Психология личности

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, отчасти и в расхождении мнении на этот счет, проявляется сложность самого феномена личности. Концептуальное значение понятия личности многогранно - оно охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Наиболее перспективной исходной позицией в отечественной психологии является понимание личности как реального деятельного человека - общественного индивида. Способом существования личности является деятельность, в которой личность и проявляется и формируется. В деятельности же индивид присваивает социальный опыт и формируется как личность. Следовательно, личностью мы можем назвать индивида, обладающего механизмом усвоения социального опыта.

Выделяют следующие свойства личности:

• личность - абстракция;

• личность не включает генотипические и физиологические особенности;

• личность — совокупность социальных качеств человека;

• способ существования - деятельность.

Индивид — это данный конкретный человек со всеми присущими ем) особенностями (один из людей). «Индивид, - как правильно указывает Е. В. Шорохова (1966), - обозначает человека как одного из людей, как носителя общих свойств, как некоторую единичность».

Человеком рождаются - личностью становятся. Новорожденный ребенок - это человеческий индивид, но еще не личность. В благоприятных условиях развития он станет личностью. Но детей, выросших за пределам: общества, и росших без изучения языка и социальных норм, часто невозможно отнести к личностям. Так же не определяются как личности индивиды, которые из-за генетических дефектов или вследствие какой-либо травмы ведут вегетативный образ жизни и не способны взаимодействовать с кем-либо. То же относится и к массовым убийцам и другим психопатам или социопатам (S. Hampson, 1995).

Личность - прижизненное системное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъекта познания и активного преобразователя мира. Индивидуальность - это личность в ее своеобразии (табл. 1). Это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других.

Индивидуальность человека может проявляться в особенностях его ума, чувств, воли по отдельности или вместе взятых. В житейском обиходе нередко приравнивают понятия «личность» и «яркая индивидуальность». С этой точки зрения личностью можно назвать только ярких, оригинальных, талантливых людей, которые оказывают сильное влияние на окружающих глубиной своих чувств, мыслей, поступков. Однако с позиций научной психологии личностью является каждый человек при условии достижения им определенного уровня развития.

Донаучные представления о личности. Философско-литературный период в истории психологии личности.

. Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А. Ф. Лазурский, Г. Олпорт, Р. Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до того времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX века. Этот период можно разделить на следующие этапы:

• Античность. Античные мыслители предполагали, что душа человека не может быть понята из нее самой. В их объяснениях ее генезиса и структуры обнаруживаются три направления поиска тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался микрокосм индивидуальной человеческой души.

Первое направление исходило из объяснения психики законами движения и развития материального мира. Здесь в качестве руководящей выступала идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы.

Второе направление было создано Аристотелем. Оно ориентировалось не на природу в целом, а только на живую природу. Оно позволило трактовать психическое не как обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную покидать организм, с которым она внешне связана, а как способ организации поведения живых систем.

Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются человеческой культурой, а именно от понятий, идей, этических ценностей, которые представлены в виде особых духовных сущностей. Исследований не проводилось, психология входила в рамки философии.

• Средневековье. Развитие арабояэычной науки (Ибн Сина и физиологическая психология); схоластика, томизм - засилье религии, теологическая психология; Возрождение: Ф. Бэкон и его идея методологии, исходившей из познания причин вещей с помощью опыта и индукции.

• XVII век. Новую эпоху в развитии психологической мысли открыли концепции, вдохновленные триумфом механики (Р. Декарг - открытие рефлекса, противопоставление тела и души дуализм; Спиноза и попытки построить психологическое учение о человеке как целостном существе, духовно-телесном).

• XVIII век. Развитие ассоцианизма как течения, объясняющего развитие психического мира человека (Гартли); солипсизма (Беркли), предполагающего отрицание любого бытия кроме сознания. Кант и его учение об источниках и принципах научного знания. Учение Канта, доказывая априорную целостность психического образа объекта, отвергало ассоцианизм, считавший первичным психические атомы, которые объединяются благодаря ассоциациям. Кант считал, что сознание изначально организовано, обладает структурой и способами построения своего материала.

Особенности периода

• психология находится в рамках философии;

• «наивная психология»;

• описательная психология;

• изучение вопросов о нравственной и социальной природе человека;

• первые попытки определения личности и того, что человек может назвать своим, личным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: