Территориальной организации сферы обслуживания

Закономерности и факторы

География сферы обслуживания изучает территориальные различия потребностей в услугах и уровень их удовлетворения, а также проблемы пространственной организации этой сферы в целом и ее отраслей в разных природных, социальных, экономических и демографических условиях, при разных формах расселения.

На объем потребления услуг в разной мере воздействуют следующие факторы: 1) уровень денежных доходов населения (для удовлетворения платных услуг) и объем общественных фондов потребления, выделяемых государством из национального дохода; 2) нуждаемость населения в услугах; 3) условия и режим труда различных групп населения; 4) состав населения по полу и возрасту, семейному положению, профессиям, уровню рождаемости и смертности; 5) национальные и региональные традиции образа жизни; 6) развитие дорожной сети, ее качество и густота; 7) особенности расселения. Последние два фактора - главные для территориальной организации сферы обслуживания. Они определяют различную доступность услуг для населения (по расстояниям до учреждений обслуживания). Поэтому при ее создании учитываются особенности расселения населения, своеобразие потребления услуг.

1. Большинство видов услуг отличается тем, что место и время их производства и потребления совпадают (посещение врача, покупка товаров, обед в столовой и т.д.). Значит, соответствующие учреждения следует размещать по возможности ближе к месту жительства или работы трудящихся или на обычных трассах перемещения населения. Но для фабрик-прачечных, химчистки, крупных ремонтных предприятий целесообразно территориальное разделение функций приема заказов на услугу и места выполнения работы.

2. Есть услуги, необходимые всем и всегда (жилищное обслуживание, радио, телевидение, свежие газеты, покупка продуктов), многим и всегда (общественное питание по месту работы или учебы, пассажирский транспорт), всегда, но не всем (школьное обслуживание или детские учреждения, нужные только семьям, которые имеют детей, дома для престарелых и инвалидов, детские дома), не всем и иногда (больницы, автосервис, туристские базы и т.д.). Всем этим определяются густота сети учреждений, их размеры, ассортимент услуг.

3. Все услуги можно разделить на повседневные, периодические, эпизодические. Для первых двух важна близость их к месту жительства или работы потребителя, а для последних - размер учреждений и полнота набора товаров и услуг.

4. Для большинства услуг характерны колебания потребности в них во времени: в пределах суток - часы "пик" - на транспорте, в общественном питании и торговле; недели - бани и другие бытовые предприятия, зрелищные; года - отпускные и школьные каникулярные мероприятия, нагрузка на почту, телеграф в предпраздничные дни. Такие значительные по масштабам изменения требуют соответствующего "маневрирования" кадрами и материальными фондами, часто в масштабе всей страны.

5. Многие виды обслуживания могут быть территориально организованы в разных формах: "услуга идет к человеку" (доставка на дом или по месту работы) или "человек идет за услугой". Доставка на дом может быть постоянной, периодической или эпизодической - в зависимости от потребностей и возможностей: доступность стационарных учреждений зависит от расстояния и наличия транспорта.

Все это существенные критерии территориальной организации сферы обслуживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: