Когнитивная психология

Стадии развития интеллекта

Этапы развития сенсомоторного интеллекта

Этап Возраст, мес Содержание стадии
    Преобладание врожденных рефлексов.
  1-4 Первые простые навыки. Появление процессов ассимиляции и аккомодации.
  4-8 Активное изучение предметов через «двигательное опознание».
  8-12 Способность использовать одно действие как средство совершения другого.
  12-18 Активный поиск новых средств достижения цели через предметное экспериментирование.
  18-24 Приоткрывается способность к «инсайту».

Процесс развития интеллекта ребенка происходит постадийно (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Стадия Возраст Содержание стадии
Сснсомоторная Дооперацноиальная Конкретных операций Формальных операций до 2 лет 2-7 лет 7-12 лет 12-15 лет Сенсомоторный интеллект. Символическое мышление. Анимизм, магия, артифициализм. Нарушение пространственных (топологических, проективных н эвклидовых) и временных соотношении. Декаляж. Возникновение способности к синтезу. Способность к дедуктивному рассуждению.

Примечания:

- магия - придание словам и жестам силы воздействия на внешние предметы;

- анимизм - приписывание одушевленности неодушевленным предметам;

- артифициализм - вера в то, что все явления окружающего мира созданы людьми для своего употребления («Луна создана космонавтами»);

- топологические, проективные, и эвклидовы операции предусматривают соблюдение пространственных соотношений между предметами или их частями, между их размерами и взаимным расположением (например, ребенок 2-7 лет изображает на бумаге человечка - «головонога», у которого ноги растут прямо из головы; ребенок не признает, что два автомобиля могут двигаться одинаковое время, если они прошли разное расстояние, т. е. не разделяет понятия времени и расстояния);

- декаляж — неодновременность развития различных познавательных функций.

Слабые стороны теории Ж. Пиаже:

«недоучет роли обучения в развитии интеллекта;

«недопонимание того, что развивается не просто интеллект человека, а сам человек, и по мере развития на более высокий уровень поднимаются все стороны его сознания.

Позиции авторов данного направления заключаются в следующем.

- Д. Брунер. Любой поступок человека включает само Действие, мысли и чувства (в отличие от бихевиористского подхода), что и обусловливает различные ведущие формы отображения реальной действительности в различные возрастные периоды человека:

- сенсомоторное (раннее детство);

- иконическое, или образное (детство);

- символическое, или понятийное (подростковый возраст).

•Ж. Пиаже. Когнитивное (интеллектуальное) развитие происходит в постоянном поиске равновесия между приобретенным знанием и тем, которое еще предстоит усвоить.

А. Бек. Мысли человека предопределяют чувства и действия, мысли о потере соответствует печаль, нарушению значимых для человека ценностей - гнев и т. д. Если эти мысли непроизвольны и бессознательны, они составляют суть феномена «автоматические мысли».

•Д. Келли. Каждый человек ориентирован на восприятие, понимание, контроль сферы своих текущих переживаний и предсказание будущих событий в своей жизни. Сущность этих процессов заключена в особых психических образованиях - личностных конструктах. Конструкт - это характерный для данного человека индивидуальный способ восприятия реального мира по шкале «схожесть - контраст» (белый - черный, красивый - уродливый, добрый - жестокий, свой - чужой и т.п.).

Конструкты образуют систему со своей внутренней иерархией (одни из них ведущие, другие - ведомые, хотя эти роли не являются постоянными). В системе каждый конструкт имеет определенные функциональные «обязанности»:

· всесторонние (универсальные, «широкопанорамные») конструкты используются для восприятия масштабных явлений окружающего мира;

· частные - для восприятия отдельных сторон явлений!

· основные - для отражения ведущей деятельности индивида;

· периферические (мелкие) помогают воспринимать как бы оттенки окружающего мира.

Основное назначение конструктов - создание непротиворечивой картины воспринимаемого реального мира. Эти» позволяет рассматривать систему конструктов как саму воспринимающую личность, которой они принадлежат. Действительно:

· конструкт, который правильно отражает среду, сохраняется и продолжает действовать, а тот, который ее искажает, разрушается;

· взгляды людей различаются потому, что различны их системы конструктов (и наоборот);

· конструкты позволяют прогнозировать развитее событий жизни и тем самым влияют на поведение человека;

· знание системы конструктов данного человеке равносильно знанию его личности;

· успешное взаимодействие людей возможно исключительно при схожести систем их конструктов.

Практический инструментарий когнитивной психотерапии также базируется на понятиях

конструктов. Так, именно конструктами обусловлены различные эмоциональные со стояния человека. Например:

· состояние неуверенности, тревоги появляется у человека, когда ему становится ясно, что его конструкты потеряли возможность предвидеть предстоящие ситуации;

· состояние агрессивности, враждебности возникает, Когда человек вместо пересмотра конструкта как нереалистичного искусственно пытается возвести его в ранг удобного);

· перестройка своих конструктов - задача сложная, поэтому человеку свойственно подгонять характеристики средыi (в том числе и других людей) под свои конструкты, продляя тем самым состояние предубеждения;

· состояние депрессии человека связано с резкий сокращением функций его конструктной системы (с сокращением перцептивного поля).

Главные задачи когнитивной психотерапии состоят в:

· изменении системы конструктов индивида в сторону улучшения ее прогностических качеств и соответствия реальностям окружающего мира;

· обновлении системы конструктов, что эквивалентно обновлению самой личности.

Эти и другие положения заложены в технологию когнитивных психотерапевтических процедур.

Современная когнитивная психология тяготеет к аналогиям компьютерно-информационных технологий. Так, из ее положений вытекает, что:

· когнитивные процессы человека аналогичны программам ЭВМ;

· поведение человека можно объяснить, лишь учитывая то, как он воспринимает и перерабатывает информацию, принимает решения в той или иной ситуации;

· когнитивный процесс не завершается поведенческой реакцией (как это наблюдается у бихевиористов), а продолжается в виде самоанализа своего поведения и корректировки его с учетом предстоящих событии, т. е. представляет собой замкнутую систему, или систему с обратной связью (рис. 5.6):

 
 

· человек отчасти от рождения, отчасти благодаря опыту имеет индивидуальную «схему», или своеобразный план сбора и переработки информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: