Средства стимулирования сбыта, применяемые на рынках производителей и торговых посредников
В мировой и российской практике стимулирование сбыта на рынке производителей и торговых посредников осуществляется в основном за счет средств прямого снижения цен и стимулирования сбыта в вещественной форме.
Средства прямого снижения цен:
1. Простая скидка (скидка с прейскурантной цены или с первоначальной цены коммерческого предложения).
2. Скидка-сконто (предоставляется за проведение расчетов в более сжатые, чем предусмотренные договором сроки),
«2/10 нетто 30» - по договору срок расчета 30 дней, но покупатель получает скидку 2% при расчетах в течение 10 дней.
3. Бонусная скидка (предоставляется постоянным клиентам за годовой объем покупок в зависимости от величины годового объема покупок).
4. Прогрессивная скидка (предоставляется за объем покупок и серийность или комплектность).
5. Сезонная скидка (за приобретение товара вне сезона).
6. Специальные скидки (предоставляются тем клиентам, в которых фирма наиболее заинтересована).
7. Привилегированные скидки (постоянным покупателям).
8. Скрытые скидки (предоставление бесплатных товарных образцов, которые прилагаются к коммерческому предложению или определенного объема бесплатных услуг).
9. Сложные скидки (различные сочетания вышеперечисленных видов скидок).
В общем смысле эффективность – соотношение результатов и затрат, вызвавших данный результат. Для определения эффективности мероприятий по стимулированию сбыта используется пирамида следующих показателей:
1. Экономические показатели
· Увеличение объемов продаж (см. рекламу)
· Увеличение объемов прибыли (см. рекламу)
· Рентабельность затрат ,
где Зком – затраты на коммуникационные мероприятия
· Рентабельность продаж ,
где Rп ком – доля прибыли в дополнительном объеме продаж
· Увеличение скорости оборота товарных запасов
· Увеличение доли рынка
2. Коммуникационные показатели, прямо влияющие на увеличение объема продаж
· Увеличение количества обращений в фирму лично по телефону, эл. почте, интернету
· Увеличение количества покупок
· Увеличение количества покупателей в целом, в том числе новых
· Увеличения показателя «покупкопосещение»
· Увеличение размера средней покупки
3. Коммуникационные показатели, косвенно связанные с увеличением объемов продаж
· Рост известности марки
· Увеличение количества покупателей, знающих адрес и месторасположения фирмы
· Рост количества потребителей, положительно настроенных к фирме и ее продукции
· Увеличение количества покупателей, знающих отличительные свойства продукции фирмы
· Увеличение количества покупателей, знающих марку, логотип, слоган фирмы
Проблемы практической реализации предприятиями
стратегий ТМ