Понятие развития личности
Изменения, происходящие в ходе развития, могут быть количественными и качественными. Понятие роста относится скорее к количественному аспекту развития и включает:
v физические изменения,
v психические изменения индивида.
Признаки, указывающие на наличие процесса созревания (по Ю. Н. Карандашеву, 1996):
• аналогичность возникновения и протекания (у всех детей одна и та же последовательность развития);
• возникновение в строго определенном возрасте (с определенного возраста наблюдается резкое нарастание в развитии признака);
• нагоняемость (извне подавляемый прогресс, вызвавший отставание, в короткое время компенсируется ускоренным развитием);
• необратимость (однажды достигнутые шаги не теряются, сохраняясь на всю оставшуюся жизнь).
Также понятие созревания используют в переносном смысле (например, когнитивное созревание, моральная зрелость и т. д.).
Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной (табл. 3).
|
|
Таблица 3
Область развития | Характеристика |
Физическая | Включает рост и изменения тела человека. Сюда входят как внешние изменения, например, динамика роста и веса, так и внутренние: изменения костей и мышц, желез, мозга и органов чувств. К этой области также относятся физическое здоровье и двигательные навыки (например, ходьба, ползание, навыки письма) |
Когнитивная | Включает психические процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем. Охватывает изменения, происходящие в восприятии, памяти, рассуждении, творческом воображении и речи |
Психосоциальная | Включает развитие личности и межличностных отношений. Эти две сферы развития взаимосвязаны и охватывают, с одной стороны, изменения Я-концепции, эмоции и чувств, а с другой - формирование социальных навыков и моделей поведения |
Термин старение относится к биологическим изменениям, происходящим после прохождения точки оптимальной зрелости. При этом процессы старения не обязательно предполагают спад активности или изнашивание организма. Старение может повышать человеческую рассудительность и проницательность.
В эволюции существует два различных типа прогресса: биологический и морфофизиологический. Возникновение и прогрессивное развитие любой эволюционирующей системы обеспечивается благодаря процессам ее интеграции и дифференциации - синтезогенеза и сегрегациогенеза.
Синтезогенез - это путь увеличения числа потенциально возможных свойств, которые могут пригодиться системе при встрече с непредвиденными ситуациями. Наряду с синтезогенезом, в эволюции также идет процесс вычленения подсистем, входящих в системы, то есть процесс дифференциации систем. Появляются подсистемы - узкие специалисты обладающие возможностью делать одно и только одно дело, но зато делать его с самой высокой степенью эффективности. Этот путь систем характеризуете» как сегрегациогенез.
|
|
Соотношение среды и наследственности: схема двухфакторной детерминации личности.
К числу наиболее спорных вопросов в психологии личности относится вопрос о соотношении среды и наследственности. В психологии эта проблема фигурирует под разными названиями: соотношение среды и наследственности;
Выход из положения был найден в различного рода двухфакторных теориях детерминации развития личности.Существует три наиболее распространенных варианта двухфакторных теорий, или «концепций двойной детерминации развития» личности человека:
• теория-конвергенции двух факторов. В.Штерн, предложивший эту теорию, считает, что личность выступает как продукт социальной среды, так и наследственных предиспозиций, которые достаются человеку от рождения. Социальный фактор (среда) и биологический фактор (диспозиции организма) приводят к возникновению нового состояния личности. Позиция В. Штерна приводит к дуализму - механистически сложенного биологического и социального в жизни человека - в понимании детерминант личностного развития;
• теория конфронтации двух факторов. Эта теория выступила в психоанализе 3. Фрейда, а затем в индивидуальной психологии А. Адлера, аналитической психологии К. Г. Юнга, неофрейдистов Э. Фромма, К. Хорни и др. 3. Фрейд считал, что любая динамика и развитие жизни могут быть поняты, исходя из изучения двух принципов душевной деятельности - принципа стремления к удовольствию (избегания неудовольствия) и принципа реальности.
В соответствии с принципом реальности «душевный аппарат» человека вынужден считаться с реальными отношениями мира, а также стремиться преобразовать их. Благодаря «воспитанию» удается временно примирить те силы, которые сталкиваются из-за противоборства принципа реальности и принципа удовольствия. Если человек, побуждаемый либидозной энергией, стремится к получению удовольствия, то реальная социальная среда накладывает свои нормы, свои запреты, препятствующие достижению той или иной потребности.
С внешней стороны - это конфликт между культурой, обществом и влечениями личности. Во внутреннем плане - конфронтация биологического и социального обозначается 3. Фрейдом как изначальный конфликт между различными инстанциями личности «Сверх-Я» и «Оно»;
• концепция взаимодействия двух факторов объясняет развитие личности как процесс активной и пассивной адаптации к социально-экономической ситуации.
(А. Г. Асмолов, 1990).
Детерминистский тезис о том, что, изменяя в деятельности реальный мир, субъект меняется сам, объясняет личностные трансформации индивида.
• Принцип развития реализуется в понимании процесса превращения биологических структур индивида в социально обусловленные структуры его личности.
• Принцип системности позволяет представить ее в качестве целостности, в которой выявляются такие разноуровневые связи, как синтез структурно функциональных и фило- онтогенетических представлений.
• Принцип деятельного опосредования межличностных отношений. личности и ее развития является общим системным принципом построения общепсихологической теории личности.
Категория «деятельность» определяется как динамическая саморазвивающаяся система взаимодействии субъекта с миром, имеющая иерархическую структуру.
Структура деятельности состоит из:
• цели,
• мотива,
• способа акции,
• результата.
Цель для личности это личностно-переработанные потребности.Объект - цель, ставшая субъективной. Мотив определяется как психическое явление, становящееся осознанным побуждением к определенной деятельности. Таким образом, мотив - это определенная потребность. Мотивы могут быть случайными, ситуационными, общими, динамическими. Способ выполнения определяется целью и мотивами и включает в себя знания, умения, навыки, результат. Способы осуществления действий - операции. Деятельность раскладывается на действия - элементы, при выполнении которых достигается элементарная неразложимая цель.
|
|
Социализация - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.
Социализация - это всеобщий процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы: семьи, общины, рода. Социализация включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы. Этот процесс длится всю жизнь, помогая людям обрести душевный комфорт и чувствовать себя полноправными членами общества или какой-то культурной группы внутри этого общества (О. А. Goslin, 1969).
Признаки социализации:
• человек обогащается общественным опытом;
• индивидуализируется;
• становится личностью;
• приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий.
Три аспекта социализации:
1. индивидуализация (процесс движения от интерпсихического к интрапсихическому, индивидуальному);
2. интимизация связана с проблемами самосознания. Этот процесс, интериоризации социального опыта слабо изучен;
3. Производство внутреннего плана сознания (процесс переноса внешнего во внутренний план, материального - в идеальный).
Поведение и переживание как деятельность личности
Поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими его условиями жизни. Источником 1ения являются потребности индивида.
Характеристики поведения:
|
|
• общественно обусловлено;
• сознательно;
• имеет цель;
• произвольно;
• созидательно;
• носит характер деятельности.
Единицами поведения являются поступки.
Личностное поведение - это поведение, в основе которого лежат обращения одного субъекта к другому,.Поведение индивида всегда носит характер переживания.
Переживание - это особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описывается критическая жизненная ситуация: стресс, фрустрация, конфликт, кризис.
Стресс — неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов. Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее.
Фрустрация определяется состоянием диссонанса между наличием сильной мотивированности достичь цель и наличием преграды, препятствующей этому достижению: физической, биологической, психологической, социокультурной.
Виды фрустрационного поведения:
• двигательное возбуждение,
• апатия,
• агрессия и деструкция,
• стереотипия,
• регрессия