Интеракция

Интеракция (интерактивная сторона общения) включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

В ходе общения его участникам можно не только обменяться информацией, но и:

– организовать обмен действиями;

– спланировать общую деятельность;

– выработать формы и нормы совместных действий.

Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

1) мотив кооперации – максимизации общего выигрыша;

2) индивидуализм – максимизации собственного выигрыша;

3) конкуренция – максимизации относительного выигрыша;

4) альтруизм – максимизации выигрыша другого;

5) агрессия – минимизации выигрыша другого;

6) равенство – минимизации различий в выигрышах.

Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

1) Сотрудничество. Направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция);

2) Противодействие. Предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм);

3) Компромисс. Реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.

4) Уступчивость. Предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм);

5) Избегание. Представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого (агрессия).

По стратегии поведения можно определить истинные мотивы, которые преследует человек в общении.

Удовлетворение тех или иных коммуникативных потребностей, достижение желаемых коммуникативных целей предполагает наличие адекватного коммуникативного поведения.

Неэффективным будет специалист, желающий установить с партнером близкие положительно окрашенные эмоциональные отношения, и в то же время демонстрирующий с ним доминирующее, конкурирующее поведение, поскольку только ему он и был обучен.

Профессионал-медик (равно как и профессионал-педагог) должен владеть как навыками поведения лидера, так и быть способным к диалогическому, неманипулятивному общению.

Способы воздействия в общении. Традиционным для социальной психологии является выделение следующих способов воздействия:заражение, внушение, убеждение.

Заражение бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Эта способность проявляется через передачу эмоционального состояния. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение является ситуация паники (возникает вследствие либо дефицита информации о чем-то пугающем и непонятном, либо избытка этой информации). Чем выше уровень развития личности, группы, сообщества, чем дифференцированнее личность, тем меньше они подвержены механизму заражения.

Внушение целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Это метод манипулятивного воздействия на личность. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Вся информация воспринимается как абсолютно достоверная. Внушению способствует использование различных средств фасцинации. К средствам же контрсуггестии относят недоверие к суггестору.

В отличие от заражения внушение:

а) не предполагает равенства партнеров в сопереживании идентичных эмоций: суггестор здесь не подвержен тому же самому состоянию, что и суггеренд. Это персонифицированное активное воздействие одного человека на другого или на группу;

б) как правило, носит вербальный характер, тогда как заражение
кроме речевого воздействия использует и другие средства (восклицания, ритмы и пр.).

Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.

При рассмотрении интерактивной стороны общения необходимо отметитьподражание.

Подражание это воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения авторитетного, значимого лица. Подражание служит фундаментальным принципом развития и существования общества. В результате подражания возникают групповые нормы и ценности.

Различают несколько видов подражания:

логическое и внелогическое;

– внутреннее и внешнее;

– подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому.

Проводятся исследования моделей для подражания и факторов, усиливающих этот процесс.

Наряду с коммуникативными умениями воздействия на другого не менее важны умения вести диалог, переговоры, предполагающие равноправные отношения с партнером.

Многие медики (как и педагоги) часто не видят личность своего партнера здесь и сейчас, находясь в плену уже заранее сложившегося о нем представления. Поэтому быть рядом целиком, способность присутствия выделяет профессионала-мастера. Наблюдать, видеть, слышать, понимать – важнейшие коммуникативные требования к деятельности врача.

Факторы, определяющие качество интеракции:

1) объективность, чтобы позволить партнеру быть самостоятельной личностью;

2) гибкость, чтобы принять любые неожиданности, не навязывая другому конформистского поведения;

3) другой человек для такого профессионала безусловная ценность, он его не оценивает и не судит;

4) общаясь с другой личностью, он опирается на то, что видит перед собой сейчас, умея отключаться от мира собственной реальности и вчувствоваться в психологическую реальность партнера;

5) такая направленность не толкает партнера в будущее насильно, но представляет собой установку на восприятие его в непрерывном процессе развития и личностного роста;

6) профессионал хорошо представляет себе границы собственной ответственности и ответственности партнера;

7) понимает, что есть сферы, где он не может решать проблем за другого, а должен только оказать поддержку, придать силы партнеру самому их решать;

8) в этих сферах профессионал сохраняет активную роль не в смысле управления деятельностью партнера, а в смысле непосредственной вовлеченности и искренней заинтересованности во всем, что касается партнера.

Базовыми коммуникативными навыками специалиста-профессионала при диалогическом общении являются: поддержка, активное слушание, отражение чувств партнера, безоценочные суждения, понимание невербального поведения другого, «Я-высказывания».

Швейцарский писатель XVIII века Лафатер писал: «Хочешь быть умным научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда тебе нечего больше сказать».

Логику ведения беседы можно представить в виде модели, включающей следующие этапы:

а) определение проблемы, первоначальный обмен информацией (идеями и чувствами);

б) достижение понимания: углубление обмена информацией, поиск приемлемых решений;

в) определение наилучшего решения, достижение соглашения;

г) разработка конкретных действий по реализации принятого решения.

Чтобы эффективно понимать и изучать собеседника, развивать с ним психологический контакт полезно придерживаться следующих правил:

– больше слушайте и меньше говорите сами, меньше задавайте вопросов и не «подталкивайте» его к обсуждению тех вопросов, о которых ему следует говорить;

– стремитесь прежде всего реагировать на личностно-значимую информацию, связанную с потребностями и интересами партнера;

– стремитесь реагировать на чувства и эмоциональные состояния собеседника.

Виды понимающего реагирования:

а) простые фразы, подтверждающие наличие контакта;

б) перефразирование мыслей и чувств партнера, выраженных открыто;

в) выяснение скрытых мыслей и чувств собеседника;

г) молчание как вид реакции;

д) невербальные реакции;

е) резюмирование;

ж) подбадривание и заверение;

з) вопросы, проясняющие позицию собеседника (безоценочные вопросы с целью прояснить мысли, чувства, представления партнера).

Существует ряд распространенных заблуждений относительно своего поведения в процессе общения.

1. Сильный партнер всегда тверд и бескомпромиссен в достижении своих целей.

2.Сильный партнер скрытен и сообщает лишь абсолютный минимум информации своему собеседнику.

3. В беседе хозяином положения является тот, кто говорит.

4. Когда предложение или позиция сопровождается периодом молчания, то тот кто прерывает паузу – проигравший.

5. Мой партнер покинет меня, когда выяснит, кто я есть на самом
деле. Поэтому я буду скрывать свое истинное Я.

6. Если я открою свое сердце, мне причинят боль.

При изучении интеракции в зависимости от дистанции общения выделяют следующие виды общения, которые используют адекватные своим целям коммуникативные средства: ритуальное, деловое, манипулятивное (общение-игра), личностно-ориентированное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: