Сфера обслуживания

В современном развитом обществе у людей появились разнообразные потребности в различных материальных и духовных благах, в услугах, к которым можно отнести всякий труд, непосредственно удовлетворяющий нужды индивидуального потребителя (клиента).

Сфера обслуживания постепенно является основной частью так называемой непроизводственной сферы этого комплекса (рис.1).

Сфера обслуживания - самостоятельный объект приложения труда и один из источников потребляемых населением благ. Посредством различных отраслей население получает материальные (через розничную торговлю, общественное питание, систему бытовых услуг) и духовные блага (с помощью зрелищных учреждений, клубов, книготорговли, радио и телевидения, музеев, выставок и т.д.). Но, кроме того, она сама создает необходимые виды услуг, которые нельзя непосредственно отнести ни к материальным, ни к духовным благам: медицинское обслуживание, предприятия личной гигиены и т.д. (рис.2).

Существует много отраслей и видов обслуживания населения, причем в экономической науке и у нас и за рубежом нет полного единства относительно того, что следует включать в их состав. Поэтому статистические данные о доле этой сферы (по числу занятых, основных фондах и др.) в общем комплексе народного хозяйства по разным странам или группам стран не вполне сопоставимы. Дискуссионные, главным образом, вопросы о том, включать ли в эту сферу торговлю, пассажирский транспорт, связь (в части обслуживания населения), специальное (профессиональное, а не общее школьное) образование.

В сферу обслуживания включены розничная торговля, пассажирский транпорт, а также некоторые услуги связи и средние учебные заведения.

           
   
 
 
 
   


Материальное производство


Рис.1. Место сферы обслуживания в структуре народного хозяйства

Материальное производство: 1 - в сфере обслуживания (ремонт и пошив одежды, обуви, ремонт хозяйственных изделий, бытовой техники, личного автотранспорта, квартир и т.д.); 2 - в театральных мастерских, музеях и др.; 3 - в мастерских при НИИ; 4 - при вузах, техникумах, в ПТУ.

 
 


               
   
   
 
 
 
Сфера обслуживания
 
   


Рис. 2. Место сферы обслуживания в жизни общества

Изучая сферу обслуживания, очевидно, следует предпочесть "функциональную" группировку (классификацию) всех ее отраслей по выполняемым ими функциям в обеспечении жизнедеятельности населения. Исходя из этого, можно условно выделить следующие группы:

- жилищное обслуживание - предоставление жилья с его благоустройством (электро-, водо-, газоснабжение, канализация, отопление, телефон, система мусороудаления);

- услуги по социальному обеспечению населения - дома для престарелых и инвалидов, детские дома и интернаты, пенсионное обеспечение и социальное страхование;

- розничная торговля и общественное питание (как взаимодополняющие отрасли их можно объединить в одну функциональную группу);

- бытовое обслуживание - обширная группа отраслей, в которой выделяются прежде всего отрасли "производственные", относящиеся одновременно и к сфере обслуживания, и к материальному производству (см.рис.1): ателье по индивидуальному пошиву одежды, обуви, головных уборов, изготовлению мебели и пр., ремонта бытовой техники, обуви, одежды, квартир и др. Во вторую, еще более разнообразную группу, входят услуги, связанные с личной гигиеной (бани, прачечные, химчистки, парикмахерские, салоны косметики), уходом за домом (натирка полов, уборка, мытье окон) и личным транспортом, пункты проката, фотографии и т.д.; особое место занимают услуги Сбербанка;

- культурно-бытовое обслуживание - почта, телеграф, телефоны-автоматы и междугородние переговорные пункты, справочное бюро, обширная сеть спортивных сооружений (как база для личных занятий физкультурой и спортом) и туристских баз, кемпингов, мотелей, пансионатов и домов отдыха общего типа;

- комплексное обеспечение жизни некоторых обособленных групп населения: обитателей домов для престарелых, детских домов, инвалидов и неизлечимо больных; исправительных заведений;

- ритуальные услуги, связанные с отправлением того или иного религиозного культа; устройство и уход за кладбищами, колумбариями; служба крематориев;

- юридические услуги (нотариат, адвокатура, суды - по делам о нарушении прав личности и другим гражданским делам);

- культурно-просветительное обслуживание - разнообразная сеть зрелищных предприятий: театры и кинотеатры, концертные и выставочные залы, цирки, музеи, стадионы, клубы и дома культуры, библиотеки; к этой сфере относят деятельность газетных, журнальных и книжных издательств, радио и телевидения, книготорговлю;

- воспитание и обучение детей: детские ясли и сады, система общеобразовательных школ (в том числе музыкальных, спортивных и др.), дома летнего загородного отдыха школьников, дома юных техников и натуралистов;

- медицинское обслуживание обеспечивают амбулатории, поликлинические учреждения, больницы и клиники, медпункты на предприятиях и фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) в небольших сельских поселках, аптеки;

- обеспечение безопасности населения и сохранности его имущества, правопорядка на базе соответствующей части работы милиции и судебных органов в населенных пунктах; служба пожарной охраны;

- пассажирский транспорт - средство не только экономии времени, но и удовлетворения разнообразных потребностей населения (доставка почты, медицинское обслуживание и ремонт техники на дому, автолавки и автоклубы и т.д.).

Каждая из рассмотренных групп имеет свои закономерности, проблемы развития и территориальной организации. Все отрасли в совокупности могут быть названы социальной инфраструктурой общества.

В современном обществе в сфере услуг занята значительная часть всех трудовых ресурсов, и она растет, достигая, по разным расчетам (см. выше о разном понимании состава этой сферы), от 50 до 70% (в США) всех работающих. В России, по приблизительным подсчетам, которые можно сделать на основе публикаций Госкомстата, группируя занятых по отраслям, в 1995 г. в сфере обслуживания было занято (без работников пассажирского транспорта и связистов, обслуживающих население) около 30% всех работающих.

Нередко не только в обиходе, но и в научных работах смешивают понятия "непроизводственная сфера" и "сфера обслуживания", или "сфера услуг". Но непроизводственная сфера гораздо шире, она (см.рис.1) включает в себя и такие самостоятельные важные области, как наука и искусство - создание духовных ценностей. На грани производственной и непроизводственной сфер есть и такая, столь же важная для народного хозяйства область, как НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).

Другая частая ошибка - относить всю сферу обслуживания к непроизводственной сфере. Действительно, преобладающая часть услуг относится к этой сфере (труд врача, учителя, артиста). То же относится к большей части бытовых услуг: индивидуальный пошив заказчику костюма по его пожеланию и меркам или ремонт ему телевизора - это услуга, но одновременно - часть материального производства страны.

Услуги, потребляемые населением в современном обществе, оплачиваются из трех источников, из которых первые два являются основными по значению: 1) потребитель платит за услугу сам, как за рыночный товар ("платные" услуги из своих доходов); 2) услугу оплачивает государство из той части валового национального продукта (ВНП), которая выделяется в "фонд потребления", т.е. для потребителя это как бы "бесплатная" услуга.

Но широко распространена и промежуточная форма - когда государство оплачивает лишь часть полной стоимости услуги, делая ее как бы "полуплатной", льготной для всех членов общества (как было до недавнего времени у нас в отношении коммунальных услуг, стоимости городского транспорта и некоторых других) или для определенных групп населения - многосемейных, пенсионеров, школьников.

Круг "бесплатных" и льготных услуг, критерии и объем их очень различны по странам. Они зависят, во-первых, от общего уровня экономического развития страны (от величины ВНП на душу населения) и, во-вторых, от общественного строя, определяющего, какую долю ВНП следует выделять в фонд потребления, а из нее какую долю (и кому) расходовать на бесплатные и льготные услуги.

Есть богатые страны, но очень скупые на социальные расходы, как было везде в эпоху" дикого капитализма"; есть бедные, но в соответствии со своим общественным строем выделяющие на эти цели максимум возможного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: