Особенности воспитания юношей и девушек

Особенности развития личности студента

Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.

Развитие студента на различных курсах имеет некоторые черты:

1 курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференциальный подход к своим ролям.

2 курс – период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсника интенсивно включены все формы воспитания и обучения. Студенты получают общую подготовку, формируется их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.

3 курс – начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации может привести к сужению сферы разносторонних интересов.

4 курс – первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

5 курс – перспектива скорого окончания вуза – формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более активными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.д. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

5.2. Трудности и противоречия развития психической сферы

юношей и девушек

Из особенностей юношеского возраста вытекают следующие трудности и противо­речия развития психической сферы юношей и девушек: дискомфорт на психофизиологическом уровне; личностные проблемы; трудности, возникающие в процессе взаимодействия с другими людьми на микрогрупповом уровне (общение в семье, общение с преподава­телями и сокурсниками).

1. Дискомфорт на психофизиологическом уровне. Hа психофизиологическом уровне юноши могут испытывать дискомфорт от:

а) ощущения своей физической непривлекательности – синдром дис­морфофобии;

б) неустойчивости эмоциональной сферы;

в) высокого уровня ситуативной тревожности.

2. Личностные проблемы.

Объективно и субъективно важные проблемы личностного уровня (де­фекты личностной сферы) проявляются у студентов в:

а) недостаточном уровне самостоятельности;

б) неадекватности самооценки и уровня притязаний;

в) несформированном мировоззрении, нравственных эталонов и идеа­лов;

г) отсутствии конкретных жизненных целей и устремлений (вариант: в институт привели родители);

д) сохранении подросткового негативизма;

е) неудовлетворенности собой.

3. Трудности, возникающие в процессе взаимодействия с другими людьми на микрогрупповом уровне (общение в семье, общение с препо­давателями, однокурсниками):

1) несформированность навыков общения (замкнутость, застенчи­вость, может быть чрезмерная болтливость);

2) неадекватное понимание сущности высших человеческих чувств, отношений дружбы и любви;

3) преобладание эгоистических тенденций, деформированное понятие справедливости;

4) излишняя критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей, высказываний;

5) неприятие позиций и требований взрослых, отсутствие уважения и признания авторитета в отношении к ним;

6) неадекватные претензии на статус и роли в различных группах;

7) ярко выраженные тенденции к «самопоказыванию», оригинальни­чанью;

8) проявление юношеского максимализма в отношениях с окружающими.

Многие из этих проблем можно выявить в процессе бесед со студен­тами и наблюдения за ними в учебной деятельности в процессе изучения отдельных дисциплин.

Психологические особенности юношеского возраста, а также наличие трудностей и противоречий развития психической сферы юношей и девушек должны учитываться преподавателями-кураторами при организации учебного и воспитательного процесса. При этом необходимо обращать внимание:

во-первых, на разностороннее изучение студентов своей группы и выявление личностных трудностей и трудностей взаимодействия;

во-вторых, на оказание помощи в период социальной адаптации, связанной со сменой социальной ситуации развития – это работа с перво­курсниками;

в-третьих, на расширение «психологического поля» личности, раз­витие и утверждение индивидуальности, то есть беседы со студентами о них самих, смысле жизни, отношениях со значимыми взрослыми (родными);

в-четвертых, на формирование их общечеловеческой культуры (по­сещение выставок, концертов, дискуссии о художниках и т.п.);

в пятых, на развитие социально-психологической культуры студен­тов, то есть развития коммуникативной культуры, умения общаться на различных уровнях;

в шестых, на развитие и социальной активности каждого студен­та.

ГЛАВА VI. ПСИХОЛОГИЯ И ТЕРАПИЯ СЕМЕЙНЫХ

ОТНОШЕНИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: