Курс лекций по психологии 3 страница

Мозг, действуя на основе голографического принципа, содер­жит в каждой своей точке всю информацию подобно тому, как го­лограмма содержит в каждой своей части все изображения.

К. Прибрам, как и выдающийся физик Д. Бом, полагает, что не только мозг, но и вся Вселенная голографична. Бом описыва­ет природу реальности вообще и сознания в частности как нераз­рывное целое, вовлеченное в бесконечный процесс изменения — холодвижение. И жизнь, и неодушевленная материя имеют общее основание в холодвижении, которое является их первичным и уни­версальным первоисточником. Поэтому психика человека связана со всей Вселенной и каждый человеческий мозг является элементом большой голограммы, имеющей доступ ко всей информации.

Трансперсональная психология, основываясь на холотропных принципах, исследовала измененные состояния сознания и при­шла к выводу, что человеку и его психике присуща странная двой­ственность: психика может попеременно функционировать то в режиме хилотропного сознания (от греческого слова «хиле» — ма­терия, т.е. сознания, непосредственно связанного с обработкой мозгом информации, поступающей из внешнего мира), то в ре­жиме холотропного сознания, достигаемого в результате медитации, специального дыхания или употребления психоделиков.

Материалистическая психология ограничивается изучением только хилотропного состояния психики. В этом состоянии чело­век осознает себя как отдельный организм с четкими границами и ограниченным чувственным диапазоном восприятия, живущим в трехмерном пространстве и линейном времени в мире матери­альных объектов. В холотропном состоянии человек может фун­кционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и причинности. Иссле­дование измененных состояний сознания привело психологов к выводу, что каждый из нас имеет информацию обо всей Все­ленной, обо всем существующем, каждый имеет потенциальный доступ ко всем ее частям.

В соответствии с духовно ориентированным подходом психика не является естественным продуктом развития материи, а пред­ставляет собой воплощение в ней духовного начала, которое ожи­вотворяет материю и направляет ее развитие. Развитие психики рассматривается с позиций номогенеза — целенаправленного раз­вития от простейших организмов к человеку, в соответствии с за­мыслом Высшего разума — Творца Вселенной.

Концепция номогенеза на научном уровне впервые была сформу­лирована основоположником эмбриологии К.Э. фон Бэром в 1834 г. в докладе «Всеобщий закон природы, проявляющийся во всяком развитии». На основе изучения громадного фактического матери­ала, Бэр сформулировал эмпирическое обобщение, которое до сих пор никто не опроверг: в истории живой природы четко просле­живается эволюция от массивных, неповоротливых, богатых кос­ным веществом, вообще более «материальных» форм живых орга­низмов к более организованным и подвижным: «Всегда более под­вижные животные исторически следовали за менее подвижными, а имеющие более высокие духовные задатки — за теми, у кого была более развита вегетативная жизнь».

Рассмотрев возможность происхождения человека от обезьяны «естественным путем», т.е. путем случайных изменений и действия естественного отбора, он отвергает это предположение в силу его научной несостоятельности.

К.Э. фон Бэр приходит к выводу: «Вся история природы явля­ется только историей, идущей вперед победы духа над материей».

Именно эту идею фон Бэр считал «основной идеей Творения» и всеобщим законом природы, проявляющимся во всяком разви­тии. К.Э. фон Бэр так комментирует этот закон: «Всюду естество­знание, как только оно возвышается над рассмотрением деталей, приводит к этой основной идее. Как же можно думать (что часто в действительности и бывает), будто наука должна, напротив, ве­сти к материализму? Конечно, материя является той почвой, на которой естествознание движется вперед, но пользуясь ею исклю­чительно в качестве опоры».

Сущность материи определяет движение. В живых организмах движение, лежащее в основе их психических явлений, произво­дится и определяется духом жизни, энергией духа, которая исте­кает от Высшего разума. Эта энергия есть источник жизни и в при­роде; поскольку в ней присутствует движение, то в природе нет ничего мертвого, что подтверждает генетическая связь между орга­нической и неорганической природой, раскрываемая современной наукой.

«То, что нам кажется мертвым, — утверждает крупнейший фи­зик XX в., лауреат Нобелевской премии М. Борн, — мертвым, как камень, на самом деле находится в вечном движении». Духовной энергией проникнута вся неорганическая природа, все миро­здание. Но только в высших формах развития эта энергия дости­гает значения свободного самосознающего духа.

В современной психологии все более активно обсуждаются проблемы духовной основы мира. Признание духовной основы мира и системности мироздания расширяют возможности позна­ния психики человека и самого феномена бытия человека. Такое признание приводит к новому пониманию того, что деятельнос­тью мозговой коры мышление не ограничивается и в ней не за­канчивается (В.Ф. Войно-Ясенецкий «Дух, душа и тело»), что коллективное бессознательное содержит психический материал, не возникающий в личном опыте (К.Г. Юнг «Психология бессозна­тельного»), что духовная сфера человека открыта не только энер­гии Земли и космоса, но и духовной сфере более высокого порядка (В.Д. Шадриков «Духовные способности»). Это позволяет выска­зать предположение о существовании психосферы как единства духовной сферы Земли и духовной сферы более высокого порядка.

Конечно, как отмечается в учебнике «Психология» под редак­цией А.А. Крылова, названные проблемы очень сложны. Они пря­мо связаны с вечными проблемами бессмертия души и смысла жизни. Это главные проблемы теории психологии ближайшего будущего.

2. Структура психики человека

Психика человека представляет собой весьма сложную систе­му, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. Основным свойством психики является ее системность, целостность и нерасчлененность.

Психика как система обладает определенной организацией. В ней выделяют психические процессы, психические свойства и психические состояния.

Психические процессы — это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Они подразделяются на познавательные, регулятивные и коммуникативные процессы.

Познавательные психические процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Они включают в себя сен­сорно-перцептивные процессы (ощущение и восприятие), процес­сы памяти и воображения, процесс мышления.

Процессы психической регуляции обеспечивают направленность, интенсивность и временную организацию поведения. К ним от­носятся процессы мотивации, целеполагания, принятия решений, процессы контроля, эмоциональные и волевые процессы.

Процессом, связывающим познавательную и психорегулятивную сферу психики, является внимание, которое обеспечивает избира­тельность отражения, запоминания и переработки информации.

Коммуникативные процессы обеспечивают общение между людь­ми, выражение и понимание мыслей и чувств. Они представлены в речи и невербальном общении — передаче информации с помо­щью мимики, поз, жестов, взгляда, интонации, громкости и вы­соты голоса, дистанции общения и т.д.

Психические свойства — индивидуально-психологические особен­ности, определяющие постоянные способы взаимодействия челове­ка с миром.

Как и любая система, психика человека обладает психически­ми свойствами, имеющими индивидуальную меру выраженности. Эти свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием внешних воздействий, опыта деятельности и биологических факторов.

К психическим свойствам относят темперамент, характер, спо­собности личности.

Психическое состояние — внутренняя целостная характеристи­ка индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Выделяют следующие основные характеристики психических со­стояний:

• эмоциональные (тревога, радость, печаль и др.);

• активационные (активность, пассивность);

• тонические (бодрость, угнетенность);

• временные (длительность состояния).

Все формы психических явлений взаимосвязаны между собой и переходят одна в другую. Например, такой сложный психический процесс, как мышление, в зависимости от объекта и условий может вызвать состояние усталости и пассивности или возбужде­ния и активности. Если человеку в процессе его деятельности (например, студенту) приходится систематически изучать новый материал и решать задачи, то различные психические состояния, связанные с процессом мышления, обобщаются и становятся ус­тойчивым психическим свойством его личности, выражающемся в мыслительных способностях. Человек с развитым мышлением может мобилизовать внимание, активизировать память, преодо­леть усталость.

Во всех формах психических явлений выступают в неразрыв­ном единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребно­стями. Даже в таком относительно простом психическом процес­се, как ощущение, могут иметь место осознание и оценка пред­мета, воздействующего на соответствующий орган, переживание, вызванное раздражением, и регуляция практических действий. С еще большей очевидностью выступает единство человеческой психики в более сложных формах ее проявления.

Психические процессы, состояния и свойства образуют основ­ной понятийный «каркас», на котором строится здание современ­ной психологии.

Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются им, кроме сознания у человека есть и бессознатель­ное. В структуре психики человека с точки зрения осознаваемости психических явлений выделяют бессознательное, подсознание, предсознание, сознание и сверхсознание (рис. 1).

Первоначальный уровень психики является бессознательным. Бессознательное представлено в форме индивидуального бессо­знательного и коллективного бессознательного. Индивидуальное бессознательное связано главным образом с инстинктами, к кото­рым относятся инстинкты самосохранения, размножения, тер­риториальный и т.д. Концепция коллективного бессознательного была разработана в 30-40-е гг. XX в. швейцарским психологом К.Г. Юнгом, который в работе «Структура души» и в ряде других утверждал, что в недрах человеческой души живет память об ис­тории всего человеческого рода, что в человеке, кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его да­леких предков. Коллективное бессознательное, в отличие от ин­дивидуального (личностного бессознательного), идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. Юнг образно сравнивает коллективное бессознательное с морем, которое является как бы предпосылкой каждой волны.

Так и коллективное
бессознательное является предпосылкой каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

Рис. 1. Структура психики человека

Коллективное бессознательное выражается в архетипах — древ­нейших психических первообразах, непосредственно воплощен­ных в мифах.

К подсознанию относятся те представления, желания, устрем­ления, которые ушли из сознания или же были восприняты пси­хикой в форме сигналов, но не были допущены в сферу сознания.

Образы подсознания могут быть актуализированы. Например, человек может совершенно непроизвольно вспомнить какое-то свое ошушение, чувство, мысль, казалось бы, давно забытые.

Предсознание представляет собой промежуточное психическое состояние между бессознательным и сознанием, существующее в форме «потока сознания» — спонтанного течения мыслей, об­разов и ассоциаций. Уровень предсознания представлен также и эмоциями, характеризующимися большим разнообразием.

Сознание как компонент психики включает в себя такие выс­шие психические функции, как представление, мышление, воля, память, воображение.

К сверхсознанию относятся психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате целенаправ­ленных усилий. Эти сверхспособности психики могут проявлять­ся, например, в сознательном регулировании соматических состо­яний (хождение по раскаленным углям, замедление ритма серд­цебиения и т.д.).

Выделение уровней в структуре психики связано с ее сложно­стью. Бессознательное — более глубинный уровень психики по сравнению с подсознанием и т.д. В психике конкретного челове­ка жестких границ между различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое.

3. Сознание

Сознание является высшим уровнем отражения человеком дей­ствительности, в результате чего достигается познание и преоб­разование окружающего мира, если психику рассматривают с ма­териалистических позиций, и собственно человеческой формой пси­хического начала бытия, если психику трактуют с идеалистической позиции.

В истории психологии проблема сознания является трудней­шей и наименее разработанной.

Независимо от того, каких мировоззренческих позиций при­держивались исследователи сознания, с ним неизбежно связы­вали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основа­нием для существования и развития психологии, ибо без нее психические явления были бы закрыты для познания. Без реф­лексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.

Психологическая характеристика сознания включает:

• ощущение себя познающим субъектом;

• способность мысленно представлять существующую и вооб­ражаемую действительность;

• способность контролировать собственные психические и по­веденческие состояния и управлять ими;

• способность воспринимать окружающую действительность в форме образов.

Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны чело­века его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем, что человек произвольно, т.е. при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает свое внимание на мысленном представлении, какой-либо идее, воспо­минании, определенном течении мыслей, отвлекается от несуще­ственного в данный момент.

Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Осознание чего-либо возможно только при его словес­но-понятийной означенное™, нацеленности определенным смыс­лом, связанным с человеческой культурой. Слова-понятия содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. В сознании отражаются не все и не слу­чайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов и явлений, т.е. то, что присуще именно им и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Важнейшая характеристика сознания — его способность к ком­муникации, т.е. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.

Сознание структурировано и включает в себя несколько слоев. В работах ведущего отечественного психолога В.П. Зинченко вы­делялись два уровня сознания: бытийное и рефлексивное.

Первый исходный уровень — бытийное сознание (сознание для бытия), или экзистенциальное, — включает в себя:

• биодинамические свойства движений, опыт действий;

• чувственные образы.

На бытийном уровне сознания решаются очень сложные зада­чи, поскольку для эффективного поведения необходима актуали­зация нужного в данный момент образа и нужной программы дви­жений. Образ действия должен вписываться в образ мира, что и обеспечивает бытийный слой сознания (рис. 2).

Второй уровень сознания — рефлексивное (сознание для созна­ния) — включает в себя:

• значение;

• смысл.

Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком.

Смысл — субъективное понимание человеком ситуации, инфор­мации и отношение к ним.

Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значе­ние того или иного предмета, явления для личности. Происходят процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмыс­ление значений и означение смыслов).

Мир предметно-практической деятельности соотносится с био­динамической тканью движения и действия бытийного уровня со­знания.

Мир представлений, воображений, культурных символов и зна­ков соотносится с чувственной тканью бытийного слоя сознания.

Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносит­ся со значениями рефлексивного уровня сознания.

Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотно­сится со смыслами рефлексивного уровня сознания.

Сознание проявляется и присутствует во всех этих мирах. Оно управляет самыми сложными формами поведения, требующими от человека постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в тех случаях, когда:

• возникают неожиданные, интеллектуально сложные пробле­мы, не имеющие очевидного решения;

• требуется преодолеть физическое или психологическое со­противление на пути движения мысли или телесного органа;

• надо осознать конфликтную ситуацию и найти из нее выход;

• человек оказывается в ситуации, содержащей потенциаль­ную угрозу для него в случае непринятия немедленных дей­ствий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практиче­ски непрерывно, поэтому сознание как высший уровень психи­ческой регуляции поведения постоянно функционирует.

В последних работах В.П. Зинченко, наряду с другими психо­логами, признает ограниченность любой модели сознания, в ко­торой не представлен его духовный слой: «В своих ранних рабо­тах по структуре сознания я развивал двухслойную модель. Теперь я убежден в ее недостаточности. Духовный слой сознания в чело­веческой жизни играет не меньшую роль, чем бытийный и реф­лексивный слои»*. Наличие духовного слоя для психологов в на­стоящее время становится очевидным. Более того, духовный слой в структуре целого сознания должен играть ведущую роль, одушев­лять и воодушевлять бытийный и рефлексивный слои. Однако в рамках материалистически ориентированной психологии отсут­ствуют понятия для выражения духовных компонентов сознания. В современной научной психологии, в отличие от христианской, еще слишком мало опыта обсуждения проблем сознания на основе трехслойной модели и требуется немалая концептуальная работа для того, чтобы без противоречий «вписать» духовный слой в струк­туру сознания.

4. Душевное и духовное в психике человека

Большой опыт познания духовного слоя сознания накоплен в христианской психологии, объясняющей психическую жизнь че­ловека не только с точки зрения ее функционирования, но и на­правленности жизненного пути человека к высшим духовным ценностям. Внутренняя жизнь человека описывается при помо­щи понятий души и духа. Классической работой, раскрывающей соотношение душевной и духовной жизни человека, является ра­бота В.Ф. Войно-Ясенецкого, архиепископа и нейрохирурга. Со­временные психологи указывают на необходимость освоения научной психологией основных идей, изложенных В.Ф. Войно-Ясенецким в эссе «Дух, душа и тело».

В этом труде Войно-Ясенецкий отмечает, что христианская психология принимает научное представление психической дея­тельности как колоссально сложной нервной деятельности, но не считает его исчерпывающим.

Состояния и акты сознания у человека определяются не толь­ко воздействием внешней и внутренней среды, но и воздействи­ем высшей духовной реальности — Бога.

Согласно В.Ф. Войно-Ясенецкому, состояния и акты сознания, такие, как мышление, воля, чувства, страсти, любовь и другие, вызываются:

• органическими ощущениями нашего тела;

• восприятиями органов чувств;

• восприятиями от нашего трансцендентального (сверхопыт­ного) существа;

• восприятиями из высшего духовного мира;

• воздействиями нашего духа.

Акты сознания носят взаимосвязанный характер, мысль всегда сопровождается чувством, чувство и воля — мыслью, акты воли связаны с мыслью и чувством и т.д. Эти состояния сознания не­прерывно меняются, ибо акты сознания находятся в постоянном движении. Объем сознания определяется разнообразием и глуби­ной актов и состояний сознания. Объем сознания также постоян­но изменяется в сторону увеличения либо в случае патологии — в сторону уменьшения. В актах и состояниях сознания всегда уча­ствует духовная сторона, определяя и направляя их. В свою оче­редь, дух растет и изменяется от деятельности сознания, от его отдельных актов и состояний.

Полнота психической жизни обозначается в христианской пси­хологии понятием души.

Душа — это объединяемый самосознанием комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей, памяти, эмоций и волевых актов.

В деятельности души участвует дух, имеющий своим источни­ком дары Святого Духа, который проявляется в высших свойствах духовности — религиозности, нравственном чувстве, философском и научном мышлении, тонкой художественной и музыкальной вос­приимчивости.

Жизнь духа нераздельно и теснейшим образом связана с жиз­нью тела. Духовная сущность человека выражается во всей его внешности. В.Ф. Войно-Ясенецкий обращает внимание на то, что не только глаза — зеркало души, но и все формы тела человека и его движения соответствуют душе, духу. Дух грубый и жесто­кий, передающийся по наследству, уже в процессе эмбриогенеза направляет развитие соматических элементов и создает отражаю­щие его грубые формы. Дух чистый созидает соответствующие те­лесные формы. Формирующее влияние духа создает тончайшую разницу между похожими соматически лицами: хотя они и по­хожи, но одно лицо выглядит вульгарным, а другое — тонким и красивым.

Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность: проявление духа связано со всей нейропсихической де­ятельностью.

В духе отпечатываются все наши мысли, чувства, волевые акты — все то, что происходит в нашем сознании как отраже­ние внешнего и внутреннего мира. Духовные отпечатки пред­ставляют собой нечто иное по сравнению со следами и отпе­чатками в нервных клетках, которыми физиологи и психологи объясняют память.

В христианской психологии дух человека рассматривается как более важный и могучий субстрат памяти по сравнению с мозгом. Для проявления духа нет никаких норм времени, не нужны пос­ледовательность и причинная связь, воспроизведение в памяти событий пережитого, необходимые для функций мозга: «Дух сра­зу обнимает все и мгновенно воспроизводит все в целостности». Дух может работать без ведома сознания о его работе: очень слож­ные интеллектуальные операции проходят мимо сознания, на поверхность которого дается готовый результат. Целый мир не­ведомых идей содержится внутри нас.

Элементы душевной деятельности человека, его чувства и мыс­лительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью моз­га, органические и чувственные восприятия, составляющие эле­менты самоощущения и самовосприятия, являются смертными. Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жиз­нью духа. Дух человека свободен, дух дышит, где хочет, а его низ­шая чувственная душа подчиняется законам причинности.

5. Сознание и бессознательное

Индивидуальное сознание может существовать только на осно­ве коллективного бессознательного. Соотношение между сознани­ем и коллективным бессознательным было раскрыто К.Г. Юнгом.

Коллективное бессознательное является огромным духовным на­следием, возрождающимся в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, как пишет Юнг, наоборот, представляет со­бой эфемерное явление, осуществляющее все сиюминутные при­способления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, мож­но сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящий душу в движение. Движе­ние души, т.е. содержание психической жизни, регулируется ар­хетипами: «Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам». Это касается не только религиозных пред­ставлений, но и центральных научных, философских и моральных понятий, которые можно рассматривать как варианты древних представлений, принявших свою современную форму в резуль­тате использования сознания.

Сознание находится в постоянном взаимодействии с индивиду­альным бессознательным.

В зоне сознания находит свое отражение малая часть сигналов, одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организ­ма. Сигналы, попавшие в зону сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигна­лы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном и бессознательном уровне.

Бессознательное и подсознательное — это те явления, процес­сы свойства и состояния, которые по своему действию на поведе­ние похожи на осознаваемые психические состояния, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.

Различие между бессознательным и подсознательным заклю­чается в том, что собственно бессознательное — это такое психи­ческое образование, которое ни при каких обстоятельствах не ста­новится сознательным, а подсознательное — те представления, желания, устремления, которые в данный момент ушли из созна­ния, но могут потом прийти в сознание или быть восстановлен­ными.

Бессознательное начало так или иначе представлено практичес­ки во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Бессознательные ощущения — это ощущения равновесия, мы­шечные ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлек­сивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Бессознательные образы восприятия проявляются в чувстве зна­коместа, возникающем у человека при восприятии какого-либо предмета или ситуации.

Несознательная память — это память, которая связана с дол­говременной памятью, управляющей на бессознательном уровне

мышлением, воображением, вниманием человека в данный мо­мент времени. Бессознательной является и генетическая память.

Бессознательное мышление проявляется в процессе решения че­ловеком творческих задач, когда шаблонные решения оказываются исчерпанными.

Бессознательная речь выступает как внутренняя речь.

Бессознательная мотивация влияет на направленность и харак­тер поступков.

Бессознательное в личности человека — это те качества, инте­ресы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроиз­вольных реакциях, действиях, психических явлениях.

Бессознательное и предсознание играют в повседневной жиз­ни человека гораздо более значительную роль, чем это кажется на первый взгляд. Следует учитывать, что сознание гораздо менее устойчиво к воздействию стрессовых факторов по сравнению с бес­сознательным и подсознанием. В ситуации опасности для жизни, конфликта, под влиянием алкоголя и т.п. влияние сознания на поступки человека уменьшается.

6. Сознание и самосознание

Эпицентром сознания является сознание собственного «Я», или самосознание. Сознание внешнего мира и самосознание возника­ют и развиваются одновременно и взаимообусловленно.

Наиболее обоснованной концепцией генезиса самосознания представляется теория И.М. Сеченова, согласно которой предпо­сылки самосознания заложены в «системных чувствованиях». Эти чувствования носят психосоматический характер и составляют неотъемлемую часть всех физиологических процессов в онтогене­зе, т.е. в процессе развития младенца. Первая половина систем­ных чувствований имеет объективный характер и обусловлена воздействием внешнего мира, а вторая носит субъективный харак­тер, которому соответствуют чувственные состояния собственно­го тела — самоощущения.

По мере объединения ощущений, получаемых извне, склады­вается представление о внешнем мире, а в результате синтеза са­моощущений — о самом себе. Взаимодействие этих двух центров координации ощущений внешнего и внутреннего мира психоло­ги рассматривают как решающую исходную предпосылку способ­ности человека осознавать себя, т.е. выделять из внешнего мира.

В ходе онтогенеза происходит постепенное разделение знаний о внешнем мире и знаний и самом себе.

В онтогенезе самосознания выделяются два основных этапа.

На первом этапе образуется схема собственного тела и форми­руется чувство «Я» как целостная система чувственной самоиден­тификации. В основе чувства «Я» лежат социальные предпосыл­ки, поскольку формирование происходит на основе реакций ок­ружающих людей.

На втором этапе, по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления, самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек оказывает­ся способным не просто отличать свое бытие от бытия внешнего мира на чувственном уровне, но и осмысливать это переживание в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуаль­ного самосознания всегда остается в той или иной степени внутрен­не связанным с самопереживанием на уровне самоощущения.

На уровне самосознания формируется чувство внутренней це­лостности, постоянства личности, которая в любых изменяющихся ситуациях способна оставаться сама собой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: