Основные характеристики мышления. Психологические теории мышления

Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях. Мышление - это опосредованное и обобщенное познание объективной действительности.

• Это самостоятельное добывание знаний (того, что чувственно не воспринимается, хотя новая информация может быть добыта с помощью восприятия).

• Это обобщенные знания.

• Это опосредованные знания. Мышление - процесс взаимодействия с познаваемым объектом. Мышление - это процесс добывания новых знаний на основе уже имеющихся.

Основной источник познания - взаимодействие с объектом. Б. Ф. Ломов выделил четыре типа взаимодействия с объектом:

1) действие непосредственно во внешнем плане;

2) воображаемое действие с реальным предметом;

3) действие со знаками во внешнем плане. Знак может быть: копией (точной или неточной); условный знак, не имеющий никакого внешнего сходства, он заменяет объект;

4) со знаками во внутреннем плане.

Чем дальше от конкретного предмета, тем сложнее знак, тем сложнее образ действия с этим знаком-объектом.

Мотивированный знак имеет сходство с объектом. Немотивированный - это условный знак. Ребенок действует вначале с мотивированными знаками. Таким образом, формируются две способности:

• совершать действия в уме;

• совершать действия со знаками.

Знание существует благодаря знакам, которые указывают на значение. Мышлению необходимы знаки, знание и мышление опосредованы знаками. Все, что мы выдумываем, мы фиксируем с помощью знаков. Самыми развитыми знаками являются знаки естественного языка. Знания уже выражены с помощью знаков. Но язык - это универсальная система знаков, с помощью которой можно обозначить все другие знаки.

Используя язык, общаясь, обмениваясь информацией, мы хотим достигнуть понимания. Понимание - определенное знание. Оно всегда динамично, основано на знании. Исходный уровень понимания присутствует всегда.

Умственное действие. То, что в уме взрослого человека происходит мгновенно, у ребенка развернуто в этапы. А еще раньше это должно было совершаться во внешнем плане. Постепенно формируется внутренний план действия.

В этом отношении Я-А.Пономарев сделал ряд выводов:

• внешний план предшествует внутреннему;

• внешний план для ориентации ребенка более успешен, чем внутренний.

Психология мышления стала разрабатываться специально только в XX в. До этого психологии мышления касались:

I. Ассоциативная психология (Юм, Мюллер) Сводит содержание мышления к чувственным элементам ощущений, а закономерности его протекания - к ассоциативным законам.

II. Вюрцбургская школа (А. Бине, К. Бюллер, О. Зельц, Н. Ах) Мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятия. Мышление внешне противопоставляется всему чувственному содержанию действительности, направленность мышления (интенция) превратилась в чистый акт, в мистическую активность вне всякого содержания.

III. Гештальтпсихология (Вертгеймер, Коффка, Келер) Мышление - это не оперирование отношениями, а преобразование структуры наглядных ситуаций. Исходная ситуация, в которой возникает проблема, это в своем наглядном содержании неуравновешенное феноменальное поле, в котором имеются как бы незаполненные места. Вследствие этого в проблемной ситуации создается напряжение, которое вызывает переход данной неустойчивой наглядной ситуации в другую. Посредством последовательного ряда таких переходов происходит преобразование, т.е. изменение структуры исходного наглядного содержания, которое и приводит к решению задачи. Задача оказывается решенной попросту в результате того, что под конец мы по-иному, непосредственно видим содержание исходной ситуации.

Одна из самых давних сфер интереса психологов - познание механизмов, благодаря которым функционирует мышление и другие когнитивные процессы. В данном направлении имеет место теоретическая научная борьба между когнитивистами и бихевиористами. Рассмотрим каждую из концепций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: