М.: Академия, 1998.

7. Психология: Учебник для вузов / Под ред. А.А. Крылова. — М.: Проспект, 1998.

8. Психология: Учебник для экономических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2000.

9. Психология эмоций. Тесты / Под ред. В. Вилюнаса. — М.: Изд-во МГУ, 1984.

10. Рубинштейн СЛ. Основы обшей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

11. Солсо Р.Л. Когнитивная психология / Пер. с англ. — М.: Три­вола, 1996.

Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно — это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и т.п.

СЛ. Рубинштейн (1889-1960), российский психолог

Психика человека активна и существует как познавательная деятельность, направленная на познание мира, в котором живет человек. Познание как внутреннего мира человека, так и внеш­него осуществляется с помощью таких психических процессов, как ощущение, восприятие, внимание, память, воображение и мыш­ление.

Деление сознания на психические познавательные процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования, однако помо­гает в опытном изучении психики и разработке объяснительных схем.

1. Ощущения

Самыми простыми из всех психических явлений считаются ощущения, которые представляют собой осознаваемый психический образ или неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки центральной нервной системой значимых раз­дражителей, поступающих из внешней или внутренней среды.

Способность к ощущению есть у всех живых существ, облада­ющих нервной системой. Осознаваемые ощущения имеются толь­ко у тех живых организмов, у которых есть головной мозг с вы­сокоразвитой корой.

Ощущения как психические образы формируются в результате Деятельности сенсорной системы.

Сенсорная система — часть нервной системы, воспринимаю­щая внешнюю для мозга информацию, передающая ее в мозг и ана­лизирующая ее.

Основные функции сенсорной системы таковы: обнаружение сигналов, их различение, передача, преобразование и кодирование, а так­же создание сенсорного образа и его опознание (рис. 4). Информа­ция, поступающая в мозг, используется для организации простых и сложных рефлекторных актов, а также для формирования пси­хической деятельности.

Сенсорные системы формируются на основе деятельности со­ответствующих органов чувств. В соответствии с ними выделяет­ся и модальность, т.е. качественная характеристика ощущений:

• зрительные;

• слуховые;

• обонятельные;

• тактильные;

• вкусовые;

• температурные;

• кинестетические, регулирующие движения.

  Структура сенсорной системы  
               
Рецепторы, сосредоточенные в органах чувств или в теле человека, преобразующие энергию внешнего воздействия в нервные импульсы (сигналы)   Нервные пути, передающие нервные импульсы от рецепторов в мозг   Структуры мозга, занятые переработкой и анализом информации, состоящие из волокон белого вещества мозга и их окончаний, ансамблей нервных клеток сенсорной области коры полушарий
  Р   Структура сенсорной системы  
               

Традиционно считается, что через зрение человек получает примерно 80% информации о внешнем мире, через слух — 15%, а на долю остальных модальностей приходятся оставшиеся 5%. Приведенные процентные соотношения нисколько не умаляют роль остальных модальностей в нашей жизни. Все ощущения жиз­ненно необходимы. Но даже при повреждении или потере како­го-либо анализатора его функции берут на себя другие модально­сти, причем успешность их работы повышается. Например, у человека, потерявшего зрение, обостряется чувство осязания и слух. Здесь проявляется эффект компенсации.

Классификацию ощущений можно проводить по разным осно­ваниям. Английский физиолог И. Шеррингтон связал классифи­кацию ощущений с информацией раздражителя о состоянии той или иной среды (рис. 5).

Деятельность сенсорных систем характеризуется такими свой­ствами, как адаптация, сенсибилизация и синестезия.

Адаптация — приспособление наших ощущений к средней фоновой величине внешних раздражителей. Например, вода в реке утром воспринимается как прохладная, а через некоторое время кажется теплой.

Понижая или повышая свою чувствительность, приноравлива­ясь к внешним условиям, сенсорная система выбирает исходный Уровень, относительно которого будет восприниматься интенсив­ность воздействия среды.

Сенсибилизация — повышение чувствительности под воздей­ствием окружающей обстановки. Например, темной ночью на Улице человек гораздо чувствительнее к звукам и прочим внешним сигналам, чем в спокойной обстановке.

Синестезия проявляется в возникновении ощущений, прису­щих одной модальности при воздействии раздражителей другой. Например, «искры» в глазах от боли, звон при ударе по голове, эффект цветомузыки.

2. Восприятие

2.1. Основные характеристики процесса восприятия

Восприятие представляет собой более сложный психический познавательный процесс по сравнению с ощущением (табл. 2).

Таблица 2

Отличие восприятия от ощущения

Ощущение Восприятие
Способность ощущать дана всем живым организмам Способность воспринимать мир в виде образов присуща только человеку и высшим животным
Ощущения не воспринимаются как свойства предметов или явлений, существующих вне и независимо от нас Восприятие соотносится с оформленной в виде предметов вне нас существу­ющей действительностью
Ощущения находятся в нас самих Образы воспринимаемых предметов локализованы в пространстве
Итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (яркости, громкости, равновесия) В результате восприятия складывается образ предмета
Для появления ощущения не требуется активность, направленная на его по­строение Восприятие предполагает встречную активность субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию
Отдельные ощущения как бы привя­заны к специфическим сенсорным системам (анализаторам) Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает скоординированную работу сразу нес­кольких сенсорных систем (анализа­торов)

Восприятие — целостный образ предметов и явлений, возника­ющий в результате синтеза ощущений. В процессе восприятия про­исходит выделение наиболее существенных и основных призна­ков предмета с одновременным отвлечением от несущественного для данной ситуации и сопоставление воспринятого с прежним опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный ком­понент (ощупывание предметов рукой, движения глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятель­ность мозга по синтезу целостного образа.

Восприятие может выступать в трех формах: сознательное вос­приятие в форме осмысленного и означенного (связанного с ре­чью) синтеза ощущений, подпороговое восприятие, экстрасенсор­ное восприятие.

Психологи занимались преимущественно изучением сознатель­ного восприятия, достигнув больших успехов в понимании меха­низмов и закономерностей процесса восприятия. При изучении восприятия психология базируется на результатах психофизиоло­гии. Подпороговое и экстрасенсорное восприятие до последнего времени было выведено за рамки научного исследования в область так называемой парапсихологии.

Принципы, на основании которых ощущения объединяются в связные единства, наиболее полно были описаны и проанали­зированы школой гештальтпсихологии («гештальт» в немецком языке означает «форма», «структура») в лице таких психологов, как М. Вертгеймер (1880-1943), В. Келлер (1887-1967) и др.

Первый принцип организации восприятия состоит в том, что любой предмет или образ воспринимается как фигура, выделяюща­яся на каком-то фоне. Наш мозг структурирует сигналы таким об­разом, что все, имеющее для нас какой-то смысл, расценивается как фигура, выступающая на некотором фоне, а сам фон воспринима­ется гораздо менее структурированным. Это относится прежде всего к зрению, но также и к другим чувствам. Например, когда в общем шуме собрания кто-то произносит вашу фамилию, она сра­зу выступает как «фигура» на звуковом фоне. Такое же явление мы наблюдаем, когда улавливается запах розы, находясь среди группы курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.

Второй принцип организации восприятия заключается в целост­ности, проявляющейся в том, что наш мозг всегда старается свес­ти фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным кон­туром. Поэтому, когда предмет, мелодия, слово или фраза представ­лены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части.

Третий принцип организации восприятия — объединение (груп­пировка) элементов. Элементы могут объединяться по разным признакам, например, таким, как близость, сходство, непрерыв­ность (воображаемая) или симметрия.

Основные характеристики образов восприятия.

Предметность восприятия характеризуется способностью вос­принимать мир в форме предметов, обладающих свойствами, вы­дающими данные ощущения.

Константность. Мир воспринимается не только как организованный, но также как постоянный и неизменный. За уже структурированными предметами наше восприятие сохраняет их раз­меры и цвет независимо от того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом зрения. Это хорошо видно из следу­ющего эксперимента. Если смотреть на свои руки, расположен­ные таким образом, что левая находится в 20 см от лица, а правая протянута далеко вперед, то нам все-таки кажется, что их кисти одинакового размера. Однако достаточно разместить их друг за другом на одной прямой с глазами и сразу выявляется разница в величине соответствующих изображений на сетчатке.

Осмысленность восприятия проявляется в том, что восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. Швейцарский психолог Г. Роршарх установил, что даже бессмыс­ленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то ос­мысленное (собака, облако, озеро и т.п.) и только некоторые пси­хические больные склонны воспринимать чернильные пятна как таковые.

2.2. Подпороговое восприятие

В ходе изучения ощущений было установлено, что для того чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств воз­никло ощущение, необходимо, чтобы вызывающий его сигнал достиг определенной величины. Такая величина называется абсо­лютным нижним порогом ощущения, или порогом чувствитель­ности.

Сигналы, поступающие из внешнего мира, для того чтобы быть воспринятыми, должны преодолеть физиологический порог. Не все сигналы, преодолевшие физиологический порог, воспри­нимаются на уровне сознания. Для того чтобы быть восприняты ми, сигналы должны затем превысить другой порог — порог вое приятия. Это порог сознательного опознания. Физиологически порог определен генетически и может изменяться только в звисимости от возраста или других физиологических факторов а порог восприятия, напротив, гораздо менее стабилен. Он зави сит от уровня бодрствования мозга, а также от внимания мозг к сигналу, который преодолел физиологический порог.

Что происходит со всей той информацией, которая осталась «порогом» восприятия? Исчезает ли она полностью или же оставляет след на уровне, недоступном непосредственно для сознания. Прохождение информации в область сознания представлено в еле дующей схеме.

Между физиологическим порогом и порогом восприятия су­ществует зона чувствительности, в которой возбуждение рецепто­ров влечет за собой передачу сообщения, но оно не доходит до сознания. Какова же судьба этого сообщения?

Была выдвинута гипотеза о том, что в зоне под уровнем созна­ния — в подсознании — сигналы, воспринятые органами чувств, возможно, обрабатываются какими-то системами нашего мозга. Эти обработанные на уровне подсознания сигналы, синтезирован­ные в неосознаваемые образы, вероятно, составляют резерв — ис­точник спонтанно возникающих образов и свободных ассоциаций, играющих важную роль в активации организма, которая может проявляться, например, в сновидениях или во вспышке интуиции у творческих работников.

Такая гипотеза, по мнению некоторых психологов, позволит найти объяснение многим спорным явлениям, таким, как экст­расенсорное восприятие, осознание внутренней реальности в ус­ловиях сенсорной изоляции и т.д.

По-видимому, подпороговое восприятие позволяет организму отвечать на поступающие сигналы так, как он не смог бы отве­тить, если бы они были приняты и оценены сознанием. Именно эти особенности подпорогового восприятия используются в рек­ламе товаров и в воздействии на психику средств массовой инфор­мации.

2.3. Экстрасенсорное восприятие

К экстрасенсорному восприятию относят феномены трех типов

ясновидение, или способность «угадывать» факты, недоступные для органов чувств;

телепатия, или способность передавать информацию и вос­принимать информацию другого человека на расстоянии, вне пря­мого контакта с ним;

предвидение, или знания, предвосхищающие будущие события. Люди, обладающие экстрасенсорными способностями, сами объяснить их не могут.

Объяснения экстрасенсорному восприятию даются с разных несопоставимых позиций.

Одни психологи утверждают, что речь идет не о каких-то уникальных способностях, а скорее об особом развитии обычных возможностей, скрытых в каждом из нас. Они заостряют внимание на сходстве подпорогового и экстрасенсорного восприятия и считают, что в обоих случаях речь идет о восприятии сигналов, ко­торые слишком слабы, чтобы дойти до уровня сознания, но все же способны оставить след, который мог бы быть воспринят людь­ми в определенные моменты и в определенном состоянии расслаб­ленности и восприимчивости.

Другие ученые считают, что кроме обычных раздражений, адекватных нашим органам чувств, наши мозг и сердце могут воспринимать раздражения, исходящие из мозга и сердца дру­гих людей, животных и всей окружающей нас природы и, что важ­нее всего, из неведомого нам сверхчувственного мира.

Исследования сознания в трансперсональной психологии по­казали, что человеческая психика по своему существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему. Объяснение телепатии, ясновидения, с точки зрения трансперсональной психологии, заключается не в том, как возможны эти явления, а в том, как опи­сать барьер, не позволяющий им происходить в любое время.

Большой интерес представляет объяснение коммуникации че­ловека с другими индивидами и явлениями окружающей среды на основе концепции биосферы В.И. Вернадского. Биосфера как еди­ный природный организм обладает своего рода «сенсорно-мозго­вой» деятельностью и соответствующей «памятью». Живые систе­мы обладают биосенсорами, которые представляют собой есте­ственные процессы переработки информации: они воспринимают еле уловимые стимулы и преобразуют их в электромагнитные импульсы или оптические сигналы. Электромагнитные волны и химические вещества переносят эту информацию о мире в завуалированном виде в рамках самой биосферы. Закодированные окружающего мира циркулируют в пространстве и могут оспроизводиться в измененных состояниях сознания человека — в трансперсональных переживаниях, в гипнотическом трансе, эк­стазе, а также давать возможность человеку в определенных ус­ловиях «считывать» эту информацию, что и позволяет объяснить феномен экстрасенсорного восприятия.

Наличие многих объяснений экстрасенсорного восприятия свидетельствует о трудностях познания психических процессов.

Помимо экстрасенсорного восприятия, психология органов чувств до настоящего времени не способна объяснить до конца, каким образом вся информация, в том числе абстрактные знания (к примеру, схемы мышления, интуиция, гештальтструктуры вос­приятия и т.п.), которыми мы располагаем, могут поступать че­рез рецепторы.

Факты свидетельствуют о том, что часть того, что входит в об­разы, формируемые в процессе восприятия, напрямую с действи­тельностью не связана, что требует создания такой теории воспри­ятия, которая бы удовлетворительно объясняла множество имею­щихся фактов.

3. Внимание

Внимание представляет собой такой познавательный процесс, в отношении которого среди психологов не существует согласо­ванных позиций. Одни психологи утверждают, что внимания как особого, независимого процесса не существует. Внимание высту­пает как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности. Например, для зрительного восприя­тия внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для памяти внимание выступает как фактор, способствующий удержанию нужной информации в кратковременной и оперативной памяти и переводу ее в долго­временную память. Для мышления внимание выступает как обя­зательный фактор правильного понимания и решения задачи. Дру­гие психологи полагают, что внимание представляет собой впол­не независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: