Трансактный анализ. В качестве исходных посылок для объяснения поведения и деятельности человека Э

В качестве исходных посылок для объяснения поведения и деятельности человека Э. Берн выбрал понятия «эго-состояние» индивида, «психологическая игра», «скрипт», «трансакт».

Эго-состояние - это психическое состояние индивида в данный момент времени. Сами по себе состояния не подлежат оценке по шкале «плохое - хорошее». Они представляют собой текущий способ существования Я-субъекта. Эти состояния формируются в детском и юношеском возрасте, находятся в сфере бессознательного индивида, но предопределяют, ЧТО думает и делает он в данный момент и КАК себя ведет. Обнаруживают себя эго-состояния во взаимодействии с другими людьми. Выделяются три таких эго-состояния: «Родитель», «Взрослый», «Ребенок» (рис. 5.9).

А. Состояние «Родитель» - это усвоение индивидом опыта размышлений, действий, реагирования, рассуждений своих родителей или людей, чей авторитет был для него значим в детстве. (Пример. Начальник - подчиненному: «Федоров, сколько раз еще нужно напоминать Вам об одном и том же?!»).

Проявляется это состояние в двух формах:

- заботливое состояние «Родитель» (доброе, поддерживающее, сочувствующее, озабоченное, утешающее, защищающее и др.);

- критическое состояние «Родитель» (санкционирующее, авторитарное, запрещающее, доминирующее, указывающее, оценивающее и т. д.).

Б. Состояние «Ребенок» - это сохраненное в подсознании индивида детство с его кратковременными эмоциями, чувствами, двигательными актами, мимикой. Пример. Высокопоставленный чиновник, сидя на трибуне стадиона и наблюдая за игрой своей любимой команды, позволяет себе то, что никогда не позволит себе в рабочем кабинете. «Виновник» такого аффективного поведения - именно эго-состояние «Ребенок», извлеченное из уголков области

 
 

бессознательного, «заполненного» еще в далеком детстве.

Состояние «Ребенок» имеет несколько разновидностей:

-свободное, естественное (раскованность, фантазерство, импульсивность, непосредственность, воодушевление, смех, плач и т.п.);

- адаптированное, приспосабливающееся (покорное, скромное, неуверенное, жалующееся, беспомощное, стесняющееся, боязливое и др.);

- бунтарское (грубое, капризное, строптивое, непослушное, агрессивное и т. д.).

В. Состояние «Взрослый» - это поведение, здравого смысла, независимости, деловитости, учета реального положения дел, трезвой оценки ситуации, адекватного восприятия других людей и др. Пример: друзья, деловито решающие назревшую проблему.

Между тремя эго-состояниями, этими тремя «внутренними человечками» идут бон «местного» значения, возникают конфликты. Один из них может вводить в заблуждение другого, манипулировать им.

Психологическая игра - это поведение индивида со скрытым намерением (мотивом), с обманной стратегией во имя получения какого-то преимущества перед собеседником. Последствия такой игры для партнера определяют ее нравственную сущность. Примеры: «игры преступного мира», «супружеские игры», «я же тебе говорил (а)» и др.

Скрипты, или скрипт - программы - сценарии жизненного пути индивида, заложенные в него еще в детские годы под влиянием социального опыта и содержащиеся в эго-состоянии «Ребенок». Скрипты трудно поддаются осознанию индивидом и ведут его по жизни «на поводке».

Идея психотерапевтической помощи человеку состоит в освобождении его от скриптов. Это осуществляется путем:

- осознания самого факта их наличия;

- привития (вопреки скриптам) расторможенного, искреннего поведения;

- формирования независимости.

Трансакт - любой вербальный или невербальных контакт между двумя (или более) индивидами. Он состоит из стимула (S) и реакции (R) между двумя эго-состояниями (рис. 5.10).

Психотерапевтический успех достигается в том случае, когда между тремя эго-состояниями устанавливается полная гармония, уравновешенность.

 
 

Трансактный анализ находит широкое применение в психологических тренингах, позволяющих лучше осознать себя и структуру своей личности, улучшить взаимодействие с другими, увидеть те манипуляции, которые успешно применяют другие по отношению к собеседникам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: