Закономерности и факторы
География сферы обслуживания изучает территориальные различия потребностей в услугах и уровень их удовлетворения, а также проблемы пространственной организации этой сферы в целом и ее отраслей в разных природных, социальных, экономических и демографических условиях, при разных формах расселения.
На объем потребления услуг в разной мере воздействуют следующие факторы: 1) уровень денежных доходов населения (для удовлетворения платных услуг) и объем общественных фондов потребления, выделяемых государством из национального дохода; 2) нуждаемость населения в услугах; 3) условия и режим труда различных групп населения; 4) состав населения по полу и возрасту, семейному положению, профессиям, уровню рождаемости и смертности; 5) национальные и региональные традиции образа жизни; 6) развитие дорожной сети, ее качество и густота; 7) особенности расселения. Последние два фактора - главные для территориальной организации сферы обслуживания. Они определяют различную доступность услуг для населения (по расстояниям до учреждений обслуживания). Поэтому при ее создании учитываются особенности расселения населения, своеобразие потребления услуг.
|
|
1. Большинство видов услуг отличается тем, что место и время их производства и потребления совпадают (посещение врача, покупка товаров, обед в столовой и т.д.). Значит, соответствующие учреждения следует размещать по возможности ближе к месту жительства или работы трудящихся или на обычных трассах перемещения населения. Но для фабрик-прачечных, химчистки, крупных ремонтных предприятий целесообразно территориальное разделение функций приема заказов на услугу и места выполнения работы.
2. Есть услуги, необходимые всем и всегда (жилищное обслуживание, радио, телевидение, свежие газеты, покупка продуктов), многим и всегда (общественное питание по месту работы или учебы, пассажирский транспорт), всегда, но не всем (школьное обслуживание или детские учреждения, нужные только семьям, которые имеют детей, дома для престарелых и инвалидов, детские дома), не всем и иногда (больницы, автосервис, туристские базы и т.д.). Всем этим определяются густота сети учреждений, их размеры, ассортимент услуг.
3. Все услуги можно разделить на повседневные, периодические, эпизодические. Для первых двух важна близость их к месту жительства или работы потребителя, а для последних - размер учреждений и полнота набора товаров и услуг.
4. Для большинства услуг характерны колебания потребности в них во времени: в пределах суток - часы "пик" - на транспорте, в общественном питании и торговле; недели - бани и другие бытовые предприятия, зрелищные; года - отпускные и школьные каникулярные мероприятия, нагрузка на почту, телеграф в предпраздничные дни. Такие значительные по масштабам изменения требуют соответствующего "маневрирования" кадрами и материальными фондами, часто в масштабе всей страны.
|
|
5. Многие виды обслуживания могут быть территориально организованы в разных формах: "услуга идет к человеку" (доставка на дом или по месту работы) или "человек идет за услугой". Доставка на дом может быть постоянной, периодической или эпизодической - в зависимости от потребностей и возможностей: доступность стационарных учреждений зависит от расстояния и наличия транспорта.
Все это существенные критерии территориальной организации сферы обслуживания.