Особенности развития личности студента
Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.
Развитие студента на различных курсах имеет некоторые черты:
1 курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференциальный подход к своим ролям.
2 курс – период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсника интенсивно включены все формы воспитания и обучения. Студенты получают общую подготовку, формируется их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.
3 курс – начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации может привести к сужению сферы разносторонних интересов.
|
|
4 курс – первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.
5 курс – перспектива скорого окончания вуза – формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более активными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.д. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.
5.2. Трудности и противоречия развития психической сферы
юношей и девушек
Из особенностей юношеского возраста вытекают следующие трудности и противоречия развития психической сферы юношей и девушек: дискомфорт на психофизиологическом уровне; личностные проблемы; трудности, возникающие в процессе взаимодействия с другими людьми на микрогрупповом уровне (общение в семье, общение с преподавателями и сокурсниками).
1. Дискомфорт на психофизиологическом уровне. Hа психофизиологическом уровне юноши могут испытывать дискомфорт от:
а) ощущения своей физической непривлекательности – синдром дисморфофобии;
б) неустойчивости эмоциональной сферы;
в) высокого уровня ситуативной тревожности.
2. Личностные проблемы.
Объективно и субъективно важные проблемы личностного уровня (дефекты личностной сферы) проявляются у студентов в:
а) недостаточном уровне самостоятельности;
б) неадекватности самооценки и уровня притязаний;
|
|
в) несформированном мировоззрении, нравственных эталонов и идеалов;
г) отсутствии конкретных жизненных целей и устремлений (вариант: в институт привели родители);
д) сохранении подросткового негативизма;
е) неудовлетворенности собой.
3. Трудности, возникающие в процессе взаимодействия с другими людьми на микрогрупповом уровне (общение в семье, общение с преподавателями, однокурсниками):
1) несформированность навыков общения (замкнутость, застенчивость, может быть чрезмерная болтливость);
2) неадекватное понимание сущности высших человеческих чувств, отношений дружбы и любви;
3) преобладание эгоистических тенденций, деформированное понятие справедливости;
4) излишняя критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей, высказываний;
5) неприятие позиций и требований взрослых, отсутствие уважения и признания авторитета в отношении к ним;
6) неадекватные претензии на статус и роли в различных группах;
7) ярко выраженные тенденции к «самопоказыванию», оригинальничанью;
8) проявление юношеского максимализма в отношениях с окружающими.
Многие из этих проблем можно выявить в процессе бесед со студентами и наблюдения за ними в учебной деятельности в процессе изучения отдельных дисциплин.
Психологические особенности юношеского возраста, а также наличие трудностей и противоречий развития психической сферы юношей и девушек должны учитываться преподавателями-кураторами при организации учебного и воспитательного процесса. При этом необходимо обращать внимание:
во-первых, на разностороннее изучение студентов своей группы и выявление личностных трудностей и трудностей взаимодействия;
во-вторых, на оказание помощи в период социальной адаптации, связанной со сменой социальной ситуации развития – это работа с первокурсниками;
в-третьих, на расширение «психологического поля» личности, развитие и утверждение индивидуальности, то есть беседы со студентами о них самих, смысле жизни, отношениях со значимыми взрослыми (родными);
в-четвертых, на формирование их общечеловеческой культуры (посещение выставок, концертов, дискуссии о художниках и т.п.);
в пятых, на развитие социально-психологической культуры студентов, то есть развития коммуникативной культуры, умения общаться на различных уровнях;
в шестых, на развитие и социальной активности каждого студента.
ГЛАВА VI. ПСИХОЛОГИЯ И ТЕРАПИЯ СЕМЕЙНЫХ
ОТНОШЕНИЙ