Психологическое обеспечение нововведений в правоохранительных органах 11 страница

Рис. 8.1 Схема ситуационных психологических факторов: О - «объектные» факторы, У - окружающие условия, С - субъектные факторы, Д - действия.

Таков общий алгоритм психологического анализа ситуаций, лежащий в основе планируемых действий, выбора условий и действий, изменения условий воздействия на психологию лиц, участвующих в ней в интересах успешного решения стоящей перед юристом задачи.

Прием анализа «объектных» психологических факторов ориентирован на реализацию оптимальной технологии изучения психологии человека и групп — участников различных юридически значимых ситуаций и событий.

Правило: составлять психологический потрет лиц и групп (см. ниже специальные параграфы).

Правило: изучать и оценивать, как психология людей влияет на ситуацию. Помимо психологических особенностей, включаемых в психологический портрет людей, следует оценивать их взаимоотношения с другими, понимание ситуации, занятую позицию, совершаемые действия, влияющие на всю психологию ситуации.

Правило: субъекту — уяснять свою роль по воздействию на психологию «объекта» — других участников событий. Следует отдавать себе ясный отчет, исходя из выявленного, какое психическое состояние необходимо сформировать у них, какую позицию и линию поведения, какого понимания и отношения добиться, какие желания, намерения, мотивы актуализировать.

Прием анализа обстановочных психологических факторов. Правило психологической оценки времени и места определяет психологическую значимость этих объективных факторов. По-разному влияет, например, на ситуацию общения время: утром, днем, ночью, на свежую голову, в конце рабочего дня, перед опасным событием, после перенесенного потрясения, в рабочий день, в выходной день и пр. Для того же общения имеет значение, где происходит общение: на работе, в домашней обстановке, в юридическом органе, на улице и др.

Правило оценки природных условий учитывает определенное психологическое значение освещенности, видимости, ландшафта, растительности, Погодных условий, времени года и пр. В ряде случаев их роль может быть весьма велика. Так, при операции по задержанию вооруженного преступника, засевшего в отдельно стоящем сарае, если дело происходит к вечеру, полезно считаться с тем, где находится над горизонтом солнце, и подходить так, чтобы оно слепило преступнику глаза, а сам он был хорошо освещен.

Правило социально-психологических условий. Они создаются наличием и отсутствием третьих лиц. Иногда выгодно, чтобы другие люди были, а иногда — нет. Сказывается и то, что это за люди, каковы взаимоотношения их с участниками события, что они делают. Сказывается и факт групповой принадлежности, например, допрашиваемого. Он может быть членом преступной группы, находиться один на один со следователем, но группа незримо присутствует в служебном помещении, держит допрашиваемого в психологических тисках и влияет на его психологию и поведение так, что обычные ухищрения следователя оказываются недостаточными. Опытный следователь всегда учтет это и добьется своего.

Правило взаимоотношений рекомендует также оценивать взаимоотношения работника органа правоохраны с гражданином, что создает особую психологическую атмосферу, влияющую на всю ситуацию.

Прием анализа субъектных психологических факторов. Нередко эта группа факторов недооценивается и все сводится к психологии лица, с которым юрист имеет дело. Психология самого юриста, его действия нередко вносят в психологическую атмосферу ситуации больше, чем все другие факторы.

Правило самоанализа и самоуправления заключается в общей рекомендации давать себе самоотчет в собственном поведении и психологически целесообразно строить его.

Правило рефлексии рекомендует посмотреть на себя со стороны, оценить, как выглядишь сам и твои действия в глазах граждан.

Правило критической самооценки понимания ситуации. Не следует проявлять излишнего самомнения и полагать, что все понимаешь правильно. Надо честно ответить на вопрос: разобрался ли в психологических тонкостях ситуации? Если ответ отрицателен, сомнителен или носит неопределенный характер, следует заставить себя воспользоваться всеми приемами и правилами, описанными выше. Если это не сделать, то влияние сотрудника на ситуацию вряд ли будет отвечать критериям оптимальности и полного использования имеющихся возможностей.

Правило критической самооценки поведения — это совет проанализировать и оценить психологическое влияние на ситуацию всех элементов своего поведения: отношения к делу, к людям, занятой позиции и линии поведения, соблюдения принципов справедливости и законности, этики поведения, внешнего вида. Подумать, как их изменить, чтобы это влияние было таким, какое нужно. Порой грубость, черствость, безразличие, формализм, самомнение и другие недостатки поведения работника сказываются на ситуации так, что портят все дело.

Правило критической самооценки принятого решения и действий по его исполнению. Игнорирование необходимости принимать решения и действовать в полном соответствии с обстановкой, в том числе с ее психологическими особенностями, мало что дает для дела, а нередко приносит трудно исправимый вред. Правило использования рекомендаций юридической психологии. Реально сказывается на ситуации уровень профессионально-психологической подготовленности юриста, наличие у него устойчивой психологической установки на реализацию рекомендаций юридической психологии, аккумулирующей достижения юридической практики и науки. Отсутствие или слабость этих психологических факторов сказывается на всей ситуации и на ее развитии не лучшим образом. Действие на ее психологию и психологию лиц, участвующих в ней, без их понимания равносильно знахарству в медицине, движению в тумане без компаса. Эффект влияния и его результаты резко возрастают, когда юрист учитывает психологические аспекты выполняемых профессиональных действий, применяет при их реализации психологические приемы, производит специальные психологические действия, владеет психологической техникой. Все это описывается ниже.

8.3. Психологический анализ юридических фактов

Как известно, под юридическими фактами понимаются предусмотренные в законе обстоятельства, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) конкретных правоотношений. Они делятся на события и действия. Те и другие обладают своими психологическими особенностями, которые особенно велики в действиях, являющихся жизненными фактами, где обнаруживается сознательная деятельность людей со всей присущей ей психологией. Для юридической деятельности важнее неправомерные действия — преступления, административные, дисциплинарные и гражданские правонарушения, дающие основания для возникновения охранительного правоотношения и привлечения виновных лиц к юридической ответственности. Они требуют тщательного юридического исследования, предполагающего и психологический анализ, выявляющий субъективную строну юридического факта. В этом плане особенно значимо умение юриста разобраться в причинных связях психологических феноменов, в том, как одно явление (причина) предшествует другому (следствию) и порождает его.

Прием анализа психологических предпосылок факта. В основе такого анализа лежат приемы психологического анализа ситуаций, рассмотренные выше, а его результаты рассматриваются как основа психологических предпосылок факта, как «заводная пружина», кладущая начало возникновению и последующему развитию юридического факта. Это находит выражение в первом приеме — приеме психологического анализа исходной ситуации.

Однако понимание непосредственных психологических причин факта требует акцентуированного психологического анализа, который реализуется в приемах:

• выявления непосредственных мотивов поведения лиц, участвующих в анализируемом факте. Непосредственное внутреннее побуждение имеет первостепенное криминологическое и уголовно-правовое значение. Это наиболее существенный элемент субъективной стороны любого деяния, квалифицирующий признак состава преступления, выступающий обстоятельством, смягчающим или отягчающим ответственность. Именно мотив дает возможность понять действительные причины деяния (как правомерного, так и правонарушающего), а также психологию личности и степень ее вины (под виной в праве, как известно, понимается психологическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям). Мотив в психологической интерпретации в той или иной степени осознаваем, а поэтому он — разделительная линия между умыслом и неосторожностью;

• изучения и оценки восприятия, понимания ситуации, события и последствий своего поведения. Осознание (понимание) их лицом как допустимых или недопустимых также определяет криминологическую оценку степени его вины. В праве преступление признается совершенным умышленно, если лицо, совершившее его, сознавало общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия и желало (прямой умысел) либо допускало (косвенный умысел) их наступления. Такие заключения требуют от юриста глубоких психологических знаний и умений, а в ряде случаев — и обращения за помощью к эксперту-криминалисту;

• выявления и оценки психического состояния. Психические состояния имеют то или иное побуждающее значение, а криминологическая оценка предполагает изучение состояний вменяемости или невменяемости, зависящих, в частности, от наличия или отсутствия аффективного состояния. Изучение и оценка психических состояний в сложных случаях требуют назначения психологической экспертизы.

Прием психологического анализа динамики факта. Предпосылки — еще не сам факт. Во всяком деянии имеются начало, его течение и конец. Можно утверждать, что нельзя понять должным образом субъективную сторону самого факта и его психологические причинные связи, ограничившись лишь анализом предпосылок. Необходимо исследовать, как исходные предпосылки вызвали непосредственные следствия, а последние — стали причиной последующих. Этот прием и предназначен для уточнения, а возможно, и выявления подлинных психологических причинных связей.

Рис. 8.2. Схема психологического анализа юридического факта:
Э1, Э2, ЭЗ - эпизоды развития факта, Cl, C2, СЗ - психологические факты и их изменения

Правило выделения фактологического ряда в анализируемом факте (рис. 8.2). Необходимо составить линию фактологического ряда, в начале которого помещается объективно обнаруживающаяся исходная ситуация, а в конце — завершающая. После этого между ними выделяются последовательные, промежуточные, фактически обнаруживающиеся действия — «шаги» участников события.

Правило выделения психологического ряда в анализируемом факте. В начале психологического ряда находится психологическая ситуация, выступающая предпосылкой — причиной первого фактического действия. В результате этого действия возникает новая психологическая ситуация, которую надо проанализировать и понять как причину второго действия. Второе действие вновь вносит изменения в психологическую ситуацию, она становится иной, и вновь надо понять, как она становится причиной третьей ситуации, и т.д.

Правило итоговой оценки психологических причинных связей и субъективной стороны деяния-факта. Как отмечено выше, только прослеживание всей цепочки причинно-следственных связей может дать наиболее точную оценку психологических детерминант правомерного или правонарушающего поведения.

8.4. Психологический портрет и его составление

Психологический портрет в правоохранительной деятельности. Действующее уголовно-процессуальное законодательство, существующие нормативные документы непосредственно не регламентируют деятельность по составлению психологических портретов и их использованию в правоохранительной деятельности. Однако юридическая практика все больше и чаще стала пользоваться этим действием в трудных случаях раскрытия и расследования преступлений. За последние 20 лет имелся ряд случаев, когда с помощью психологического портрета удавалось раскрыть ряд «висячих» уголовных дел, получивших широкий резонанс. Психологический портрет и его использование не являются доказательствами по делу, но могут успешно применяться при поиске доказательств, а также осуществлении оперативных и следственных действий по изобличению виновных. В условиях неочевидности с его помощью можно уточнить, сузить круг подозреваемых, выдвинуть и осуществить проверку версий, которые возникают только при его использовании. Оправдывает себя использование психологического портрета и при решении оперативно-служебных и служебно-боевых задач профилактики, исполнения наказания, борьбы с террористами и др.

Было бы ошибкой отказываться от разработки и использования психологического портрета, обосновывая это сложностью и недостаточной подготовленностью сотрудника. Конечно, это требует определенных психологических знаний, умений и навыков. Опытные сотрудники овладевают ими за долгие годы юридической практики и составляют представление о психологии представляющих для них интерес лиц, не называя это психологическим портретом. Но сегодня этими действиями необходимо владеть всем, усвоив психологические знания и овладев приемами составления психологического портрета, воплощающими весь богатый практический опыт и результаты научных разработок, что намного ускоряет овладение этим действием.

Прием составления психологического портрета с приданием ему определенных свойств. Составление психологического портрета — не простой набор слов, содержащих некоторые психологические характеристики. Психологический портрет составлен профессионально, когда сотрудник изначально ориентируется на то, чтобы придать ему определенные характеристики, свойства. Для этого существуют некоторые правила.

Правило избирательности ориентирует на необходимость выбора определенных психологических характеристик лица, представляющего тот или иной профессиональный интерес для работника правоохранительного органа. Необходимо определить для самого себя, что надо выявить в психологии человека, чтобы понять, как с ним работать и общаться в связи со стоящей профессиональной задачей.

Правило достаточности исходит из того, что перечень психологических особенностей вообще практически беспределен. В русском языке имеется около 27000 слов, обозначающих разные оттенки одного только характера. Поэтому сразу надо исходить из определенного минимума и тех возможностей, которыми реально располагает рядовой работник правоохранительного органа. Вместе с тем этот минимум оправдает надежды, если он все же будет достаточен для нужной оценки психологии лица, заслуживающей доверия.

Правило достоверности, развивая предыдущее, рекомендует не ограничиваться количественными соображениями, а заботиться о засуживающей доверия информации. Таковая может быть получена лишь при достаточной психологической подготовленности самого сотрудника, следовании им рекомендациям юридической психологии. Особенно высокая психологическая подготовленность нужна при составлении психологического портрета скрывшегося преступника по следам, оставленным им на месте преступления (см. §8.6).

Правило целостности подтверждает то, что уже сказано выше о изучении личности: ее психология может быть понята при составлении общего представления о том, что же это за психология, и проверке, как она укладывается в общую картину преступления, деяния, поведения данного лица. Можно придумать красивую и многообещающую версию, а потом появляется человек, знакомство с которым приводит к выводу, что ни по своим внешним, а тем более по внутренним свойствам этот человек в разработанную версию «не влезает». Бывает и наоборот.

Прием структуризации психологического портрета. После ознакомления с характеристикой первого приема в сознании сохраняется вопрос: что конкретно надо изучать, чтобы это было и избирательно, и достаточно, и целостно? Этот прием задает алгоритм составления портрета.

Правило ориентации на общую структуру личности рекомендует при определении структурных компонентов составляемого избирательно психологического портрета исходить из рекомендаций психологии. Следуя им, надо мысленно представлять себе такую общую структуру: 1) направленность (целемотивационная структура, система побуждений — целей, мотивов, потребностей, интересов, взглядов на жизнь и пр.); 2) характер (морально-психологический облик, отношение к труду, к людям, к самому себе); 3) деловые качества (интеллект, внимательность, память, целеустремленность, настойчивость, упорство, организованность, активность, самостоятельность, самообладание, и др.); 4) подготовленность (образованность, профессия, опытность, житейская мудрость); 5) темперамент (уравновешенность, скорость реакции, эмоциональность, устойчивость и др.). Перебирая этот перечень в сознании, следует избирать для данного случая то, что имеет значение в конкретных условиях, а затем приступить к содержательному определению.

Правило юридически значимой типизации рекомендует для избирательного выбора из общей структуры портрета и определения его содержания исходить из определенных типов людей, с которыми сотруднику приходилось сталкиваться и которые имеют определенное уголовно-правовое значение. Так, определенной психологической типологией обладают люди, принадлежащие к разным возрастным, профессиональным, национальным группам, занимающие определенное уголовно-правовое положение (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель и др.), к разным типам личностей (например, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Имея дело с конкретным лицом и обладая исходными анкетными данными о нем, можно предположить у него некоторые типологические психологические особенности. Во всяком случае это может быть исходной версией о его психологии, с которой можно начать работу.

Правило индивидуализации рекомендует, опираясь на исходную версию о типологических особенностях человека, не ограничиваться ею, а постоянно конкретизировать, используя постепенно, по мере углубления знакомства с ним, собираемую психологическую информацию. Возможно даже, что столкнувшись с совсем нетипичной личностью, от исходной версии придется отказаться вообще.

Правило правовой компетентности и криминального опыта личности выделяет наиболее важную избирательную часть психологического портрета. Оно предполагает изучение и оценку уровня развития правовой психологии, отношения к праву, правоохранительным органам, конкретным уголовно оцениваемым деяниям, степень знакомства с криминальным миром и культурой, отношение к ним, к имеемым судимостям и др.

Правило ситуативной определенности психологии личности подчеркивает важность составления не отвлеченного психологического портрета, а его вероятных и действительных проявлений в конкретной юридической ситуации, которая сталкивает данное лицо с сотрудником правоохранительного органа. Иначе говоря, имеет значение прогнозирование или понимание занятой личностью позиции, ее отношение к сотруднику и выполняемой им профессиональной обязанности, проводимой линии поведения, преследуемым целям и актуальным мотивам.

Прием использования всех источников информации для составления психологического портрета. Существенный вопрос — откуда черпать информацию для составления" психологического портрета? Хотя у обычного сотрудника нет никаких психодиагностических устройств, он обладает немалыми возможностями для сбора вполне приемлемой для него психологической информации. Портрет нужен сразу, сейчас, надо хоть на что-то опереться, решая профессиональную задачу в отношении лица, которого он зачастую видит впервые, но учесть его психологию надо. Использование и изучение всех первичных материалов личности гражданина, субъекта правоотношений, всех деталей о нем позволяют затем действовать более обоснованно и направленно и снижают вероятность ошибок.

Правило оценки по делам, поступкам и их результатам. В поступке, в творениях своих рук воплощается психология человека. По одному поступку,

который послужил поводом для его встречи с сотрудником, сразу всего не скажешь, но есть основание сделать предположения о его мотивах, отношениях к праву, воле, самообладании и другом. Это обычно первая возможность, которая открывается перед пытливым и думающим юристом. По продуктам деятельности человека (письмам, поделкам, достигнутым результатам и их особенностям) можно судить о его целях, мотивах, интересах, способностях, опыте, профессионализме, уме, воле, самообладании, аккуратности, добросовестности и др.

Вторая возможность обычно связана с правилом учета мнений других о данном лице. Такой информацией, хотя и не всегда, сотрудник все же обладает. Эта информация представляет интерес, если сообщающий свое мнение человек хорошо знает данного или, как минимум, уже имел случай познакомиться с ним. Так, следователь может составить себе исходное представление о задержанном на основе доклада или рапорта сотрудника милиции, задержавшего правонарушителя. Нередко появление гражданина в служебном кабинете упреждает чей-то звонок, информирующий сотрудника и как-то ориентирующий его относительно этого человека. Разумеется, такая информация может быть весьма субъективной и даже ошибочной. Ее достоверность повышается при применении метода, именуемого в психологической науке методом обобщения независимых характеристик. Сотруднику следует узнать мнение о лице не от одного человека, знающего его, а от нескольких и составить некоторое усредненное мнение, которое будет достовернее мнения одного. Нередко эти мнения не совпадают, а порой кажется, что речь идет о разных людях, но и это важно, так как человек не прост, не однопланов и это позволяет приблизиться к пониманию его истинного «лица». В работе юриста часто приходится срывать маски, которые «надевают на себя» многие люди.

Правило психологической оценки документов, характеризующих интересующее лицо, удостоверяющих его личность, характеристик, анкетных документов, материалов личного и уголовного дела и других, — также одно из первых, которое можно использовать зачастую еще до личной встречи сотрудника с изучаемым лицом. Естественно, они многое сказать не могут. Анкета — лишь тень человека; она лишь повторяет его силуэт, а содержания его психологии не дает. Они дают лишь некоторую информацию, например, о возрасте, профессии, образовании, национальности, семейном положении, имеющихся судимостях и др. Но и знакомясь с ними, надо не просто читать бумаги, а стараться понять человека.

Более широкие возможности открываются при личном контакте и общении.

Правило получения информации в процессе психологического наблюдения за человеком. Возможности и способы его реализации см. в § 8.5.

Правило биографическое исходит из того, что психология человека на любом году его жизни — в значительной степени продукт его онтологического (прижизненного) развития. В качествах человека — жизнью «написанная в нем» его биография, интегральный результат всей совокупности условий, образа жизни, собственной активности. Поэтому, получив информацию об этом, можно с большой долей достоверности предположить наличие у него определенных личностных особенностей.

Такую информацию можно получить из беседы с человеком, расспрашивая его именно о тех особенностях его прошлой жизни на разных ее этапах, которые могли формировать его направленность, ценностные ориентации,

черты морально-психологического облика, познавательные, волевые и деловые качества. Для этого в ходе беседы обращается внимание не столько на хронологию жизни (где работал или учился), сколько именно на формирующие психологию обстоятельства: Какой была атмосфера в семье? Каковы взаимоотношения родителей? За что они его поощряли и наказывали? Чего требовали? Как учился? Чем интересовался? Что нравилось и не нравилось и почему? Чем увлекался? Чего старался добиться? Какой результат считал самым важным и почему? Что считает неудачей? С кем дружил? Что это были за люди? Что в них нравилось? Как проводили досуг, почему так? Какие книги любил и что в них нравилось? И т.п. Спрашивая, следует не только узнавать мнение и ответы, но и понимать; слушать не только слова, но и «душу», понимать. Все это можно делать, например, при заполнении анкетной части протокола допроса. Это, кстати, способствует и установлению психологического контакта, как бы переводя общение из формального во взаимно понимающее, доверительное. В таком разговоре познается не только само деяние, но и лицо, его совершившее.

Правило жизненной позиции продолжает изучение в ходе беседы, но переводит его на современность. Что нравится и не нравится в современной жизни общества и почему? Что бы изменил, если бы имел власть? Как оценивает работу правоохранительных органов, почему? Что нравится или не нравится в телепередачах? Что интересует в газетах? Чем занимается в свободное время? Как помогает родителям? С кем чаще всего общается и что в них нравится? И пр. Жизнь человека, представляющего особый интерес, скажем, подозреваемого, должна быть изучена досконально. Надо узнать все его достоинства и слабости, привычки и интересы, где, что и как он ест и пьет, как и каким маршрутом он ездит на работу, с кем находится в ссоре, с кем дружит и что с ним делает и пр. Бывает полезным сказать: «Будьте откровенны. Лучше, чтобы я вас понял. Это в ваших же интересах».

Правило извлечения психологической информации из вещей, принадлежащих человеку, расширяет возможности как в очном, так и опосредованном контакте с ним. Особенно информативны записные книжки, кошельки, записки, хранящиеся в карманах, украшения, предметы одежды. Пользоваться ими можно при выполнении санкционированных следственных, оперативно-розыскных действий либо попросив гражданина показать предмет, либо рассматривая и оценивая, например, украшения на руках, шее или одежде. Изучая все это, надо стараться понять его вкусы, интересы, потребности, аккуратность, культурность, круг знакомств, претензии, групповую принадлежность, отношения к криминальным символам и многое другое.

Психологически информативны обстановка квартиры, в которой человек живет, домашние условия, порядок, гардероб, стол, портфель или сумочка, записная книжка, дневник, календарь с записями, библиотека, инструменты, предметы увлечения и коллекционирования, аудиовидеотехника, наборы записей и кассет, журналы и др. Веши всегда более искренни, чем их владельцы.

Прием рефлексии предполагает мысленную постановку себя на место изучаемого лица и представление о том, какой может быть психология при этом. Подробно это рассматривается в § 8.5.

8.5. Изучение человека в психологическом наблюдении

Понятие и значение психологического наблюдения. Самый доступный и наиболее широко применимый путь получения психологической информации о человеке, представляющем профессиональный интерес для работника юридического органа, — путь наблюдения за ним, наблюдения со стороны, при разговоре, при профессиональном контакте. Это реализуемо при психологическом наблюдении — особом психологическом действии, которым работнику-профессионалу юридического дела следует владеть.

Психологическое наблюдение — особое психологическое действие, обслуживающее решение правоохранительных задач и предназначенное для изучения психологических особенностей людей, с которыми профессионалу юридических органов приходится иметь дело.1 Его значимость — в широкой доступности и оперативности (возможности быстро получить хоть какую-то информацию о человеке и его психологии). Все зависит практически от самого работника, его желания и его профессионализма. Психологическое наблюдение реализуется с помощью специальных психологических приемов, отвечающих его назначению, и конкретизирующих их правил. Упрощением бы было связывать его успех только с некоторой техникой работы. Его реализация требует наличия у профессионала особой устойчивой внутренней установки на психологическое наблюдение, наличия определенных психологических знаний, а также повышенной психологической чувствительности (чувствительности к внешним проявлениям психологии человека). Все эти компоненты взаимосвязаны. Само применение приемов психологического наблюдения нуждается в актуальной установке, в желании и стремлении профессионала использовать их. Обратная зависимость — практика использования приемов развивает и укрепляет установку и психологическую чувствительность, возникает профессиональная привычка, формируются соответствующие навыки и умения, накапливается опыт, совершенствуются знания.

Психологическое наблюдение дает информацию о человеке, но переоценивать ее достоверность не следует. Человек как объект психологического наблюдения весьма сложен и неоднозначен. Многое в нем содержит психологическую информацию: как вошел в комнату, как подошел, как сел, куда дел руки, какую фразу и почему произнес, почему на одном вопросе задержался, другой обошел, почему опустил глаза, когда дрогнули веки, на кого и в какой момент посмотрел и многое другое. Все это составляет язык внешних проявлений психологии человека (рис. 8.3). Его значения вероятностны и, тем не менее, профессионалу следует понимать их. Этот язык скажет профессионалу больше, чем человек сам о себе. Есть граждане-«артисты», пытающиеся маскировать свои действительные мысли, отношения, качества, состояния, что, конечно, в известной мере затрудняет понимание языка внешних проявлений, прочтение последних. Однако подлинный профессионал достаточно уверенно отличит наигранное от действительного, искреннее от лживого. Дело в том, что «артист» живет двойной внутренней жизнью: демонстрируемой, рассчитанной на показ, и действительной, «для внутреннего пользования». Постоянные переходы от одной к другой в процессе общения так или иначе обнаруживают это раздвоение в многочисленных признаках противоречивости. Даже если профессионалу не удается составить отчетливого психологического портрета человека, то по результатам психологического наблюдения у него возникают неудовлетворенность, предположения, подозрения, побуждающие его к дополнительным проверкам и в конечном счете — установлению истины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: