Виды мышления
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней.
Прежде всего, весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт, посредством которого ребенок разрешает встающие перед ним затруднения, и система мыслительных операций, посредством которой ученый разрешает научную проблему о закономерностях протекания каких-либо сложных процессов. Можно, таким образом, различать разные уровни мысли в зависимости от того, насколько высок уровень ее обобщений, насколько глубоко вместе с тем она переходит от явления к сущности, от одного определения сущности ко все более глубокому ее определению. Такими разными уровнями мышления являются наглядное мышление в его элементарных формах и мышление отвлеченное, теоретическое.
Теоретическое мышление, раскрывающее закономерности своего предмета, является высоким уровнем мышления. Но было бы совершенно неправильно сводить мышление в целом исключительно к теоретическому мышлению в абстрактных понятиях. Мы совершаем мыслительные операции, не только решая теоретические проблемы, но и тогда, когда, прибегая к абстрактным теоретическим построениям, мы с более или менее глубоким учетом объективных условий осмысленно решаем любую задачу, оставаясь в рамках наглядной ситуации. Существует не только отвлеченное, но и наглядное мышление, поскольку в некоторых случаях мы разрешаем стоящие перед нами задачи, оперируя в основном наглядными данными.
Наглядное мышление и мышление отвлеченно-теоретическое многообразными способами переходят друг в друга. Различие между ними относительно; оно не означает внешней полярности, но оно существенно.
К более адекватному познанию предмета или решению задачи мышление идет посредством многообразных операций.
Сравнение - сопоставляются явления, их свойства, вскрывается их тождество и различия. Сравнение приводит к классификации. Это первичная форма познания. Тождество и различия - основные категории рассудочного познания (внешние отношения). Нужно установление внутренних связей.
Анализ — мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов. Анализом мы вычленяем явления из тех случайных и несущественных связей, в которых они даны нам в восприятии.
Синтез - восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая существенные связи и отношения выделенных элементов. Анализ расчленяет проблему, синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения.
Абстракция - существует примитивная чувственная абстракция, а высшая форма абстракции - абстрактное понятие. Мысль посредством отношений между предметами может выявить абстрактные свойства. Таким образом, абстракция заключается в раскрытии существенных свойств вещей и явлений через их связи и отношения.
Обобщение (генерализация) — это не простое выделение одинаковых свойств, данных в чувственном восприятии. Общее - это существенно связанное. Понятие - обобщение свойств.
Выделяют два процесса обобщения:
1) употребление понятия, применение его к отдельному частному случаю (введение его в предметный, наглядно-действенный контекст);
2) раскрытие его обобщенного значения через осознание отношений, определяющих его в обобщенном понятийном контексте.